27 мая 2006
2726

Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на Съезде муниципальных образований Республики Башкортостан

О ЗАДАЧАХ И РОЛИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

27.05.2006





Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на Съезде муниципальных образований Республики Башкортостан 27 мая 2006 года.



Уважаемые делегаты и приглашенные!

Сегодня мы с вами собрались на представительный форум - учредительный Съезд Ассоциации "Совет муниципальных образований Республики Башкортостан". Это - крупное событие в общественно-политической жизни республики, важный шаг в реформировании местной власти. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данное объединение должно стать одной из главных форм сотрудничества муниципалитетов. Совет призван обеспечить защиту их прав, представлять общие интересы. Предстоит координировать деятельность муниципальных образований по развитию правовой, организационной, финансово-экономической и территориальной основ местного самоуправления в республике.

Уважаемые товарищи!

К созданию новой системы местного самоуправления Башкортостан подошёл в числе наиболее подготовленных регионов страны. Главное здесь - высокий уровень социально-экономического развития, общественно-политическая стабильность. Восьмой год идёт устойчивый экономический рост.

Прошлый год для республики стал одним из самых успешных. Темпы роста по многим показателям превысили значения не только предыдущего года, но и среднероссийские. Валовой региональный продукт увеличился на 7%, промышленное производство - на 4,7%, прибыль предприятий возросла более чем в 1,5 раза, инвестиции в основной капитал - более чем на 10%, внешнеторговый оборот - в 1,7 раза.

Значительное влияние на достигнутые в экономике результаты оказал рост промышленного производства. Наиболее его высокие темпы сложились в городах Туймазы, Мелеуз, Кумертау, Октябрьский, а также Альшеевском, Нуримановском, Балтачевском и Чишминском районах.

Успешно развивалось сельское хозяйство. Мы занимаем ведущие позиции в стране по производству мяса, зерна, картофеля, сахарной свеклы, по поголовью скота и птицы, надоям молока и сбору меда. Несмотря на сложные погодные условия, собран хороший урожай зерновых и технических культур, организованно проведены посев озимых и зимовка скота. Весомых результатов добились Стерлитамакский, Баймакский, Илишевский, Чекмагушевский, Аургазинский и Татышлинский районы.

В прошлом году были введены в действие многие новые производственные объекты в промышленности, сельском хозяйстве, связи, торговле и общественном питании, на транспорте. Одним из наиболее значимых событий стал ввод в эксплуатацию комплекса по производству терефталевой кислоты на "Полиэфе". Проложены около 400 км газовых, более 80 км водопроводных, канализационных и тепловых сетей. Газифицировано свыше 30 тыс. квартир. Построены более 220 км автомобильных дорог с твердым покрытием, 28 мостов.

Огромное внимание, как и в предыдущие годы, уделялось строительству жилья и объектов социальной сферы. Введено в эксплуатацию 19 тыс. 300 квартир общей площадью 1 млн. 608 тыс. кв. метров. Это больше чем у наших соседей - Пермского края, Удмуртской республики, Оренбургской области, вместе взятых. По объему вводимого жилья в расчете на 1000 человек республика занимает одно из ведущих мест в стране. Наибольшие объёмы жилья введены в городах Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске, Октябрьском, а также в Уфимском, Белебеевском, Ишимбайском и Чишминском районах.

Открыто 36 общеобразовательных учреждений на 4 500 ученических мест в городах Уфе и Белебее, Бурзянском, Нуримановском и других районах. Сданы три дошкольных учреждения в Ишимбайском, Кугарчинском и Шаранском районах. Построены хирургический комплекс в с. Старобалтачево, амбулаторно-поликлинические учреждения и фельдшерско-акушерские пункты в Бирске и Туймазах, Балтачевском, Буздякском и Шаранском районах. Введены корпуса санатория "Танып" в Аскинском районе, детского санатория "Красноусольский" в Гафурийском районе, дома-интернаты для престарелых и инвалидов в Бижбулякском и Ермекеевском районах. Распахнули свои двери Дома культуры в Аургазинском, Краснокамском и Стерлибашевском районах, социально-культурные центры в Альшеевском, Буздякском, Ишимбайском и Илишевском районах. Начали действовать физкультурно-оздоровительные комплексы в Альшеевском, Куюргазинском и Стерлибашевском районах.

Как видите, буквально во всех уголках республики сделано и делается очень много для обеспечения достойной жизни людей. Но наиболее рационально и эффективно, действительно по-хозяйски, этот огромный потенциал может быть использован только при активной позиции органов местного самоуправления. Именно они особенно близки к запросам и проблемам населения, знают условия отдельных населенных пунктов и территорий. Поэтому во всех сферах жизни общества возрастает роль муниципальных образований.

Экономический рост - прочная основа дальнейшего повышения качества и уровня жизни людей. Реальные располагаемые денежные доходы в прошлом году повысились на 14,7%, заработная плата - на 10,2%. Это обусловило и рост покупательной способности населения в условиях насыщения потребительского рынка товарами и услугами. Оборот розничной торговли увеличился на 21,3%, объем платных услуг населению - на 9,6%. Следует отметить, что в рейтинге качества жизни населения, рассчитанном крупным российским независимым агентством, республика занимает второе место, уступая лишь Москве.

Истекший год ознаменовался рядом значительных событий. Началась подготовка к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России. В рамках Года профилактики, наркомании, алкоголизма и табакокурения была продолжена целенаправленная работа по осуществлению профилактических мер по борьбе с этими недугами. Большое значение в духовной жизни республики, патриотическом и нравственном воспитании подрастающих поколений имело празднование 60-летия Победы. Проведена большая работа по улучшению жизни ветеранов.

Уважаемые товарищи!

Положительные тенденции в развитии республики продолжаются и в текущем году. Промышленное производство с начала года выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,9%. Более интенсивно, по сравнению с прошлым годом, проведены посевные работы на полях республики. Хлеборобы в целом успешно завершили посев яровых культур. Одними из первых с посевными работами справились хозяйства Аургазинского, Дюртюлинского, Илишевского, Кармаскалинского, Мелеузовского, Стерлитамакского, Туймазинского, Татышлинского, Чекмагушевского районов. Производительно и качественно потрудились земледельцы Абзелиловского, Дуванского, Учалинского и ряда других районов.

В республике за 4 месяца текущего года построено 335 тыс. квадратных метров жилья, что на 4,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Оборот розничной торговли вырос на 19,2%. Реальные располагаемые денежные доходы населения за первый квартал текущего года увеличились на 19,5%.

Экономический рост, благоприятное развитие социальной и духовно-культурной сферы, стабильность и согласие в обществе - надежная база для дальнейшего подъёма республики, повышения благосостояния населения, укрепления роли Башкортостана как опорного региона страны.

Теперь поставлены задачи перевода нашей экономики на качественно новый уровень, придания ей инновационного характера, повышения эффективности и конкурентоспособности. Эта позиция полностью соответствует идеям Послания Президента России. Он обратил особое внимание на вопросы инновационного преобразования всей российской экономики. Хочу подчеркнуть, что эти задачи решаются не только на уровне страны или ее регионов. Мы должны находить новые подходы и на местном уровне, оживлять здесь хозяйственную жизнь, поддерживать деловую инициативу.

Уважаемые товарищи!

Сегодня на социально-экономическую и общественно-политическую жизнь республики значительное влияние оказывает продолжающееся реформирование местной власти. В его основу положены новые принципы работы.

Это - самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, дополнительный контроль за местной властью со стороны жителей, четкое определение компетенции и ответственности каждого уровня власти. С учетом уже накопленного у нас богатого опыта деятельности местных органов государственной власти, мы успешно завершили в прошлом году подготовительный этап реформы местного самоуправления. Проведена большая законодательная и организационная работа. Приняты важнейшие законы, которые составляют правовую основу организации местного самоуправления. Это, прежде всего, законы о местном самоуправлении, межбюджетных отношениях и бюджетном процессе. Уточнены территории и границы муниципальных образований, установлен их статус. По сути, обновлена административная карта Башкортостана. На территории республики действуют 1020 муниципальных образований, в том числе 9 городских округов, 54 муниципальных района, 14 городских поселений и 943 - сельских.

Для определения новой структуры органов местного самоуправления в прошлом году прошли референдумы во всех муниципальных районах и городских округах. Здесь жители республики проявили высокую активность. Состоялись выборы депутатов представительных органов местного самоуправления. Прошли конкурсы на замещение должностей глав администраций. Отрадно, что в подавляющем большинстве доверие оказано прежним, хорошо себя зарекомендовавшим, опытным руководителям. Установлены основные гарантии для муниципальных служащих. Урегулированы вопросы организации муниципальной службы. Все бюджеты переведены на казначейскую систему исполнения. Органами местного самоуправления своевременно приняты решения о налогах, бюджетах на 2006 год.

Нельзя сказать, что вся эта работа проходила гладко. Со дня принятия федерального закона изменения в него вносились 18 раз. Такие частые и порой противоречивые поправки существенно затрудняли его внедрение в практику. Сложной задачей переходного периода стало разграничение полномочий и имущества между республикой и муниципальными образованиями. В собственность муниципальных образований передано 1078 государственных унитарных предприятий, 5372 государственных учреждения и 8372 объекта иного имущества. Это жилые дома, объекты нежилого фонда, инженерные сооружения и коммуникации.

В соответствии с республиканскими законами органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены отдельными государственными полномочиями. Это социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также создание и обеспечение в пределах муниципального образования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В городе Уфе органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей. В нашей республике вопросам охраны семьи, материнства и детства уделяется очень большое внимание. Задачи по государственной поддержке семьи, стимулированию роста рождаемости поставлены и в нашем Послании этого года. Радует, что наши подходы совпали с позицией Президента России Владимира Владимировича Путина, назвавшим в своем Послании эти вопросы самыми главными для современной России. Жизнь и здоровье людей, защита детей, забота о старшем поколении - повседневные вопросы и муниципалитетов.

Хочу порекомендовать и на местах искать новые формы работы в этой сфере. Надо делать всё возможное для того, чтобы в каждом городе и поселке семья, женщина-мать, дети всегда были предметом особой заботы. Для исполнения государственных полномочий на местах по предоставлению гражданам мер социальной поддержки в районах и городах сформированы территориальные органы Министерства труда и социальной защиты республики. В целях улучшения качества социального обслуживания созданы соответствующие комплексные центры. И важная задача местного самоуправления - работать в тесном контакте с этими структурами. Необходимо развивать систему учреждений социального обслуживания, в первую очередь, там, где ещё нет соответствующей инфраструктуры.

В прошлом году был также решен вопрос о передаче части полномочий поселений на исполнение муниципальным районам. С этой целью органы местного самоуправления на основании специально разработанных типовых форм заключили соответствующие соглашения.

Хочу отметить, что передача отдельных полномочий поселения на исполнение району - временная, вынужденная мера. Она рассчитана на переходный период до формирования на уровне поселений достаточной доходной базы, опыта организации соответствующих работ, материально-технических и кадровых ресурсов. Все понимают, что поселения пока не в силах самостоятельно решать многие возлагаемые на них законом задачи. Подобная передача полномочий учитывает и сложившуюся в республике практику функционирования публичных органов на местах, решения большей части вопросов местного значения на уровне муниципального района.

Уважаемые делегаты и приглашенные!

Местное самоуправление в республике уже пять месяцев работает по новым нормам. Сделаны первые шаги, выявились некоторые трудности и проблемы, которые нужно решать. С начала этого года по-новому формируются и исполняются местные бюджеты. Изменились не только полномочия участников бюджетного процесса и порядок его организации, но и структура бюджетов, подходы к формированию доходов. На 1 мая текущего года в бюджеты муниципальных образований поступило 3 млрд. 500 млн. рублей собственных доходов. Основными их статьями стали налог на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и доходы от использования имущества.

Однако, данных доходов муниципальных образований недостаточно для выполнения всех возложенных на них расходных обязательств. За четыре месяца этого года за счёт собственных доходов покрыто в среднем только 52% расходов местных бюджетов. При этом, всем муниципальным районам и городским округам из бюджета республики была оказана финансовая помощь в размере более 5 млрд. рублей.

Сегодня из-за неравномерного размещения производительных сил и развития территорий имеются существенные различия между муниципальными образованиями по бюджетной обеспеченности. Например, бюджеты ряда сельских районов почти на 90% формируются только за счет финансовой помощи республики. И это в условиях, когда большинство полномочий по решению вопросов жизнеобеспечения переданы на места!

В целях сокращения отставания и выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований в составе бюджета республики образованы специальные фонды. Это фонд финансовой поддержки муниципальных районов и городских округов, фонд компенсаций и фонд софинансирования социальных расходов. Предусмотрены также иные межбюджетные трансферты.

Но нельзя постоянно жить на иждивении у республики, полностью перекладывать решение своих проблем на ее бюджет. Необходимо настойчиво вести работу по увеличению собственных доходов местных бюджетов. Здесь важны как развитие налогового потенциала, так и усиление администрирования обязательных платежей. Межбюджетные отношения должны стимулировать достижение финансовой самодостаточности. Нужно обеспечить рациональное и эффективное использование бюджетных средств, муниципальной собственности. Необходимо повышать роль и ответственность всех участников бюджетного процесса. Существенным источником пополнения местных бюджетов наряду с налогом на имущество должен быть земельный налог.

Однако сегодня поступления от него ещё незначительны в связи с тем, что кадастровая стоимость земель не соответствует существующим экономическим реалиям. Например, минимальная кадастровая стоимость земель под предприятиями торговли в г. Уфе составляет 4 рубля 55 коп. за 1 кв.м. Для сравнения скажу, что в некоторых городах России она достигает 1000 и более рублей за 1 кв.м. Здесь есть над чем задуматься. В текущем году Правительством России установлена обязательная периодичность проведения государственной кадастровой оценки земель. В этой связи считаю необходимым уже в ближайшее время муниципалитетам совместно с уполномоченными органами провести эту работу.

Хотел бы особо остановиться на проблеме ответственности работников органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них задач. Так, с целью повышения собираемости земельного налога муниципальным образованиям было рекомендовано провести работу по уточнению сведений о правообладателях земельных участков. Однако, достоверность данных составила только 50%!

Недостаточно качественно органами местного самоуправления ведется работа по учету и выявлению земельных участков, используемых без правоустанавливающих документов и с иными нарушениями действующего законодательства. В то же время, важно принимать такие решения, которые способствуют развитию бизнеса, а не загоняют его в тупик! Так, в наш адрес поступили обращения со стороны предпринимателей ряда районов и городов о непродуманных действиях органов местного самоуправления по установлению понижающих коэффициентов для исчисления единого налога на вмененный доход. Эти коэффициенты были приняты без учёта территориальных особенностей получения предпринимателями доходов. Надо ясно понимать, что доходы местных бюджетов зависят от того, насколько успешно развиваются хозяйствующие субъекты.

В целом же, социально-экономические проблемы надо решать совместными усилиями. Со своей стороны скажу, что муниципалитетам мы будем помогать и впредь. Только в рамках подготовки к 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, реализации приоритетных национальных проектов, республиканской адресной инвестиционной программы, а также других программ оказывается существенная поддержка социально-экономическому развитию всех территорий.

В столице к юбилею будут построены универсальный ледовый дворец "Уфа-Арена" и Дом дружбы народов, проведена реконструкция ипподрома "Акбузат", международного аэропорта, железнодорожного вокзала "Уфа", хирургического корпуса Республиканской клинической больницы имени Куватова.

В текущем году запланировано строительство и ввод в эксплуатацию целого ряда объектов здравоохранения, образования, культуры и социального обеспечения, коммунального хозяйства и дорожного комплекса по всей республике. Это школы в Уфе, Стерлитамаке, Белорецком, Караидельском, Баймакском, Иглинском, Нуримановском и других районах. Дома культуры - в Мелеузе и Миякинском районе, во многих районах - социально-культурные центры. Завершится строительство башкирского театра им. М. Гафури, татарского театра "Нур". В Нефтекамске и Салавате начато строительство культурно-спортивных комплексов. Будет проведена реконструкция учреждений здравоохранения в Кумертау, Куюргазинском, Кугарчинском и Зианчуринском районах. Предусмотрен также ввод первой очереди больничного комплекса Республиканской психиатрической больницы и отделения патологии новорожденных городской клинической больницы No17 в Уфе, роддома в Стерлитамаке, новых помещений для психоневрологических интернатов в Кумертау и Краснокамском районе, физкультурно-оздоровительных комплексов и многих других объектов социально-культурного назначения. Закончится строительство санаториев "Ассы" и "Танып", реконструкция водогрязелечебницы в санатории "Якты-Куль".

В текущем году также предусмотрено ввести в эксплуатацию 87 км сетей водопровода, 190 км газовых сетей, четыре котельных. Строительство и ввод в эксплуатацию этих объектов открывают дополнительные возможности для роста экономики и социальной сферы районов и городов на качественно новой основе.

Уже не первый год мною ставится задача по диверсификации экономики и поиску "центров роста". Однако положительных примеров крайне мало. Я уже отмечал опыт города Агидель, где сумели добиться 15-тикратного увеличения собственных доходов бюджета за счет освоения новых видов экономической деятельности. В плане активного развития предпринимательства в сельском хозяйстве весьма показателен опыт Иглинского района. Муниципальным образованиям нужно активно изучать и перенимать у других всё передовое. Следует продолжить работу по развитию малого и среднего бизнеса, существенно увеличить их вклад в развитие местной экономики, формирование бюджетов. Здесь нужна настойчивая работа.

Особого внимания требуют вопросы повышения социальной ответственности бизнеса. Нужны более действенные меры по легализации заработной платы и обеспечению достойных условий и оплаты труда работников. Назрела необходимость и в жёстких решениях по наведению порядка в игорном бизнесе. В целом, важно обеспечить тесное и конструктивное взаимодействие всех заинтересованных сторон, реализацию совместных проектов. Это отвечает общим интересам предпринимателей, муниципальных образований и республики.

Уважаемые товарищи!

Решение местных вопросов будет во многом определяться компетентностью и профессионализмом муниципальных служащих. В конце прошлого года был полностью сформирован аппарат управления местных администраций. В связи с изменением системы организации публичной власти в районах и городах республики значительное число государственных служащих перешло на работу в муниципалитеты. У них, соответственно, изменились функции, должностные обязанности.

Всё это ещё больше повышает значимость нашей кадровой политики. С самого начала проведения преобразований в области местного самоуправления стоит задача создания соответствующей сегодняшним потребностям системы подготовки и переподготовки кадров муниципальных служащих. В обучении, с учётом сегодняшних условий, нуждаются сотрудники и новых, и созданных ранее муниципальных образований. Всё это требует усиления работы с кадрами, совершенствования форм их отбора и расстановки. Нужны дополнительные стимулы для привлечения на муниципальную службу инициативных и высококвалифицированных специалистов.

Деятельность органов местного самоуправления должна быть направлена на улучшение жизни жителей, обеспечение их законных прав и интересов. Важно не допустить ухудшения качества предоставления населению необходимых услуг. Это бесперебойное тепло-, водо-, газо- и электроснабжение, транспортное обслуживание, связь, благоустройство территорий и многое другое.

И в рамках объявленного в республике Года благоустройства вопросы формирования благоприятной жизненной среды выдвигаются на первый план. При этом следует обеспечить активность самих граждан по комфортному обустройству жилья, городской и сельской инфраструктуры. Здесь важны испытанные формы и методы работы, умение дойти до каждого человека, до каждой семьи.

Уважаемые товарищи!

В решении всех обозначенных сегодня вопросов весомая роль отводится создаваемому Совету муниципальных образований республики. Сегодня на учредительном Съезде предстоит решить ряд организационных вопросов по образованию вашей ассоциации. Это утверждение устава, избрание руководящих органов и делегатов. Они будут представлять ассоциацию на общероссийских и межрегиональных уровнях в сфере межмуниципального сотрудничества.

Главная задача новой организации заключается в координации усилий муниципальных образований для решения многих проблем жизнеобеспечения населения, совершенствования межбюджетных отношений, формирования и реализации региональных и межмуниципальных программ комплексного социально-экономического развития территорий. Намечено проводить систематический мониторинг реформирования местного самоуправления и ряд других вопросов. Надеюсь, что Совет муниципальных образований станет играть ключевую роль в осуществлении конструктивного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Деятельность Совета должна способствовать обмену позитивным опытом между муниципальными образованиями не только в республике, но и за ее пределами, выработке согласованной позиции по вопросам дальнейшего развития местной власти. Только четкая, грамотная и слаженная работа позволит нам создать в республике высокоэффективную систему местного самоуправления!

Уверен, что мы с вами с этой задачей успешно справимся.

Благодарю за внимание!


Пресс-служба Президента
Республики Башкортостан


www.bashkortostan.ru/index.cfm?id=5579
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован