25 декабря 2002
2167

Выступление Министра внутренних дел РФ Б.В. Грызлова на расширенном заседании коллегии МВД России

В условиях реформирования системы МВД подведение итогов нашей деятельности в текущем году проходит по новой схеме. В связи с образованием главных управлений по федеральным округам было принято решение провести это мероприятие в два этапа.

Вчера под руководством моих заместителей на базе Академии управления дана оценка результатам деятельности органов внутренних дел субъектов Российской Федерации по федеральным округам. Кроме того, с руководящим составом органов МВД при активном участии сотрудников ФСБ России прошло учебно-практическое занятие по организации борьбы с терроризмом.

Сегодня мы проводим расширенное заседание коллегии МВД России, в ходе которого подведем в целом итоги деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в уходящем году, а также определим задачи на год предстоящий. Наметим стратегию наших действий с учетом политического и социально экономического положения страны, изменений в криминальной ситуации и роли, отводимой органам МВД в реализации планов Президента и Правительства Российской Федерации по обеспечению общественной безопасности, а также в решении ключевых социально-экономических проблем.

В работе коллегии принимают участие полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах, высокий уровень взаимодействия с которыми существенно облегчает решение различных проблем.

Более того, уже можно сказать, что сложилась хорошая традиция - и надеюсь, в дальнейшем она будет развиваться и укрепляться, - совместно подводить итоги работы системы МВД России, как в целом, так и по округам.

Сегодня в президиуме также находятся руководители федеральных органов власти, в том числе правоохранительных ведомств, постоянный и тесный контакт с которыми является непременным условием достижения успеха в нашем общем деле - надежной защите законных прав и интересов граждан России.

Предваряя предстоящее обсуждение, должен отметить, что в текущем году особое беспокойство вызывает обострение негативных тенденций в состоянии насильственной преступности, связанное с ростом убийств и фактов причинения тяжкого вреда здоровью, участившимися случаями похищений людей. Столь же тревожна динамика наиболее опасных преступных посягательств корыстной направленности, в первую очередь, грабежей и разбойных нападений, совершенных при отягчающих обстоятельствах.

Вместе с тем при оценке состояния оперативной обстановки необходимо учитывать, по меньшей мере, два важных обстоятельства.

Во-первых, все более заметное влияние на рост зарегистрированных преступлений оказывает реализация Генеральной прокуратурой и МВД Российской Федерации комплекса мероприятий по обеспечению полноты их учета и регистрации, укреплению законности при разрешении заявлений и сообщений о преступных посягательствах. В результате отмены необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел и о прекращении расследования, а также выявления фактов прямого укрытия только за первое полугодие на учет поставлено 68 тыс. преступлений, ранее не зарегистрированных органами внутренних дел, что почти на 21 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Если учесть, что общий прирост массива зарегистрированных преступлений составил порядка 67 тыс., то реализация мер по укреплению учетно-регистрационной дисциплины обеспечила не менее трети указанного прироста.

Во-вторых, к числу факторов увеличения количества зарегистрированных преступлений с полным основанием можно отнести активизацию деятельности органов внутренних дел. Количество преступлений, выявляемых в инициативном порядке, постоянно растет.

Несмотря на существенное повышение нагрузки, вызванное ростом преступности, при неизменной штатной численности и финансовом обеспечении установлены виновные в совершении почти 2 млн. преступных посягательств. Возросло количество раскрытых убийств, в том числе совершенных по найму, разбойных нападений, грабежей, а также других представляющих повышенную общественную опасность тяжких и особо тяжких преступных посягательств.

Более результативно велась работа по пресечению деятельности наиболее опасных криминальных структур. Возросло количество привлеченных к уголовной ответственности лидеров преступных группировок. Почти на четверть увеличилось число лиц, изобличенных в организации и участии в преступных сообществах.

Особо хотел бы подчеркнуть, что большая часть специализированных подразделений по борьбе с оргпреступностью, работая в условиях реорганизации, не только не снизили активность своей деятельности, но и улучшили ее конечные результаты. Общее количество выявленных сотрудниками УБОП участников организованных преступных групп, изобличенных в совершении преступлений, возросло более чем на 20%. В целом ряде регионов - в два, три и даже четыре раза.

Последовательно наращивались усилия в борьбе с преступными проявлениями в экономике. Общий массив вскрытых в этой сфере преступлений увеличился и превысил 360 тысяч. Гораздо больше, чем год назад, привлечено к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления на потребительском рынке, в сфере внешнеэкономической деятельности и финансово-кредитной системе. Возросло число пресеченных преступных посягательств коррупционного характера.

Активнее велась борьба с незаконным оборотом наркотиков. Выявлено без малого четверть миллиона - наркопреступлений. Изъято более 60 тонн наркотических средств.

Важно подчеркнуть, что указанные выше результаты достигнуты в условиях серьезного реформирования системы МВД, направленного на совершенствование оперативно-служебной деятельности всех служб и подразделений.

В частности, оптимизировано функциональное и структурно-штатное построение системы МВД, что позволило устранить разобщенность, с одной стороны, и дублирование в работе служб и подразделений, с другой стороны, а также усилить вертикаль федеральной подчиненности и одновременно расширить самостоятельность органов внутренних дел субъектов Федерации в решении оперативно-служебных задач.

Взят курс на последовательную переориентацию органов внутренних дел с преимущественно карательной на социально обслуживающую функцию для того, чтобы сформировать качественно новые по характеру и содержанию отношения между населением и милицией, восстановить утраченное доверие граждан к органам внутренних дел. Усиливается профилактическая составляющая деятельности органов МВД.

Однако на пути реформирования сделаны только первые шаги. В 2002 году проведение намеченных реформ будет продолжено и станет стержнем организационной и практической деятельности служб и подразделений МВД России.

Несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги, нельзя сказать, что система МВД продемонстрировала слаженную работу по обеспечению правопорядка. В ряде регионов продвижение вперед явно застопорилось, либо наблюдается ухудшение основных показателей, характеризующих эффективность оперативно-служебной деятельности.

Стоит ли удивляться тому, что предпринимаемые на региональном уровне меры по активизации и совершенствованию оперативно-служебной деятельности не дают должной отдачи, если на вчерашнем подведении итогов в разрезе федеральных округов некоторые руководители не смогли дать четкого объяснения причин происходящих негативных процессов, продемонстрировали слабое знание оперативной обстановки в зонах своей ответственности.

Медленнее, чем хотелось бы, идет становление Главных управлений МВД России по федеральным округам. Они пока не стали координаторами деятельности органов внутренних дел субъектов Федерации в округах. И дело не только в проблемах с комплектованием штатов и обеспечением служебными помещениями. Взаимоотношения окружных главков с подразделениями в субъектах Федерации начинают строиться по упрощенной схеме "начальник-подчиненный", по образу и подобию связки "МВД, УВД - горрайорган", хотя речь должна идти о принципиально иной системе отношений, ориентированной, прежде всего, на координацию работы органов внутренних дел в масштабах округа.Оставляет желать лучшего и вклад главных управлений и управлений центрального аппарата МВД России в совершенствование деятельности органов внутренних дел субъектов Федерации. Их усилиям здесь недостает энергии и настойчивости, оперативности в реагировании на изменения в оперативной обстановке, разработке и реализации практических мер по преодолению спада в работе тех или иных служб и подразделений на региональном уровне.

В связи с этим считаю необходимым повысить эффективность такой формы управленческой работы как установление особого контроля МВД России за МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. Не секрет, что в отношении некоторых органов внутренних дел он пролонгируется из года в год, не приводя к реальному улучшению их деятельности. Считаю, что особый контроль должен устанавливаться сроком на один год. Если позитивных сдвигов за этот период не произошло, следует решать вопрос о соответствии занимаемой должности не только первого лица МВД - ГУВД - УВД, но и руководителя того главка МВД России, которым инициирован особый контроль.

Одной из узловых проблем в предстоящем году станет становление в системе МВД России как в центре, так и на местах подразделений по осуществлению миграционной политики, реализация которой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации возложена на Министерство внутренних дел. С 1 января 2002 г. вся полнота ответственности на указанном направлении деятельности ложится на наши плечи. Поэтому необходимо предпринять соответствующие меры и коренным образом изменить организацию работы, повысить ее эффективность, прежде всего в территориальных органах упраздненного Минфедерации, обеспечить действенный контроль за расходованием денежных средств, выделяемых по этой линии.

Акцент на вопросах управленческой деятельности делаю не случайно. Широкий спектр задач, которые нам предстоит решать в наступающем году, потребует полной мобилизации сил и возможностей всего личного состава органов внутренних дел и внутренних войск. Между тем в условиях дефицита кадровых, финансовых и материальных ресурсов совершенствование управления силами и средствами на всех уровнях системы МВД остается основным резервом улучшения конечных результатов оперативно-служебной деятельности как в целом, так и на ее приоритетных направлениях.

В качестве таковых Директивой МВД России определены: борьба с терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью и коррупцией; раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений; совершенствование профилактической деятельности; укрепление учетно-регистрационной дисциплины.

Что касается борьбы с терроризмом и другими проявлениями экстремизма, то весь комплекс связанных с этим проблем детально рассмотрен в ходе вчерашних практических занятий. Выделяя главное, требую уделить особое внимание мерам предупредительного характера.

Для этого следует предпринять дополнительные шаги по усилению оперативных позиций в преступной среде с тем, чтобы своевременно получать и реализовывать сведения о деятельности организаций экстремистской направленности. Активизировать оперативную работу по борьбе с криминальными структурами и незаконными вооруженными формированиями на Северном Кавказе. Укреплять и развивать сотрудничество с другими правоохранительными органами в обмене информацией по этой проблеме. Максимально полно использовать данные сведения для всестороннего и качественного анализа ситуации и прогнозирования возможных сценариев ее развития, разработки и осуществления эффективных антитеррористических мер.

Особое внимание должно быть уделено выполнению специальной директивы МВД России, в которой определены основные задачи по совершенствованию деятельности группировки в Северо-Кавказском регионе. Напомню, что нам предстоит осуществить поэтапное сокращение численности группировки и одновременно завершить работу по созданию в Чечне единых территориальных органов внутренних дел. В целом передача функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности от временных постоянным райотделам внутренних дел должна быть завершена до конца апреля следующего года.

Причем сделать это необходимо, не снижая активности в работе по выявлению и ликвидации незаконных вооруженных формирований, в раскрытии совершенных ими особо тяжких преступлений. Соответствующий опыт у нас имеется - раскрыты 12 из 14 убийств глав администраций районов и их заместителей, совершенных в текущем году. 9 преступников задержано, 12 - находится в розыске.

Требую на должном уровне организовать профессиональную подготовку личного состава органов внутренних дел Чечни. Нехватку опытных кадров восполнять за счет направления в чеченскую милицию по контракту сроком не менее года сотрудников из других регионов страны.

Полномасштабное решение данных задач позволит нам прекратить массовое командирование специалистов из субъектов Федерации, у которых и в своих регионах непочатый край работы.

Эффективность противодействия терроризму и преступлениям террористического характера корыстной направленности во многом зависит от успеха в борьбе с организованной преступностью во всех ее проявлениях, будь то экономические преступления, незаконный оборот оружия либо наркотиков. К сожалению, практика пресечения деятельности наиболее опасных организованных преступных групп и сообществ продолжает давать сбои. Многие хорошо нам известные криминальные лидеры и авторитеты остаются неуязвимыми для правосудия.Причины прежние. Нашим усилиям на этом направлении явно недостает системности. Оперативная разработка криминальных структур зачастую проводится хаотично либо по упрощенным схемам при весьма ограниченном использовании не только своего собственного потенциала, но и возможностей других правоохранительных органов.

Доказательственная база предъявляемых обвинении страдает изъянами. Не случайно, качество расследования по каждому пятому-шестому уголовному делу об организации преступных сообществ и незаконных вооруженных формирований, бандитизме, квалифицированном вымогательстве не выдерживает проверки на прочность в судах и возвращается на доследование.

Вину за это в равной степени должны разделить и следователи, и сотрудники оперативных служб. Многие из них по-прежнему не в состоянии обеспечить на высоком профессиональном уровне проведение необходимых следственных действий и оперативных мероприятий.

Оставляет желать лучшего КПД наших действий по декриминализации экономики. Значительные усилия органов внутренних дел продолжают уходить в "песок". Расследование почти трети тяжких и особо тяжких экономических преступлений завершается прекращением либо приостановлением в связи с неустановлением или нерозыском виновных в их совершении лиц.

Судьба значительной части уголовных дел, направленных прокурору для утверждения обвинительного заключения, также незавидна. В среднем каждое десятое дело о хищениях путем присвоения и растраты вверенного имущества, а также мошенничества возвращается на доследование.

Наряду с этим мы продолжаем слабо использовать весь потенциал уголовного законодательства в интересах борьбы с экономической преступностью.

Большинство составов преступлений в сфере экономической деятельности применяется крайне редко либо вообще бездействует.В структуре осужденных за указанные преступления 90% составляют лица, совершившие обман потребителей, либо уличенные в сбыте краденого. Остальные три десятка составов, среди которых активно используемые криминальными структурами лжепредпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции, незаконное использование товарного знака, контрабанда, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, различные злоупотребления при банкротстве и целый ряд других практически не работают. В этих условиях сложно рассчитывать на перевод экономических отношений в цивилизованное русло.

В наступающем году необходимо усилить "прессинг" организованных преступных групп и сообществ, что называется "по всему полю", и в первую очередь, действующих в экономической сфере. Работу по пресечению наиболее опасных из них, имеющих разветвленную структуру и коррумпированные связи в органах власти, строить на плановой основе, задействуя возможности всех подразделений криминальной милиции, а также других правоохранительных органов.

Особое внимание уделить налаживанию механизмов контроля, координации и взаимодействия между главком по борьбе с организованной преступностью, ОРБ главных управлений по федеральным округам, руководством Службы криминальной милиции и управлениями по борьбе с организованной преступностью МВД, ГУВД, УВД. Система отношений в этом управленческом "квадрате" должна базироваться на четком разграничении функций, полномочий и зон ответственности. В противном случае велик риск "заруководить" УБОПы до состояния полной дезорганизации их деятельности либо вновь пустить в "свободное плавание".

В условиях неблагоприятной конъюнктуры на мировых рынках нефти и газа, весьма вероятного сокращения доходов государственной "казны" наши усилия должны быть ориентированы на обеспечение сохранности средств федерального бюджета и дальнейшем сокращении теневого сектора экономики. При этом нельзя забывать о необходимости защиты интересов собственников, создании благоприятного инвестиционного климата в стране.

Решение данных задач тесно связано с повышением эффективности противокоррупционных мер.

В ряде регионов борьба с проявлениями коррупции лишь имитируется. И дело не только в том, что во многих регионах количество привлеченных к уголовной ответственности за должностные преступления, в том числе за получение взяток, можно пересчитать "по пальцам".

Гораздо хуже другое. Оперативные службы, располагая достоверной информацией о коррумпированности "сановных особ" из властных структур, даже не пытаются ее реализовать, ограничиваясь "отловом" мелких мздоимцев.

Не случайно, среди привлеченных в текущем году к уголовной ответственности взяткополучателей представители органов госуправления составляют менее 1 процента, а доля фактов взяточничества в крупном размере в общей массе выявленных - лишь 7 процентов.

Подобный подход неприемлем. Требую активизировать борьбу с проявлениями коррупции на всех "этажах" власти. Использовать в этих целях весь имеющийся потенциал оперативных средств и методов. Результаты этой деятельности будут одним из основных критериев оценки работы ОРБ главных управлений по федеральным округам.

Не меньшее значение имеет наращивание усилий в противодействии коррупции в органах внутренних дел. Решение этой задачи считаю важнейшей составной частью комплекса мер по реформированию системы МВД. В текущем году за нарушения законности наказано более 10 тыс. сотрудников, треть из них - за нарушения учетно-регистрационной дисциплины. Более 3 тыс. - привлечено к уголовной ответственности за совершение должностных преступлений в основном коррупционной направленности.

Требую от всех руководителей, а также подразделений собственной безопасности решительных действий, направленных на очищение органов МВД от проходимцев. Сотрудникам, зараженным вирусом стяжательства и продажности, не место в органах внутренних дел, какие бы причины не привели их к предательству интересов службы.

Другим приоритетным направлением нашей деятельности в наступающем году остается борьба с незаконным оборотом наркотиков. Наркоугроза давно переросла чисто криминальный аспект и приобрела социально-политическую окраску.

На этом фоне результаты противодействия наркопреступности, несмотря на некоторые позитивные сдвиги на данном направлении, нельзя признать удовлетворительными. По-прежнему к уголовной ответственности привлекаются преимущественно потребители, в лучшем случае мелкие сбытчики наркотиков, тогда как изготовители и оптовые поставщики наркотических средств, организаторы наркобизнеса, как правило, остаются вне сферы правового воздействия.

В связи с этим нужна системная работа подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и других служб криминальной милиции по разоблачению и ликвидации организованных преступных групп и сообществ наркодельцов, по выявлению всей цепочки наркобизнеса - от изготовителей до сбытчиков.

Необходимо последовательно наращивать оперативное проникновение в организованные наркоструктуры в интересах повышения эффективности документирования их преступной деятельности, выявления и пресечения каналов контрабанды наркотиков. Развивать сеть подразделений межведомственного взаимодействия. Расширить практику межрегионального сотрудничества, чаще проводить специальные мероприятия силами территориальных и транспортных органов внутренних дел. Принять дополнительные меры к укреплению оперативных позиций в банках и коммерческих структурах, подозреваемых в причастности к легализации наркодоходов.

Значительную по объему работу предстоит провести для совершенствования практики раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступных посягательств. В основном от успешности решения именно этой задачи зависит продвижение вперед в деле завоевания утраченного нами доверия населения.

Проведенное в сентябре-октябре текущего года изучение общественного мнения показало, что лишь немногим более трети потерпевших удовлетворены мерами, принятыми по их заявлениям. Почти 60% удовлетворены частично либо остались недовольны результатами этих действий, пополнив ряды тех, кто утратил веру в способность милиции обеспечить защиту их законных прав и интересов от преступных посягательств.Безусловно, ни граждан, ни нас такое положение устроить не может!

В связи с этим в следующем году необходимо продолжить осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности оперативно-розыскной, в том числе агентурной деятельности, придав им иную направленность, наполненную новым, соответствующим реалиям сегодняшнего дня, содержанием.

Следует, в частности, отказаться от порочной практики планирования агентурно-оперативной работы "сверху", когда ставка делалась на неуклонное наращивание показателей по приобретению негласного аппарата в ущерб его качеству, нормировалось количество получаемых сообщений, устанавливались нормативы заведения дел оперучета и раскрытых по оперативным данным преступлений.

Важным элементом повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности считаю последовательное сокращение документооборота в этой сфере, в частности, упрощение производства по делам оперативного" учета. Оперсостав должен заниматься раскрытием преступлений, а не тратить "львиную долю" рабочего времени на "бумагописание".

Первый шаг в этом направлении сделан. Неделю назад мною подписан приказ, в соответствии с которым по нераскрытым фактам фальшивомонетничества, квалифицированным кражам, грабежам и наркопреступлениям, которые составляют около 60% общего массива преступных посягательств компетенции криминальной милиции, вместо оперативно-поисковых дел вводятся карты-накопители. Надеюсь, данная мера существенно снизит непроизводительные затраты сил и времени оперработников.

Нельзя также забывать, что "не за горами" введение в действие нового Уголовно-процессуального кодекса, который существенно осложнит деятельность подразделений следствия и дознания. Вопросов возникает очень много. Полагаю, для выработки предупредительных механизмов нам следует создать специальную комиссию, которая должна будет вычленить наиболее острые проблемы, с которыми придется столкнуться после введения нового УПК в действие, и определить оптимальные пути их решения.

В контексте общих мер по совершенствованию практики раскрытия и расследования преступлений должна решаться другая приоритетная задача -обеспечение полноты учета и регистрации преступлений, а также соблюдения законности при разрешении заявлений и сообщений о совершенных преступных посягательствах.

В текущем году мы только начали движение на этом направлении. Надеюсь, следующий год будет более успешным. Нам следует если не исключить полностью, то свести к минимуму факты укрытия преступлений от учета и умышленно-неправомерного отказа в возбуждении уголовных дел.

Только после этого можно рассчитывать на то, что подавляющая часть потерпевших будет обращаться в органы внутренних дел, сообщая о преступлениях, жертвами которых они стали. Ведь сегодня более 40% лиц, подвергшихся преступным посягательствам, по разным причинам, в основном в силу неверия в способность милиции защитить их права и законные интересы, не заявляют о совершенных в их отношении преступлениях в органы внутренних дел.

Важным фактором укрепления учетно-регистрационной дисциплины должно стать внедрение в практику новой системы оценки деятельности органов внутренних дел. Ее прообраз разработан и с нового года будет проходить экспериментальную апробацию в семи ГУВД, УВД.

Повышение интенсивности труда сотрудников системы МВД невозможно без активного использования последних достижений научно-технического прогресса, внедрения в нашу деятельность современных информационных технологий. Не будет преувеличением сказать, что нам необходимо совершить своего рода "технологическую революцию", которая должна быть рассчитана на ближайшие три-пять лет.

В связи с этим должен отметить, что современное состояние научно-исследовательской деятельности в системе, влияние ведомственной науки на практические результаты работы по обеспечению правопорядка в стране нас не могут удовлетворить в полной мере. Именно поэтому в текущем году проведена реорганизация системы управления ведомственной наукой.

В МВД России образован Научный совет. Упорядочена организация фундаментальных и прикладных исследований. Активизирована работа по внедрению научной продукции и передового опыта в деятельность органов внутренних дел.

Безусловно, решающим условием успешной реализации всех наших текущих и перспективных планов является адекватное финансирование. С удовлетворением должен отметить, что нам удалось добиться увеличения финансирования расходов на содержание системы МВД России в следующем году почти на 20% от первоначально запланированного Минфином.

Для ускорения набранных темпов реформирования по основным направлениям уже в 2003 году бюджет МВД должен возрасти если не в два раза, то, по крайней мере, на 70-80%.

Думаю, всем присутствующим в зале понятно, что выделение этих средств напрямую связано с результативностью нашей работы на приоритетных направлениях борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Вот тот, далеко не полный, перечень стоящих перед нами вопросов и задач, решению которых в предстоящем году нам следует уделить особое внимание. Надеюсь, последующее обсуждение поможет нам определить оптимальные пути их реализации.


2001-12-25
http://gryzlov.ru/index.php?page=publications&id=18
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован