Выступление Министра А.С.Соколова на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу "О результатах за 2006 год и основных направлениях деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации на 2008 - 2010 годы"
Специфика деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации определяется широтой и разноплановостью самой сферы нашей ответственности: музеи, театры, концертные организации, кинематограф, библиотеки, архивы, клубы, профильные учебные заведения и НИИ, а также СМИ, издательско-полиграфическая отрасль - все они имеют особые условия развития, разную социоэкономическую основу, а, следовательно, предполагают и существенно различную законодательную базу.
Развитие отрасли культуры служит делу укрепления духовно-нравственных устоев общества, национального самосознания. А "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности, - как подчеркнул в недавнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации В.В. Путин, - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность".
Чем выше культура нации, тем заметнее конкурентные преимущества этой нации в современном мире. "Культура - это "нефть" Франции", - убежденно сказал генерал де Голль. Россия в отличие от Франции, сегодня богата нефтью. Но когда-то она закончится. Культура же неисчерпаема.
Именно этим и задан вектор, определяющий соотношение миссии Минкультуры России, заключающейся в развитии культурного и духовного потенциала нации, и отвечающих этой миссии стратегических целей и тактических задач.
Обеспечивая реализацию прав граждан, установленных статьями 29 и 44 Конституции РФ, Минкультуры России определило следующие стратегические цели: это обеспечение права граждан на доступ к культурным ценностям, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, обеспечение прав граждан в сфере информации и расширение информационного пространства.
Достижение стратегических целей осуществляется путем решения Министерством определенных задач. Приоритеты в сфере выбора задач определены в сводном докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минкультуры России, который представлен членам Правительства Российской Федерации в материалах к заседанию. Причем задачи, решаемые для достижения поставленных целей в рамках миссии, сформулированы, исходя из задач, определяемых Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Основным инструментом, которым располагает в своей деятельности Министерство, являются бюджетные федеральные целевые программы и ведомственные целевые программы.
Основной для Министерства, как субъекта бюджетного планирования, является Федеральная целевая программа "Культура России (2006-2010 годы)". Также Минкультуры России принимает участие в реализации мероприятий ряда бюджетных целевых программ, 25 из которых федеральные и 25 - аналитические программы ведомств .
Нельзя не признать, что "культурная составляющая" многих комплексных целевых программ не соответствует ее значимости. И не секрет, что именно финансовый фактор является здесь определяющим.
Выработанная Минкультуры России государственная политика в сфере культуры и массовых коммуникаций, основные направления которой были согласованы Правительством Российской Федерации 01.06.2006 г., осуществляется, прежде всего, через механизмы законотворческой и нормотворческой деятельности. Выборочно представлю некоторые ее итоги за отчетный период.
Прежде всего, хочу отметить весьма важные для сферы культуры результаты, достигнутые на основе межведомственного взаимодействия - как в отношении выпуска базовых законов и нормативных актов, так и более локальных. Примером первого является активное участие Минкультуры в разработке Федерального закона от 03.11.2006 No 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", который принят в рамках реструктуризации бюджетного сектора. В процессе согласования законопроекта Минкультуры России сделало все возможное, чтобы в результате принятия Закона не допустить существенного затруднения деятельности учреждений культуры, что грозило вызвать обострение социальной напряженности в обществе и другие неблагоприятные последствия. В результате в действующей редакции Закона максимально учтены поправки Минкультуры России.
Локальным, но чрезвычайно важным и долгожданным для работников архивной отрасли актом, явилось постановление Правительства РФ от 15.052007 г. No287 "Об оплате труда работников федеральных государственных архивов", проект которого при нашей активной позиции разработало и внесло в Правительство Министерство здравоохранения и социального развития.
Минкультуры России разработало изменения в статью 7.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (приняты Федеральным законом от 26.07.2006 No 133-ФЗ), которые установили обязательность получения специальных разрешений (открытых листов) на проведение археологических раскопок и разведок, а также установили повышенную административную ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за ведение археологических раскопок и разведок без надлежащего разрешения. Также законопроектом была введена новая статья 7.33, в которой устанавливалась ответственность за уклонение от передачи на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации культурных ценностей, обнаруженных в ходе проведения археологических полевых работ.
Во исполнение Протокольного решения Правительства РФ от 01 декабря 2005 г. Минкультуры России разработана государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников до 2015 года.
Государственная стратегия разработана с участием Минрегиона, Минэкономразвития, Минприроды, Минпромэнерго, Минобрнауки, Ростехнадзора, Ростуризма, Росохранкультуры и Роскультуры. В ней учтены предложения, поступившие из органов исполнительной власти 44 субъектов РФ.
Правительство РФ поручением от 09.06.2006 г. одобрило стратегию и направило ее в органы исполнительной власти субъектов РФ для реализации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Также разработан и внесен в Правительство РФ в марте 2006 г. проект Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "О музейном фонде РФ и музеях в РФ". В соответствии с замечаниями Аппарата Правительства законопроект дополнительно проработан и проходит соответствующие согласования.
На основе межведомственного взаимодействия, под непосредственным руководством нашего Министерства проведена результативная работа, связанная с рассмотрением некоторых претензий иностранных государств на возвращение культурных ценностей, перемещенных в результате Второй мировой войны.
Решен вопрос о передаче Венгерской Республике книг из Шарошпатакской библиотеки. Соответствующий Федеральный закон подписан Президентом Российской Федерации 2 февраля 2006 г. Также решен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации вопрос "О передаче Правительству Австрийской Республики архивных документов австрийского происхождения, перемещенных в результате Второй мировой войны" (постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2006 No 658). Минкультуры России разработаны концепция и проект технического задания на разработку проекта Федерального закона "О передаче Правительству Австрийской Республики среднеперсидских папирусов из собрания Австрийской национальной библиотеки, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и хранящихся в Государственном Эрмитаже".
Проведена также большая экспертная и правовая работа, связанная с возвращением Германии шести средневековых витражей церкви Святой Марии (Мариенкирхе). Проект соответствующего Федерального закона Минкультуры России разработан, согласован и внесен в Правительство РФ.
Говоря об итогах характеризуемого направления деятельности Министерства в отчетный период, выделю работу, ориентированную на реализацию государственной политики в области авторского права и смежных прав. Работа в этом направлении была по объективным причинам кардинально переформатирована уже на последнем этапе внесения изменений в федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах". В настоящее время завершается работа по подготовке 8 проектов постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Их внесение в Правительство запланировано на ноябрь текущего года. В скором времени будут внесены документы по присоединению Российской Федерации к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву и Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнению и фонограммам.
Ряд других важных задач в отчетный период также удалось решить посредством подготовки Минкультуры России соответствующих документов. Назову основные:
- получила дальнейшее развитие система грантовой поддержки творческих коллективов, которая позволила стабилизировать ситуацию в творческой среде. Система включает в себя сегодня гранты Президента России, Правительства Российской Федерации, гранты, учреждаемые высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Общий размер средств на выплату грантов только на федеральном уровне составляет 1 млрд. 857 млн. в год. В отсутствие федерального закона о творческих союзах, творческих работниках - эта система играет особенно важную социальную роль;
- в период реализации муниципальной реформы методическая помощь, оказываемая Минкультуры России органам управления культуры субъектов Федерации, позволила не только сохранить учреждения культуры, но и усовершенствовать их структуру, оптимизировать ее с учетом новой системы муниципального управления. Хочу подчеркнуть, что методические рекомендации, представляющие весьма объемистый том, были разработаны по решению Координационного совета по культуре Минкультуры России, в который входят все руководители органов управления культуры всех субъектов Федерации. Многие другие действия Министерства, связанные с региональными аспектами культурной политики также осуществлены во исполнение решений Координационного совета, в частности, утверждены изменения, внесенные в социальные нормативы и нормы в разделе "Культура" (распоряжение Правительства РФ от 13 июля 2007 г. No923-р).
В этой же связи и в целях координации деятельности органов государственной власти и формирования механизма единой государственной культурной политики в Российской Федерации Министерством разработан и внесен в Правительство РФ проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в части предоставления полномочий субъектам Российской Федерации по участию в реализации единой государственной политики в сфере культуры.
В отчетный период достигнут серьезный прогресс в архивном деле: в Санкт-Петербурге осуществлена уникальная по масштабам и сложности работа по перемещению в новый суперсовременный архитектурный комплекс архивных фондов в объеме 7,2 млн. единиц хранения и имущества Российского государственного исторического архива. Также в Санкт-Петербурге завершено строительство нового здания Российского государственного архива военно-морского флота.
В сфере международной деятельности Министерства следует отметить несколько основных результатов.
В 2006 г. с мертвой точки сдвинут процесс налаживания взаимодействия с Евросоюзом в рамках реализации так называемой "дорожной карты" четвертого общего пространства по культуре.
После переговоров летом 2006 года в Брюсселе с Комиссаром ЕС по вопросам образования, культуры и молодежи в г.Каяни (Финляндия) в рамках Седьмого Российско-Финляндского культурного форума 18-19 сентября 2006 года состоялась встреча экспертов Россия-ЕС. Принято решение о создании Постоянного совета партнерства на уровне министров культуры России и ЕС. Его первое заседание, на котором будет утвержден План совместных действий Россия-ЕС по реализации "дорожной карты" в сфере культуры, пройдет в октябре текущего года. Проведение в 2006 году уже упомянутого 7-го Российско-Финляндского культурного форума следует отметить и в связи с расширением его географии, увеличением числа участников и проектов (более, чем в полтора раза) и решением о проведении в сентябре текущего года следующего 8-го форума в Твери.
Другой важный результат в сфере международной деятельности - укрепление культурных связей в рамках СНГ. Об этом свидетельствует, в частности, организованный в прошлом году в рамках Года СНГ Первый Форум творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ, проведение двух заседаний Совета по культурному сотрудничеству государств-участников СНГ в Москве и Баку и создание при участии Минкультуры России Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Как и прежде, Россия была достойно представлена на XV Международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске", а также в программе, посвященной 10-ой годовщине единения народов Белоруссии и России (Союзное государство), и на Форуме славянских культур в рамках "Дней славянской письменности и культуры".
2006 год был насыщен масштабными двусторонними проектами, о чем свидетельствует слайд. Эта деятельность, разумеется, получит продолжение: в 2007-2010 годах при участии Минкультуры России проводятся или будут проведены Год Китая в России, Год России в Индии и Год Индии в России, а также ответные Годы России с Болгарией и Францией.
Во втором полугодии 2006 года была успешно реализована Программа культурного обеспечения председательства (май-ноябрь 2006 г.) Российской Федерации в Комитете министров Совета Европы и проведены (21-23 сентября 2006 г.) в Санкт-Петербурге Европейские дни наследия.
В рамках председательства Российской Федерации в Арктическом совете в январе 2006 года в Ханты-Мансийске Минкультуры России организовало представительную Конференцию по культурному измерению сотрудничества, впервые обсуждавшую на уровне министров тему вклада культуры в устойчивое развитие в циркумполярном регионе.
В апреле 2006 года в Узбекистане состоялось третье Совещание министров культуры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Минкультуры России подготовило проект межправительственного Соглашения о сотрудничестве государств-членов ШОС в области культуры, который готовится к подписанию на саммите ШОС 16 августа 2007 г. В Москве под эгидой Шанхайской организации сотрудничества был реализован интересный проект - Форум современного искусства России и стран Центральной Азии "Роза Мира".
В течение 2006 года Минкультуры России инициативно занималось подготовкой встречи Министров культуры стран Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), которая впервые за 15 лет существования организации состоялась летом 2007 года в Афинах и приняла важные решения по развитию многостороннего культурного сотрудничества в этом регионе.
Нельзя, наконец, не упомянуть проведенную в 2006 году под руководством Министерства на основе межведомственного взаимодействия церемонию перезахоронения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Этот акт получил широкий международный резонанс, способствовал формированию позитивного облика России в мире.
Среди многочисленных задач, которые Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с основными направлениями своей деятельности ставит перед собой в предстоящий период, назову лишь главнейшие, решение которых возможно путем реализации масштабных программно-целевых действий:
Первая задача. Системная работа, направленная на реформирование библиотечного дела. Министерство занималось совершенствованием работы библиотек непрерывно и целенаправленно и в предыдущий период. Но сегодня эта работа выходит на принципиально новый этап. Предусматривается выведение всей библиотечной сети страны на качественно иной, более высокий уровень. При этом реализацию плана создания Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина Министерство намерено увязать с работой по развитию муниципальных библиотек, которых в стране насчитывается около 40 тысяч.
Специальное рассмотрение этого вопроса запланировано на заседании Правительства РФ 01 ноября 2007 г. Предметом обсуждения будут, в частности, и разработанные Минкультуры России проекты федеральных законов "О библиотечном деле" (в части совершенствования законодательства о библиотечном деле) и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (в части регулирования деятельности электронных библиотек).
Вторая задача связана с деятельностью отечественных музеев. В 2008 г. завершит работу комиссия по проверке сохранности музейных ценностей. Наряду с текущей работой, направленной на кардинальное улучшение дел с обеспечением сохранности музейных фондов, предстоит сформировать в соответствии с требованиями указанного формата единый государственный реестр музейных ценностей государственных и муниципальных музеев, установить требования к единому формату описания музейных предметов и музейных коллекций, опубликовать единый государственный реестр музейных ценностей в электронных и печатных средствах массовой информации, установить единые требования к обеспеченности музеев Российской Федерации фондохранилищами и разработать программу строительства фондохранилищ для государственных музеев, разработать перспективный план вывода музеев из культовых зданий. Попутно скажу, что Министерство намерено и впредь оказывать помощь религиозным организациям в процессе передачи им храмов и монастырей.
Нельзя не отметить настоятельной необходимости повышения заработной платы работников федеральных библиотек и музеев. При сохранении их заработной платы на сегодняшнем низком уровне велик риск утраты данной категории профессионалов уже в ближайшее время, так как кадрового обновления практически не происходит.
Третья задача. Разработка и реализация, совместно с Мининформсвязи, ФЦП "Развитие телевещания в Российской Федерации (2008-2011 гг).
В этой работе на ближайшую перспективу Минкультуры руководствуется следующим:
- обеспечение бесплатного доступа в цифровом формате ко всем телеканалам, которые были бесплатно доступны населению в аналоговом формате, с целью не допустить "монетизации" бесплатного телевещания;
- увеличение числа принимаемых населением России телевизионных программ, увеличение доли телепрограмм социальной значимости (детских, культурных, спортивных). Задача качественного стимулирования СМИ является для нас одной из приоритетных. На ее выполнение нацелена деятельность Экспертного совета по массовым коммуникациям при Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, работающего в тесном контакте с профильными комитетами Госдумы РФ и Совета Федерации;
- обеспечение организационно-правовых условий для перевода в цифровой формат материалов Госфильмофонда, Гостелерадиофонда и общероссийских телекомпаний, создание электронных архивов аудиовизуальных материалов и произведений в цифровой форме.
Четвертая задача. В предстоящий период Министерство намерено продолжать работать над развитием механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры и массовых коммуникаций. Это является осознанной необходимостью, вызванной, с одной стороны, нехваткой бюджетных средств, выделяемых на отрасль, а, с другой - необходимостью структурных преобразований, реализация которых невозможна без широкого участия общества.
Конкретные примеры устойчивых партнерских взаимоотношений бизнеса и культуры приведены на слайде.
Вместе с тем хочу отметить, что, говоря о результатах деятельности по сохранению культурного и духовного наследия, многие видят только одну грань государственно-частного партнерства, а именно, благотворительную и спонсорскую деятельность. К сожалению, такие классические инструменты ГЧП как концессия, договоры доверительного управления, аренда практически не применяются. Мы активно работаем сейчас над этим вопросом и вскоре внесем конкретные предложения в Правительство.
В этой связи следует отметить, что Минкультуры России совместно с Немецким техническим центром "GTZ" в рамках взаимодействия по проекту ТАСИС уже практически реализует программу "Twinning" - "Сохранение исторических и культурных памятников на основе ГЧП", проект, позволяющий российским участникам абсорбировать лучшую европейскую практику по использованию и применению механизмов ГЧП. Цели проекта "Сохранение исторических и культурных памятников на основе ГЧП" состоят в том, чтобы подготовить с учетом зарубежного опыта предложения о дальнейшем развитии российской политики в области сохранения и популяризации культурного наследия.
Пятая задача. Минкультуры России намерено еще более активизировать работу с регионами, с российской провинцией, в частности по таким проектам, как "Юг России", "Север России", "Малые исторические города", реализация которых способствовала бы решению важной задачи сохранения историко-культурной среды.
В настоящее время прорабатывается подпрограммная часть "Культура села" в программе Минсельхоза "Социальное развитие села". Этот вопрос будет рассмотрен на заседании Правительства РФ 04 октября 2007 г.
Предусматривая развитие услуг культуры в приграничных территориях на перспективу, Минкультуры в настоящее время согласовывает с рядом приграничных субъектов Федерации совместные решения, для чего будет внесена соответствующая корректировка в программу "Культура России". В частности, 30 июля на коллегии Министерства уже приняты совместные с администрацией Читинской области решения. Необходимо подчеркнуть, что реализация этой программы в приграничных территориях послужит задаче укрепления национальной безопасности России.
В завершение хочу подчеркнуть, что Министерство, как и Правительство страны в целом, в своей деятельности в предстоящие 3 года будет стремиться искать самые эффективные пути и методы решения задач в области культуры. И, как сказал, обращаясь к Федеральному Собранию, Президент России В.В. Путин, "решая стоящие перед нами задачи и используя при этом всё самое современное, всё самое новое, генерируя эту новизну, мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны, и только в этом случае нас ждет успех".
Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ 02-08-2007 г.
http://w-w1.ru/witrina/koridor/?file_body=20070803ministrdoklad.htm