(Республика Казахстан, Киргизская Республика, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) на пленарном заседании 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по ситуации в Афганистане 10 ноября 2008 года
Уважаемый г-н Председатель,
Я имею честь выступить от имени государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества - Республики Казахстан, Киргизской Республики, Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан.
Наши страны поддерживают давние глубокие отношения с Афганистаном. Содействие формированию новой афганской государственности, созданию в этой стране устойчивых демократических институтов, является одним из важных приоритетов деятельности ШОС.
Нас, как близких соседей Афганистана, не могут не беспокоить те серьезные проблемы и вызовы, с которыми сегодня сталкивается это государство, поскольку они оказывают негативное влияние на обстановку в регионе.
Продолжающееся ухудшение военно-политической ситуации в Афганистане, расширение масштабов наркотрафика, трансграничная организованная преступность и другие угрозы обуславливают необходимость согласованных совместных действий международного сообщества.
Государства-члены нашей Организации активно участвуют как в двустороннем формате, так и в рамках многосторонних форумов в усилиях по содействию обеспечению безопасности и стабильности на территории Афганистана, его социально-экономической реабилитации. Должное внимание решению задачи пресечения исходящих с территории этой страны угроз будет и впредь уделяться в рамках работы Контактной группы ШОС - Афганистан и других механизмов.
Серьезную обеспокоенность по-прежнему вызывает ситуация в сфере безопасности в связи с активизацией террористической деятельности сил "Талибана", "Аль-Каиды" и других экстремистов в Афганистане. Масштабные теракты в Кабуле и других районах страны, участившиеся нападения на гуманитарный персонал и сотрудников ООН свидетельствуют об агрессивности рвущихся к власти радикальных сил, готовых пренебречь жизнями мирных граждан ради достижения своих целей и обретения контроля над страной.
В этих условиях полагаем необходимым не пересматривать политику изоляции лидеров экстремистов, в первую очередь тех, кто входит в санкционные списки Комитета СБ ООН 1267, при сохранении за рядовыми талибами, не запятнавшими себя военными преступлениями, возможности возвращения к мирной жизни. Только при таком понимании продвижение процесса национального примирения может быть эффективным.
Особое внимание уделяется нами борьбе с наркоторговлей, которая стала одним из основных источников подпитки террористической активности. Все чаще террористы и наркодельцы тесно координируют свои действия, в то время как международные усилия по борьбе с незаконным производством и распространением наркотиков с территории Афганистана, к сожалению, остаются неэффективными. Масштабное производство наркотиков в Афганистане представляет реальную опасность для всего международного сообщества. В этих условиях считаем необходимым существенно активизировать антинаркотические усилия как на территории Афганистана - уничтожение наркопосевов, преследование наркоторговцев, внедрение альтернативных сельхозкультур, обуздание безработицы, - так и вокруг него путем создания при координирующей роли ООН и при участии соседних стран системы "поясов антинаркотической и финансовой безопасности". Таким образом, речь должна идти не только о перехвате перевозимых наркогрузов, но и об усилении контроля над транснациональным перемещением денежных поступлений от незаконного оборота наркотиков, отмывания денежных средств и другой преступной деятельности, включая финансирование терроризма.
Государства ШОС считают необходимым, чтобы Международные силы содействия безопасности, находящиеся в Афганистане по мандату Совета Безопасности ООН, также повысили внимание к задаче противодействия производству и контрабанде афганских наркотиков во взаимодействии с правительством Афганистана, соседними и другими заинтересованными странами. Важно, что принятая недавно резолюция Совета Безопасности 1833 нацеливает Силы на укрепление сотрудничества с правительством Афганистана и другими заинтересованными, в том числе региональными, "игроками" в этой сфере. Без борьбы с наркоугрозой, учитывая тесную связку террористической деятельности и наркопроизводства, деятельность МССБ не будет в должной мере эффективной.
Мы продолжаем совместные усилия для налаживания тесного взаимодействия с другими заинтересованными странами, международными и региональными организациями с целью создания широкой партнерской сети по противодействию террористической и наркотической угрозам. Разворачиваем практическую подготовку к созыву под эгидой ШОС специальной конференции по Афганистану для обсуждения вопросов совместного противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности. Рассчитываем, что эта инициатива встретит поддержку ООН, всех государств, принимающих активное участие в оказании содействия Афганистану.
Разделяем мнение Генсекретаря ООН о том, что гражданскому населению Афганистана должна быть обеспечена защита не только от террористов, но и от непреднамеренных последствий операций, осуществляемых коалиционными силами. Такие участившиеся в последнее время инциденты подрывают доверие местного населения к международным усилиям в Афганистане. Необходимо, чтобы МССБ приняли эффективные меры по недопущению потерь среди гражданского населения в результате неизбирательного или чрезмерного применения силы, включая бомбардировки. В этой связи хотели бы вновь акцентировать безальтернативность закрепленного в недавнем решении Совета Безопасности императива соблюдения международного гуманитарного права для недопущения жертв среди гражданского населения. Это - крайне важная задача в контексте долгосрочной стабилизации в Афганистане, что было подтверждено и представителями афганского руководства, и Миссией ООН по содействию этой стране.
Государства-члены ШОС убеждены в том, что эффективное урегулирование ситуации в Афганистане, решение стоящих перед правительством этой страны серьезных проблем невозможно без интегрированного подхода международного сообщества, ведомого ООН, но и, вместе с тем, без делегирования Кабулу большей самостоятельности в решении внутриафганских проблем. Прежде всего, должны быть созданы условия для самостоятельного обеспечения афганским правительством безопасности на территории страны. Особое значение при этом имеет формирование действительно боеспособных национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, оснащение их современным оружием.
Урегулирование ситуации в Афганистане не может быть достигнуто сугубо военными средствами. Без экономической реабилитации Афганистана невозможно достижение долгосрочного мира и стабильности в этой стране. Предпринимаемые в области безопасности шаги должны подкрепляться реальными мерами по социально-экономическому восстановлению Афганистана. В этой связи мы намерены и дальше развивать разностороннее взаимодействие с Афганистаном, в том числе в рамках реализации проектов по восстановлению и развитию социально-экономической сферы Исламской Республики Афганистан. Необходимо обеспечить уважительное отношение к национальным и религиозным ценностям, многовековым традициям и обычаям многонационального и многоконфессионального народа Афганистана, добиться на этой основе консолидации противоборствующих сил в Афганистане.
Государства-члены ШОС поддерживают проект резолюции Генеральной Ассамблеи по Афганистану, подготовленный большой группой соавторов. Рассчитываем, что его консенсусное принятие будет содействовать наращиванию согласованных усилий международного сообщества в Афганистане.
Благодарю Вас, г-н Председатель.
12-11-2008
www.mid.ru