05 ноября 2008
3960

Выступление Постоянного Представителя России при ООН В.И.Чуркина на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу `Сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и региональными и другими организациями`` (пункт 114 повестки дня), Нью-

Господин Председатель,

Формирование коллективных подходов, необходимых для эффективного преодоления современных угроз и вызовов, требует последовательного наращивания сотрудничества ООН с региональными и субрегиональными организациями, опирающегося на твердую основу Устава ООН, в частности его Главу VIII.

ООН и региональные организации призваны гармонично дополнять друг друга, используя свои объективные сравнительные преимущества. Применительно к ООН - это, прежде всего, универсальность членства и сфер деятельности, всемирно признанная легитимность. В свою очередь, региональные организации обладают лучшим знанием обстановки в зоне действий и, нередко, более совершенным оснащением и собственными источниками финансирования. Четкое разделение труда при сохранении прерогатив ООН и ее Совета Безопасности позволит умножить антикризисный потенциал международного сообщества.

Считаем весьма актуальными регулярные встречи Генсекретаря ООН с руководством региональных организаций. Повестка дня сотрудничества ООН с региональными партнерами становится все более масштабной и многообразной. К миротворческим и миростроительным задачам добавилось противодействие распространению ОМУ, незаконным потокам легкого и стрелкового оружия, урегулирование других дестабилизирующих трансграничных проблем, борьба с наркотрафиком и оргпреступностью, содействие решению многогранных социально-экономических проблем в мире.

Российская Федерация продолжает содействовать углублению разнопланового сотрудничества ООН с Организацией Договора о коллективной безопасности, Содружеством независимых государств, Евразийским экономическим сообществом, которые вносят существенный вклад в преодоление проблем и вызовов современности, как на региональном, так и глобальном уровнях. Приветствуем уже достаточно прочные связи этих региональных механизмов с ООН, совместную реализацию ими ряда проектов и программ.

Интеграционные процессы в нашем регионе приобретают все более активные и зрелые формы, вовлекая государства соседних субрегионов. Динамично крепнет правовая, институционная и финансовая основа такого сотрудничества. В рамках СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС ведется систематическое и комплексное взаимодействие, в том числе в таких областях, как обеспечение безопасности, миротворчество, борьба с организованной и трансграничной преступностью, экономическое развитие и торговля, охрана окружающей среды, гуманитарное реагирование, регулирование миграционных потоков.

Существенные перспективы имеет сотрудничество между ООН и ОДКБ. В рамках ОДКБ идет интенсивная работа по созданию собственного миротворческого потенциала, в том числе для использования в операциях ООН по поддержанию мира. В этой области есть немалые возможности для объединения усилий двух организаций.

Взаимодействие государств-членов ОДКБ по проблематике ООН строится не только на совпадающих позициях по многим актуальным вопросам повестки дня всемирной Организации, но и на понимании необходимости укрепления ее ведущей роли в мировых делах. Мы заинтересованы в максимальном задействовании коллективных механизмов и потенциала ООН для нейтрализации вызовов региональной безопасности, исходящих от международного терроризма, а также содействия экономическому развитию.

Возрастающую роль в обеспечении стабильности в евроазиатском регионе играет Шанхайская организация сотрудничества, члены которой выступают за развитие взаимодействия с ООН в целом ряде актуальных областей, включая борьбу с международным терроризмом и незаконным распространением наркотиков, содействие постконфликтному обустройству Афганистана. В ближайшее время государства ШОС намерены поставить вопрос о включении в повестку дня 64-й сессии Генассамблеи нового пункта о сотрудничестве между ООН и Шанхайской организацией сотрудничества.

Позитивно оцениваем динамичный процесс укрепления взаимодействия между ЕврАзЭС и ООН. ЕврАзЭС переживает в настоящее время период интенсивного подъема. Сотрудничество ведется по весьма широкому кругу вопросов, включая транспорт и связь, энергетику, туризм, охрану окружающей среды, преодоление чрезвычайных ситуаций, миграцию, образование и многое другое. В рамках Сообщества началось практическое формирование таможенного союза, зоны свободной торговли и единого энергетического рынка.

Эта интенсивная практическая деятельность полностью соответствует Целям развития тысячелетия и подкрепляет зафиксированную в уставных документах ЕврАзЭС приверженность принципам Устава ООН. ЕврАзЭС стал неотъемлемым элементом обширной архитектуры многостороннего сотрудничества на Евразийском континенте в деле обеспечения устойчивого развития, стабильности, мира и безопасности. Это неизбежно делает его важным партнером системы ООН в нашем регионе и обусловливает необходимость динамичного развития взаимодействия между ними.

В докладе Генсекретаря отражены основные достижения на этом пути. Приветствуя их, одновременно видим необходимость в дальнейшем расширении и углублении сотрудничества. На усиление практической отдачи от взаимодействия обеих организаций систему ООН нацеливает подготовленная Россией совместно с председательствующей в ЕврАзЭС Белоруссией резолюция о сотрудничестве между ООН и ЕврАзЭС. Придаем большое значение ее консенсусному принятию и выражаем признательность всем делегациям, которые приняли участие в согласовании проекта резолюции и присоединились к числу соавторов.

В то же время полагаем, что потенциал взаимовыгодного сотрудничества ООН с интеграционными механизмами на пространстве СНГ еще далеко не исчерпан. В данном контексте ожидаем большей активности, инициативности, а также открытости к диалогу со стороны руководства учреждений системы ООН. Россия, со своей стороны, готова способствовать его дальнейшему укреплению.

Г-н Председатель,

Отдельно остановлюсь на вопросах сотрудничества ООН с Организацией черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). Россия является активным и заинтересованным членом этого основного полноформатного форума сотрудничества Черноморского региона. Поддерживаем усилия по активизации деятельности ЧЭС, ее адаптации к новым реалиям.

Убеждены, что путь к стабильному развитию и процветанию стран региона, обеспечению его безопасности следует прокладывать на основе долгосрочных взаимовыгодных экономических проектов, которые осуществляются в рамках ЧЭС. Видим большие перспективы реализации проектов скоординированного развития кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря, а также создания Черноморского электроэнергетического кольца. Поддерживаем начатую в рамках ЧЭС работу по созданию единой базы энергетических стратегий стран региона.

Исходим из того, что в процессе равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с Евросоюзом ЧЭС должна сохранить и приумножить свою собственную идентичность. Подтверждаем готовность к взаимодействию ЧЭС с внерегиональными державами. Условием здесь должно быть их невмешательство в развитие многостороннего сотрудничества государств региона на основе их собственных интересов, возможностей, знаний и опыта. Особо хотели бы подчеркнуть контрпродуктивность попыток политизировать экономические связи в регионе и сотрудничество в рамках ЧЭС.

В целом уверены, что у ЧЭС хорошие перспективы. Организация удачно вписывается в современную систему общеевропейского сотрудничества и интеграционные процессы на нашем континенте и способна внести свой вклад в дело сближения народов региона и нахождения баланса общих интересов в Причерноморье. Этому будет способствовать и развитие ее сотрудничества с ООН. Исходя из этого, Россия поддерживает соответствующий проект резолюции Генассамблеи и вошла в число его соавторов.

Неплохо развивается сотрудничество между ООН и Советом Европы. Развитие взаимодействия между ними будет способствовать обеспечению мира и безопасности, защите прав человека не только в Европе, но и во всем мире. Проект резолюции Генассамблеи по сотрудничеству между ООН и Советом Европы, который сегодня представлен на рассмотрение Генассамблеи, полностью отвечает этим целям. Надеемся, что, как и два года назад, он будет принят консенсусом.

Мы хотели бы видеть дальнейшее развитие взаимодействия ООН и с другими европейскими структурами, включая ОБСЕ и ЕС, где формируются механизмы кризисного реагирования. Разумеется, и здесь непреложным является полное уважение главной ответственности СБ ООН за поддержание международного мира и безопасности, включая обязательное санкционирование и политический контроль за операциями, направленными на принуждение к миру.

Этот базовый принцип, опирающийся на Главу VIII Устава ООН, должен регулировать и сотрудничество между ООН и НАТО.

Следует наращивать опыт позитивного сотрудничества Организации с региональными и субрегиональными партнерами в Африке, включая Африканский союз, Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), Сообщество развития юга Африки (САДК), Межправительственный орган по вопросам развития (ИГАД). Важную роль в нахождении мирных путей решения многочисленных проблем соответствующих регионов призваны сыграть Лига арабских государств, Совет сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ), Организация Исламская конференция, Организация американских государств (ОАГ), латиноамериканские объединения. У России налажены и развиваются динамичные отношения со всеми этими организациями.

Благодарю Вас, господин Председатель.

5 ноября 2008 года

www.mid.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован