19 марта 2003
3687

Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на расширенном заседании Правительства по вопросу `Об итогах работы агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в 2002 году и задачах на 2003 год`

В интересах жителей села и всей республики

Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на расширенном заседании Правительства по вопросу "Об итогах работы агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в 2002 году и задачах на 2003 год"

19.03.2003



Уважаемые товарищи!
Уважаемые труженики села!

Сегодня мы с вами в таком составе собрались в очередной раз накануне важнейшей кампании для села - весенне-полевых работ. Стало уже традицией ежегодно в первом квартале на расширенном заседании правительства всесторонне обсуждать итоги сельскохозяйственного года и осмысливать вопросы дальнейшего развития нашего агропромышленного комплекса. Потребность в таком анализе и определении задач на предстоящий период несомненна.

Это диктуется важнейшим значением аграрного сектора в развитии экономики и социальной сферы, в самих приоритетах государственной политики республики. Достижения сельского хозяйства оказывают огромное влияние на уровень жизни и настроение людей, на многие другие отрасли нашего хозяйства. Агропромышленный комплекс - гордость и забота нашей республики. Так было всегда, так будет и впредь. В этом - специфика Башкортостана, да и всей Российской Федерации.

Оценивая итоги прошедшего года, хотел бы подчеркнуть несколько принципиальных моментов.

Этот год в целом был благоприятным для тружеников села. Увеличению объёмов производства сельскохозяйственной продукции способствовали, помимо неплохих погодных условий, положительные изменения, достигнутые в нашей экономике.

Социально-экономическое развитие республики за 2002 год характеризовалось сохранением позитивной динамики основных показателей. Обеспечен рост валового регионального продукта, в том числе важнейших его составляющих - промышленного и сельскохозяйственного производства, что позволило увеличить реальные денежные доходы населения. Итоги развития экономики Башкортостана за два месяца 2003 года также свидетельствуют о продолжении устойчивого роста. Объём промышленной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 4,3 процента. Особенно следует отметить успехи в чёрной металлургии (138 процентов), машиностроении и металлообработке (126 процентов), пищевой промышленности (102,1 процента).

Сельскохозяйственные товаропроизводители всё более успешно адаптируются к условиям рынка. Развивается вертикальная интеграция предприятий АПК. Продолжается процесс дальнейших преобразований аграрного сектора и разработка отраслевых программ его развития.

Общие вложения в сельское хозяйство из бюджета Республики Башкортостан только за 2002 год превысили один миллиард 547 миллионов рублей. На финансирование мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования выделено 192,8 миллионов рублей.

Наша система государственной поддержки с разумным протекционизмом позволила закрепить положительные тенденции в сельском хозяйстве. Объём валовой продукции за 2002 год составил более 50 миллиардов рублей, обеспечен прирост 8,6 процентов, тогда как по России - 1,7%. В истекшем году получен один из самых высоких за последние годы урожаев зерна, валовый сбор составил 4,5 миллионов тонн, или на 20 процентов больше уровня предшествующего года. По этому показателю мы занимаем пятое место в стране. Определенные успехи достигнуты в животноводстве, пищевой и перерабатывающей отраслях.

Однако далеко не все вопросы развития АПК решены в должной степени. О некоторых из них мы с вами говорим уже не в первый раз. Хорошо, что сегодня состоялся предметный разговор по наиболее узловым проблемам.

Прежде всего, всех волнуют вопросы организационно-финансового оздоровления предприятий всего комплекса. Несмотря на ряд положительных моментов, здесь действительно сохраняется крайне напряженное, можно даже сказать - тяжелое, финансовое положение. Кредиторская задолженность превышает дебиторскую почти в 4 раза. Действенных результатов деятельности республиканской межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению предприятий АПК пока нет. Многие руководители рассчитывают лишь на реструктуризацию долгов по соответствующему федеральному закону, который ещё практически не работает. А конкретных мер по повышению эффективности работы всех звеньев комплекса не принимается. Сельское хозяйство в 20 районах завершило год убыточно. Правильно отмечалось, что у нас немало и высокорентабельных районов, но почему одни руководители успешно наращивают темпы роста производства, находят резервы для прибыльной работы, а другие застыли на месте?

До сих пор на уровне районного звена отдельные руководители так и не научились управлять рыночными механизмами хозяйствования. Но, похоже, и не хотят вникать в суть дела, не владеют ситуацией. Нет учета себестоимости. Рентабельность в животноводстве колеблется от плюс двух процентов до минус пятидесяти пяти процентов.

Так дальше продолжаться не может. Давайте перестанем констатировать и начнём разбираться в причинах и принимать соответствующие меры, вплоть до организационных.

Пока реальные результаты от реформирования незначительны, хотя на себе их должен ощутить каждый сельчанин. Это - прямой упрек отраслевому отделу Правительства и соответствующим министерствам.

Я довольно часто встречаюсь с крестьянами, фермерами, с теми, кто непосредственно занимается перестройкой отрасли в низовом звене. Сами труженики просят ускорить реформирование. А на местах власть пока в ряде районов глуха к этим пожеланиям, можно даже сказать - требованиям времени. Исполнение многочисленных программ развития АПК сдерживается, нет должной - и экономической, и организационной - поддержки тех сельчан, кто стремится к новациям.

Шамиль Хуснуллович, Вы должны взять под свой личный контроль данный вопрос. Необходима персональная ответственность руководителей Минсельхоза за эти непростые и уже перезревшие вопросы.

Правильно сегодня прозвучало, что за последние годы в отрасли сделано много. Отрицать этого нельзя. Теперь надо закрепить успехи и продолжить преобразования так, чтобы обеспечить дальнейший устойчивый экономический рост.

Мы с вами пока работаем в условиях крайне неблагоприятного соотношения цен в стране. Да, нефтепродукты, сельскохозяйственная техника, удобрения стоят несравнимо дороже, чем продукция сельского хозяйства. Эта критика справедливая. В масштабе страны нужны коррективы в механизм ценообразования, обоснованные дотации, обеспечивающие развитие производства и получение прибыли в сельском хозяйстве. Таких мер центром пока не принимается. Поэтому Правительство, Министерства экономики, финансов должны определить позиции республики по данному вопросу.

Необходимо регулирование рынка зерна, продуктов его переработки, совершенствование деятельности предприятий комбикормовой и мукомольно-крупяной отраслей. Как можно спокойно смотреть на то, что прилавки забиты челябинскими макаронами, печеньем, ижевскими кондитерскими изделиями, оренбургской мукой, а также импортом. В то же время Давлекановский комбинат хлебопродуктов, теряя славу производителя лучшей муки, часто простаивает из-за неритмичных поставок зерна на переработку. Сегодня мощности комбикормовых заводов работают только на 12%.

При этом мы констатируем, что значительный объем муки, комбикормов ввозится из-за пределов республики. Пытаясь административными средствами решить эти проблемы, ряд руководителей забывают, что не запретами, а качеством и выгодными ценами нужно обеспечить спрос на свои товары и продукцию.

Особого внимания заслуживает вопрос о техническом оснащении сельскохозяйственного производства. Мы здесь являемся достойным примером для многих регионов страны. Хорошо показали себя на практике наши МТС, пополненные современной высокопроизводительной техникой. Но их услугами надо пользоваться грамотно, рассчитываться с ними своевременно. Иначе эти очень нужные нам предприятия можно довести до банкротства. Если с комбайнами дела обстоят неплохо, то вопрос о нашем тракторном парке ждёт своего решения. Здесь есть апробированный механизм лизинга, который надо шире использовать для всех видов хозяйств, включая даже личные подворья.



Достижения пищевой и перерабатывающей промышленности в республике, многократно отмеченные на международных выставках, следует внедрять на практике, доводить до потребителя. Мы же не для выставок работаем! Недостаточно производятся масличные и крупяные культуры, продукты из которых можно было бы поставлять на внешние рынки. Нужны конкретные предложения со стороны Министерства внешнеэкономических связей и торговли, Башпотребсоюза по продвижению ценнейшей продукции пчеловодства на зарубежные рынки.

Уважаемые товарищи!

Структура потребительских расходов населения - своеобразный показатель материального благосостояния. В то же время и сам рост реальных доходов населения - важное условие увеличения объёмов сельскохозяйственной продукции и сырья. Но люди ждут сдерживания роста цен на продовольственные товары. Для этого необходимы экономические и правовые условия по безопасной реализации выращенной продукции. В том числе - в личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйствах.

Надо восстанавливать и стимулирующую роль заработной платы в отрасли. Разве можно считать нормальным, что уровень оплаты труда работников сельского хозяйства в 2002 году составил 37 процентов от среднего показателя в целом по народному хозяйству против 96 процентов за 1990 год? Соответствующим министерствам следует незамедлительно изучить данный вопрос и принять надлежащие решения. Особого анализа требует денежная составляющая оплаты труда сельчан, которую тоже надо повышать.

Понятно, что средние показатели заработной платы не всегда раскрывают реальное положение дел на селе. В прошлом году Госкомстату, Минэкономики и Минсельхозу было указано на необходимость более полного учёта совокупных доходов, получаемых от личных подворий. В истекшем году начата работа по восстановлению в полном объеме учёта и отчётности в аграрном секторе. Дело это очень важное и должно быть доведено до конца.

Благосостояние сельских жителей характеризуется не только величиной совокупного дохода, но и уровнем социально-бытовых условий. В данном направлении в республике проводится огромная работа. В Башкортостане не только остановлен процесс разрушения социальной сферы, но идёт планомерная созидательная работа по её качественному обновлению.

В сельской местности республики только в истекшем году сдано в эксплуатацию жилья общей площадью 540,2 тысяч квадратных метров. На индивидуальное жилищное строительство выделено кредитов на сумму 47,8 миллиона рублей. Введено в действие 40 объектов социально-культурного назначения.

Построено 1,3 тысяч километров газовых сетей, газифицировано 34,3 тысяч квартир, сдано водопроводных сетей протяженностью 44,1 километра, 271 километр автомобильных дорог, включая улицы сел и деревень.

Из года в год растёт количество автобусных маршрутов. Сегодня их уже 800, общая протяженность автотрасс более 45 тысяч километров.

Только так, создавая хорошие условия жизни для людей, можно рассчитывать на серьёзную экономическую отдачу.

Уважаемые участники заседания!

В последние годы на селе произошли огромные структурные изменения. Сегодня в личных подсобных хозяйствах населения производится 65 процентов всей продукции, а на долю сельскохозяйственных предприятий приходится 33 процента. Вклад фермерских хозяйств пока очень незначителен. Хозяйства населения фактически стали стратегическим производителем продукции, одним из важнейших источников благосостояния людей. Есть примеры, когда отдельные хозяева содержат десятки и даже сотни голов скота. Однако личные подворья могут развиваться лишь при условии, что их владельцам будет оказываться государственная, законодательно оформленная поддержка. Но до сих пор не отлажены их агросервисное обслуживание, организованная продажа нужной им техники. Слабо оказывается помощь в улучшении породности скота, птицы, в снабжении кондиционными семенами.

Стала забываться и такая форма поддержки сельчан, как обеспечение личных подворий молодняком скота и птицы, комбикормами. Дело здесь за работниками потребкооперации. Они имеют возможность выявить потребности населения, с тем, чтобы после откорма животные и птица реализовывались через заготовителей. Вся сеть потребкооперации должна заниматься заготовкой продукции и сырья у населения. Интенсивно привлекая экономический и кадровый потенциал потребительской кооперации, на селе можно решить многие социальные проблемы, а также пополнить местные бюджеты.

Всё это затрагивает еще один важный вопрос аграрного сектора - занятость населения. Нельзя допускать сокращения численности работников в агропроме. Высвобождающимся в ходе реформирования хозяйств работникам надо находить место в самой системе. Каждый желающий работать должен быть ею обеспечен.

Со стороны администраций районов и городов нужны более решительные меры по планомерной поддержке и развитию предпринимательских структур. Пора переходить к образованию на селе предприятий с законченным циклом производства, заготовки, переработки и реализации конечной продукции. Вот где новые рабочие места, дополнительные инвестиции.

Повышенного внимания требует малое предпринимательство на селе. Нужна целенаправленная, законодательно оформленная, подкрепленная ресурсами политика в этой области. Нам важно не просто количество фермерских хозяйств или предпринимателей, а объём продукции, произведенной тружениками новой формации - реальными, эффективными собственниками и землепользователями. Во многом от этого зависит и социальное благополучие села.

Следует полнее реализовать полномочия органов государственной власти, местного самоуправления, вновь избранных руководителей муниципальных образований по расширению рынка товаров и услуг. Да и само развитие местного самоуправления невозможно без достаточно развитого малого бизнеса.

Пока недопустимо медленно идёт и процесс превращения достижений науки и новых технологий в рыночный продукт. А ведь это главный путь улучшения качества традиционных товаров. Экономический прорыв в аграрном секторе возможен лишь при соединении передовых технологий с финансовыми ресурсами. Пора оценивать деятельность научных коллективов не по количеству публикаций, а по основополагающему показателю - сколько внедрено научных разработок, какова их реальная отдача. Нужна, кстати, и эффективная их правовая защита.

В современных условиях повышается ответственность учебных заведений, научно-исследовательских институтов, особенно БГАУ, БНИИСХ, Академии наук, института повышения квалификации работников АПК. Пора готовить специалистов, умеющих зарабатывать деньги как для себя, так и для коллектива. Несмотря на мои неоднократные замечания, вопросы кадрового обеспечения отрасли остаются острыми. Хотя есть районы, которые могут служить образцом по созданию условий для возвращения и последующего закрепления высококвалифицированных специалистов. Но и здесь почти не практикуются конкурсы по замещению на должности среднего звена в аграрном секторе.

Кратко остановлюсь и на ряде других проблем.

Общенациональная значимость аграрного сектора требует, чтобы этапу реформирования соответствовала гибкая система сельскохозяйственного кредитования. В ближайшей перспективе предпочтение должны получить стабильно работающие, финансово-устойчивые сельскохозяйственные товаропроизводители, независимо от их организационно-правовых форм. Это касается и предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности, которые имеют долговременные и взаимовыгодные связи с поставщиками отечественного сырья и сельхозпродукции.

Для участия в федеральных программах финансирования агропрома необходимо сотрудничество с Россельхозбанком. Минсельхозу, Национальному банку совместно с другими ведомствами следует продумать вопрос о создании структуры Россельхозбанка в республике.

Должна быть продолжена работа по правовому обеспечению реформирования АПК, в частности, по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения. Роль, которую играет земля в экономике республики, очевидна. Нужны надежно защищенные права на землю, тогда появятся условия для долгосрочных капиталовложений. Наша земельная политика должна тесно увязывать интересы территории, конкретного землепользователя и Башкортостана в целом.

Предыдущий депутатский корпус плодотворно поработал над законодательством аграрного сектора. На днях прошли выборы в республиканский парламент. На них народ отдал своё предпочтение наиболее подготовленным и инициативным кандидатам. Надеюсь, они обеспечат дальнейшее совершенствование правовой основы преобразований в АПК.

Дорогие друзья!

В любой рыночной экономике есть секторы, где роль государства особенно велика. И сегодня уже очевидно, что влияние государства в аграрном секторе должно быть достаточно сильным, чтобы обеспечить продовольственную безопасность и независимость от внешних поставщиков продуктов питания, рост своего производства.

В Башкортостане в последние годы приняты комплекс мер и солидный пакет программ развития АПК. Задача 2003 года - реализовать основную массу этих программ, обеспечить наращивание объёмов сельхозпродукции и сырья. Минсельхозу в этих вопросах предстоит, как никогда, занять более твёрдую позицию и отстаивать экономические интересы сельчан. Роль отраслевого отдела Правительства и Минсельхоза должна заключаться не в выбивании бюджетных средств, а в реализации проектов финансового оздоровления и модернизации сельскохозяйственного производства.

В федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года" на развитие агропромышленного комплекса из федерального бюджета предусматривается выделение свыше 1,2 миллиарда рублей, в том числе на 2003 год - более 99 миллионов рублей. Важно обеспечить их целенаправленное и разумное использование.

В республике разработан ряд прогрессивных технологий в растениеводстве и животноводстве. Необходимо ускорить их внедрение. Минсельхоз должен работать в этом направлении эффективнее. Нужно думать и решать на перспективу. Каждое направление реформирования отрасли, предлагаемое Минсельхозом, должно быть востребовано самим селом. Время лозунгов ушло.

Как видите, нерешенных проблем пока много. Надеюсь, сегодняшнее обсуждение станет только началом критического осмысления деятельности всех служб АПК и тех министерств и ведомств, которые призваны совместно решать проблемы села. Повторюсь, нужен комплексный подход. По итогам расширенного заседания Правительства теперь надо определить меры по ускорению реформирования агропрома, с учётом прозвучавших конкретных предложений.

Наступает наиболее ответственная пора для тружеников села - весенне-полевые работы. Необходимо приложить все усилия, опыт, материальные и финансовые ресурсы для своевременной, качественной подготовки и для успешного проведения этой кампании.

Благодарю за внимание!





Дорогие друзья!

Ряду передовых предприятий агропрома по итогам работы за 2002 год присуждены Премии Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг).

Кубком качества и Дипломом I степени награждается Государственное Унитарное сельскохозяйственное предприятие "Алексеевский" (руководитель - Майстренко Евгений Николаевич).

Совхоз "Алексеевский" - современное хозяйство, где динамично развиваются многие отрасли производства. Объем продукции ежегодно растет на 15-17%, осваивается широкий её ассортимент, который пользуется спросом на потребительском рынке. Экономика развивается стабильно благодаря интенсивному использованию производственных фондов, земельных ресурсов, внедрению наукоёмких современных технологий, комплексов высокопроизводительных машин. Это обеспечивает высокий уровень и социальной сферы хозяйства.

Дипломом II степени за высокое качество продукции награждается дочернее предприятие птицефабрика "Башкирская" Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Башптицепром".

Это предприятие, возглавляемое директором Саитбаталовым Тагиром Файзрахмановичем - одна из крупнейших птицефабрик России. За 2002 год здесь произведено более 336 миллионов штук яиц, 3478 тонн мяса птицы. На одну курицу-несушку получено 293 штук яиц. Хозяйство имеет более двух миллионов голов птицы, в том числе 1,3 миллиона голов кур-несушек, 18 тысяч голов гусей. Балансовая прибыль достигла 38,2 миллиона рублей.

Дипломом III степени награждается за высокое качество продукции дочернее предприятие птицефабрика "Турбаслинская" Государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Башптицепром" (директор - Шайхулов Раис Сибагатович).

Это уникальное предприятие по производству мяса бройлеров. Здесь умело используются рыночные методы управления, создано открытое акционерное общество "Турбаслинские бройлеры". За 2002 года им произведено 6500 тонн мяса, что в 3 раза больше предыдущего года. Продуктов питания производится более 50 наименований. Получено 8,5 миллиона рублей прибыли. Сегодня это предприятие является одним из лучших в России.

Ещё раз от всей души поздравляю вас с высокими наградами. Счастья и успехов вам, друзья!

Спасибо за внимание.



Пресс-служба Президента
Республики Башкортостан


www.bashkortostan.ru/index.cfm?id=913
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован