"Место и роль деревянного домостроения в реализации национальной жилищной программы"
У нас нет другого пути для оказания влияния на решения органов государственной власти, как активное общественное участие и общественный контроль за разработкой и принятием ключевых решений.
Общественный совет, который называется в Минрегионе Общественным советом по жилищной политике при министре, был организован в мае 2005 года, и в этом смысле является первым общественным советом при федеральных органах власти. Поэтому у нас есть определенный опыт, и то, о чем я буду говорить, основывается на этом опыте.
Первое. Я посчитал важным захватить с собою вот эту желтую папку. В ней находится текст федеральной целевой программы "Жилище", которая является единственным механизмом реализации национального проекта "Доступное комфортное жилье". Хочу вас огорчить (хотя это уже и не первое огорчение): здесь нет ни слова о деревянном домостроении и его роли в реализации соответствующей программы доступного и комфортного жилья. Эта программа (а была произведена модернизация самого процесса подготовки целевых программ, где проблему должны решать эти программы), должна была появиться в результате широкой экспертной общественной дискуссии. Но не получилось. Не получилось не только это. В этой целевой программе нет не только деревянного домостроения - там нет и других видов жилья. Например, жилья для коммерческого найма: как будто бы все граждане намерены обязательно приобрести себе жилье в собственность, заякориться на этом месте, а потом потерять деньги, вложенные в это жилье. И мы уже знаем, что по уровню жилья, которое находится в собственности граждан России (почти 70% в результате произведенной приватизации), мы находимся впереди многих стран с более развитой экономикой. И мы понимаем, что это не так просто сделать, одновременно имея очень серьезные проблемы, связанные с мобильностью населения (прежде всего высококвалифицированного, от которого зависит успех вашего собственного бизнеса) и от всех остальных видов деятельности.
Вопросы, связанные с деревянным домостроением, выходят на повестку дня сегодня очень быстро, поскольку практически в регионах для реализации более высоких темпов жилищного строительства наталкиваются на очень серьезный дефицит строительных материалов. Я являюсь председателем общественного совета и работаю в крупной финансово-промышленной группе. У нас есть проект на 2 млн. кв. метров жилья в Екатеринбурге. И мы сегодня знаем, что если этот проект запустится, мы реально столкнемся с 50%-ым дефицитом мощности производства строительных материалов в этом регионе. Последствия трудно себе даже представить - что будет на этом рынке, как программа сможет сделать это жилье доступным - во что она превратится, несмотря на то что общая рыночная маркетинговая ситуация в этом регионе более чем положительная, приятная для такого массового строительства.
Но несмотря на то что не все социальные группы и не все виды жилищного строительства находят отражение в этой федеральной целевой программе, наша задача, понимая суть национального проекта, в том, чтобы, понимая суть, как должен быть устроен жилищный рынок по качеству и виду жилья, был бы все-таки реализован. Тем более что вы, работая над деревянным домостроением, может, гораздо лучше понимаете индивидуальную стратегию тех или иных российских граждан, которые делают сегодня выбор и предпочитают определенный способ расселения - город, пригород, дальние населенные пункты. Как они обходятся с этим жильем, повышает это их мобильность, или снижает? Как реализуются представления о доступном и качественном жилье при принятии решения о строительстве деревянного дома?.
В сентябре прошлого года я организовывал встречу министра регионального развития Владимира Анатольевича Яковлева и Валерия Павловича Рощупкина как раз не тему, связанную с увеличением доли лесных ресурсов в решении жилищной и коммунальной проблематики, поскольку мы знаем, что есть проблема использования ресурсов леса не только в домостроении, но и в использовании отходов и в коммунальной сфере для поддержания тепла в домах. И тот факт, что два руководителя стали эту тему обсуждать, очень важно, потому что мы знаем, что зачастую у нас в Правительстве министры не разговаривают и не дружат семьями, что снижает эффективность деятельности всего Правительства в целом. Поэтому тот факт, что эти два министра встречаются, говорит о том, что идея деревянного домостроения станет доминантной у разработчиков ФЦП и когда возникнет шанс ее скорректировать, эта позиция найдет свое отражение, и появится специальная подпрограмма. Но для этого всем нам надо предпринять соответствующие усилия. Нам нужно серьезно заняться продвижением самой идеи деревянного домостроения, потому что в сознании граждан деревянное домостроение - это ветхое и аварийное жилье в центре российских городов, не сгоревшее во времена войны, - все города Заволжья и так далее. Если мы посмотрим на памятники российского зодчества, то в значительной степени это памятники деревянного зодчества, чем каменного. Это означает, что у нас есть такая традиция, есть возможность вернуться к нашей культурной основе, к тем представлениям наших граждан, в которых деревянное домостроение - высококачественное, настоящее современное жилье. Но есть проблемы, которые нас всех сдерживают. Прежде всего вопрос массовости. Можно обвинить разработчиков ФЦП в том, что не внесли деревянное домостроение, но их задача, их логика - именно массовое домостроение. И ваша задача сегодня показать, что у вас есть технологии деревянного домостроения, что они являются массовыми и доступными, и внимание к деревянному домостроению будет расти.
21 марта пройдет очередное заседание Общественного совета. Тема - привлечение частных инвестиций в реализацию национального проекта "Доступное жилье". Это ускоренное привлечение инвестиций. Для этого нужно разработать со стороны государства особые механизмы и инструменты.
2005-2007, Ассоциация Деревянного Домостроения
14/03/2006
Олег Борисович Алексеев, председатель общественного совета по жилищной политике при Министерстве регионального развития РФ