Я бы хотел поблагодарить Вас за то, что Вы откликнулись на просьбу "Единой России" о встрече в таком формате и обсуждении вопроса о противодействии экстремизму. Думаю, что решающим фактором противодействия этому злу - экстремизму - может быть как раз позиция ведущих политических сил страны. Если все политические силы будут едины в понимании того, что такое экстремизм, то сложнее будет раскачивать ситуацию на улицах во время выборных кампаний, что особенно важно для будущего, 2007 года, как Вы сказали, потому что в этот год предстоит много выборных кампаний, включая кампанию в Государственную Думу. Собственно закон по противодействию экстремизму изучается нами постоянно. Летом этого года были внесены очередные дополнения, потому что жизнь подсказывает, что такие дополнения необходимо делать. В частности, в понятие "экстремистская деятельность" были включены "применение или угроза применения насилия в отношении представителя государственной власти в связи с исполнением им должностных обязанностей". Это новое, что мы внесли в закон. Но думаю, что сейчас необходимо подвергнуть ревизии этот закон и нужно вернуться к вопросу соответствия тяжести наказания тяжести экстремистских преступлений. Ждать новых преступлений для этого, все понимают, не нужно, и чем позже мы будем возвращаться к решению этой проблемы, тем дороже она может обойтись для страны. Ответственность за проявление экстремизма должна быть повышена. В 2003 году максимальное наказание по части 1 статьи 282 УК (это возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение человеческого достоинства) было снижено с 4 до 2 лет лишения свободы. Думаю, что надо восстановить прежнюю санкцию по этой конкретной статье. Мы сейчас анализируем предложения повышения максимально допустимых сроков наказания за экстремистские преступления. В первом чтении мы уже приняли закон о дополнении состава такого преступления, как вандализм, квалифицирующим признаком "совершение из экстремистских побуждений". Думаю, что такие деяния должны наказываться существенно более строго.
Есть еще одна проблема - в экстремистскую деятельность вовлекаются молодые люди. И их организаторы взяли на вооружение те же методы, что и организованные преступные группировки, так как участие в бандах несовершеннолетних интересно для них в том смысле, что, во-первых, ниже ответственность, а также возможно более высокое сочувствие в суде. Нужна более жесткая уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений экстремистского характера. Сегодня действия взрослых, вовлекающих несовершеннолетних, квалифицируются просто как соучастие. Считаю, что это недопустимо. Есть новое по форме, становящееся все более модным явление, которое называется "бомбизм". Мы знаем такие проявления, они были на Черкизовском рынке, недавно были в общежитии МГУ, поэтому именно в студенческой среде нужна очень серьезная работа, потому что псевдоромантика неопытных людей может быть разрушительна для общества. Считаю необходимым уделить особое внимание студенческой среде. Также надо обратить внимание на то, что идеологию и практику экстремизма пытаются распространять по разным каналам информации и через Интернет. В частности, перед Днем народного единства в Интернете была размещена пошаговая инструкция для тех, кто хотел принять участие в экстремистском марше. Необходимо повышение ответственности к распространителям материалов экстремистской направленности в сети Интернет и пресечение деятельности интернет-сайтов, пропагандирующих насильственный экстремизм.
Требует изучения судебная практика по экстремистским делам. Думаю, что пора ответить на вопрос: какова роль различных причин в том, что, например, в Санкт-Петербурге суды присяжных в этом году вынесли три оправдательных решения по делам об убийствах - это убийства таджикской девочки, студента из Конго и вьетнамского студента. Нужно понять, где присяжные проявили сверхснисходительность, а где обвинение недоработало, не представив должным образом материал. Думаю, что это вопрос коллегии Верховного Суда. Актуальный, злободневный и срочный.
Есть еще один фактор, который влияет на неотвратимость наказания. Это качество работы правоохранительных органов. За 10 месяцев текущего года выявлено 211 преступлений экстремистской направленности. Это почти в два раза больше, чем за тот же период прошлого года. Что доходит до суда? В 2005 году суды рассмотрели всего шесть дел о публичных призывах к экстремистской деятельности. Это не приговоры, а просто до судов дошло и было рассмотрено. И всего 40 дел о возбуждении ненависти или вражды.
Кроме работы правоохранительных органов и судебной системы необходимо анализировать и политическую практику. Именно здесь нужно проводить профилактику экстремизма. Ряд партий выступали с призывами создания блоков, и был пример - инициатива "Единой России" - подписание антифашистского пакта. Не вызывает никаких сомнений текст этого пакта. Тем не менее по политическим позициям, политическому представлению ряд партий не присоединились к этому пакту, потому что внесла его "Единая Россия". Это не тот случай, когда мы можем выбирать из политической целесообразности. Здесь мы должны единым фронтом бороться с экстремизмом.
Думаю, что есть еще один конкретный вопрос - это вопрос формирования избирательных списков. Думаю, что политические партии просто обязаны не допустить экстремизм во власть. Те лица, которые зарекомендовали себя как пропагандисты экстремистской риторики, те, кто призывает к межконфессиональным разногласиям, просто не имеют права быть предложенными в списках любой партии, даже если она заведомо является оппозиционной действующей власти. Хотел бы также сказать, что российские традиции мира и согласия нуждаются в защите со стороны закона и всех политических сил.
В.ПУТИН: Спасибо. Полностью согласен с тем, что тяжесть наказания должна соответствовать тяжести содеянного в любом случае и всегда.
И, конечно, нужно посмотреть на проблемы действующего законодательства, в том числе и в отношении санкций. Вместе с тем, думаю, вы согласитесь со мной, у нас главная задача - "выбить" почву из-под ног экстремистов. Мы должны дать ясный сигнал в общество, что государство думает о гражданах России, о коренном населении страны, что государство в состоянии цивилизованным способом организовать миграционные потоки, защитить рынок труда и действовать не избирательно, а по ясно заявленным принципам, сбалансированным интересами всего общества. Все это вместе давайте пообсуждаем. Посмотрим на проблемы со всех сторон.
2006-12-06
http://gryzlov.ru/index.php?page=publications&id=260