Уважаемые члены Коллегии и приглашённые!
29 июня в Ростове-на-Дону под председательством Президента России Владимира Владимировича Путина прошло заседание Госсовета, посвящённое первоочередным вопросам профилактики преступлений, обеспечения общественной безопасности. Реальная острота поднятых на этом заседании проблем обязывает нас прямо говорить, с одной стороны, о новом уровне задач по укреплению государства, а с другой, по-новому определить совместные действия всех уровней и ветвей власти, силовых структур, общественности по вопросам борьбы с преступностью.
Цель обозначена Президентом: устранить сами причины, ведущие к криминализации общества.
Для России - это веление времени. Тем более сегодня, когда мы вновь вступаем в период обострения политической борьбы накануне выборов Госдумы и Президента.
Требуется глубокий анализ ситуации, мобилизация всех ресурсов правоохранительной системы и всего общества. Не оградив наших людей от криминала, невозможно обеспечить эффективное развитие общества, укрепление политической системы.
Ключевой вопрос для любой власти: забота о нормальном укладе жизни в стране, её стабильности, безопасности граждан и самого государства.
Мы ощущаем это особо остро, ибо не забыли, на краю какой пропасти ещё семь лет назад стояла страна. Не только за рубежом, но и внутри России, было много желающих разорвать её на куски.
Олигархические кланы, живущие "по понятиям", нагло попирали законы и нравственные устои. Бандитские группировки прибирали к рукам то, что осталось после дележа общенародной собственности на низовом уровне. На Северном Кавказе началась интервенция международного терроризма. В очередной раз вставал вопрос о самом существовании страны как независимого государства.
Ситуация начала в корне меняться только с приходом к руководству страной Президента Владимира Владимировича Путина. Его мужеству, решительности поверили люди. Эту надежду он оправдал, став во главе преобразований, которые позволили уберечь Россию от развала и укрепить корабль нашей государственности.
Была мобилизована воля всех государственно мыслящих людей. Сформирована вертикаль власти, которая получила поддержку народа и смогла отодвинуть от руля государства олигархические кланы. В страну вернулась стабильность. Она стала основой для созидания. На протяжении последних семи лет уверенно развиваются экономика, социальная сфера, возрождается наука, армия, крепнет вера людей в завтрашний день. Мы рассчитались с внешними долгами, вернули стране международный авторитет. Впервые за многие годы появилась возможность начать отдавать долги своему народу. Сегодня эта линия выражена в президентских национальных проектах, направленных на сбережение народа.
Время разбрасывать камни прошло. Пришло время собирать камни.
Это время ответственных людей, профессионалов, любящих свою страну и свой народ. Это время динамичного развития, движения вперед. Время конкретной работы, которая немыслима без укрепления порядка и законности.
Между тем, преступность, попирающая законы, глумящаяся над обществом, остаётся сегодня самым крупным и самым сложным явлением, которое мешает России.
"Криминальная пятая колонна" - бандитизм, коррупция, теневая экономика - представляет реальную угрозу национальной безопасности, негативно влияет на ситуацию в обществе, сковывает деловую жизнь в стране.
Преступность приобрела качественно новые, организованные и более опасные формы, межрегиональный и международный характер. Криминальный арсенал зачастую не гнушаются использовать разного рода маргиналы и экстремистские силы.
Такова, если хотите, трезвая, хотя и справедливая оценка этой тяжёлой ситуации.
Ещё более прискорбно, что она имеет место на фоне экономического роста, то есть рост преступности идёт на фоне роста экономического. Считаю это трагическим наследием 90-х, метастазы которого сидят очень глубоко.
Поэтому без формирования единой системы профилактики правонарушений, без целенаправленной, систематической и совместной работы (именно совместной!) органов власти, бизнеса, гражданского общества нам не развернуть широкую превентивную борьбу с преступностью, не уничтожить эту "гадину".
Абсолютное большинство проблем, характерных здесь для страны, присущи и Орловской области.
В экономике и социальной сфере все эти годы нам удавалось обеспечить позитивную динамику. Ежегодно в шесть - восемь и более процентов мы идём с ростом валового регионального продукта. Новый импульс получили инвестиционные и инновационные процессы в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Напомню, что в этом году по итогам Ярмарки инвестиций были подписаны соглашения на сумму свыше 43 млрд. рублей. Это в 1,7 раза больше чем в 2006 году.
Ежегодный рост инвестиций стал возможен благодаря статусу области как надежного партнера. Благодаря доверию бизнеса к региону.
Консолидированный бюджет за первое полугодие выполнен и перевыполнен: темп роста 125 % по сравнению с первым полугодием прошлого года; по местным бюджетам - свыше 134 %. Нет ни одного района и города, которые шли бы ниже 120 % по выполнению бюджета.
Экономика динамично развивается, значит, есть возможность нам двигаться дальше. Но для этого и во имя этого нужно наводить порядок. Порядок во всём.
Вместе с тем мы видим, что на территории области за первое полугодие зарегистрировано более 10,5 тысячи преступлений. Хотя и незначительный - 3 % - но это рост по сравнению с прошлогодним показателем. При этом низкой остаётся раскрываемость: в целом каждое второе из зарегистрированных преступлений остаётся нераскрытым.
Не обеспечена надлежащим образом защита собственности граждан: кражи составляют 47 % преступлений.
Серьёзнейшим фактором, который дестабилизирует обстановку, остаётся незаконный оборот наркотиков.
Осенью прошлого года я получил справку, где среди прочего речь шла о том, что у нас подготовлен к реализации пилотный проект "Безопасный город": в городе Ливны планировалось создание системы видео-контроля за криминогенными территориями в режиме реального времени - по примеру соседних с нами регионов.
Почти год уже прошёл. Система "Безопасный город" получила одобрение на самом высоком уровне. Но насколько мы продвинулись в этом вопросе? Где наши "безопасные города"?
Их нет. Они по-прежнему остаются опасными для людей.
Там, где освещённость ниже 50 % от норматива, там, где состояние дорог ниже критического уровня - это опасный город. Говорю прежде всего об областном центре и для его руководителей. Тут не до видеонаблюдения. Надо сначала фонари включить, осветить улицы, дороги отремонтировать. Ведь в противном случае это XIX-й век получается. В прямом смысле.
Вот наша литературная классика: Николай Семёнович Лесков, рассказ "Грабёж". Полистайте на досуге, некоторым будет полезно.
Вопрос одного из героев: "А у вас в Орле в котором часу наступает воровской час?"
"Теперь не оглянешься как и сумерки, и воровской час будет".
"- Что же у вас полицмейстер смотрит?
- Полицмейстер у нас есть Он своё дело и смотрит, хочет именье купить. А если кого ограбят, он говорит: "Зачем дома не спал. И не ограбили б".
- Он бы чаще обходы посылал.
- Уж посылал. Ещё хуже стали грабить".
Дальше цитировать не буду, этого достаточно для сравнений. Правильно говорят: классика - она на все времена.
Возвращаясь к проблемам сегодняшним, XXI-го века, хочу отметить, что есть и масса нареканий граждан на отношение к ним со стороны правоохранительных органов. Ведь к вам люди идут со своей бедой. И что они получают в ответ? Не секрет, что частым явлением остаются безразличие, грубость. Это говорит о том, что работа с личным составом не соответствует требованиям, которые предъявляет общество к работникам милиции.
Во многом именно здесь кроются истоки недоверия, а порой негативного отношения к правоохранительной системе. Побороть эти стереотипы, перейти к активному сотрудничеству с гражданским обществом очень непросто. Это длительный процесс. А вот нарушить грань взаимного доверия наоборот бывает слишком легко.
За последнее время в руководстве региональных силовых структур (УВД, ФСБ, прокуратура) прошли но