СИЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - В ИНТЕРЕСАХ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Выступление Президента Республики Башкортостан М.Г.Рахимова на заседании Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан
17.05.2003
Уважаемые депутаты и участники заседания!
Дорогие соотечественники!
В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Башкортостан обращаюсь к народу и Государственному Собранию - Курултаю - Республики Башкортостан с ежегодным Посланием.
Мы все находимся под впечатлением вчерашнего выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент страны дал объективную оценку ситуации в стране и в мире. Оценку очень жесткую, я бы сказал, иногда горькую, но в то же время оптимистичную, исполненную веры в будущее нашей родины.
Слушая Президента, мы ещё раз осознали, что являемся гражданами великой, и не только историческим прошлым, страны. От нас зависит, какой она станет в ближайшие годы, какой оставим потомкам.
Это выступление убедительно показало, что руководство страны имеет обоснованную, внятную стратегию экономического и внешнеполитического развития, которая, уверен, найдет поддержку большинства населения России.
Нам созвучны высказанные в Послании идеи упорядочения взаимоотношений между центром и регионами, гармонизации федерального и регионального законодательства, укрепления всех ветвей государственной власти, углубления экономических преобразований и создания на этой основе действительно рыночной, свободной от коррупции экономики. Именно это все годы развития после провозглашения государственного суверенитета Республики Башкортостан было главной целью органов государственной власти, общественных организаций республики.
Федерализм в России - это не только объективная данность - это судьба огромного многонационального государства, это и наша с вами судьба. Ведь именно с образования Башкирской Республики начиналось федеративное устройство России.
Мы всегда выступали за то, чтобы все проводимые в стране преобразования соответствовали этому главному принципу строительства российской государственности. Быть его приверженцем - значит отстаивать конституционные основы демократического национально-территориального устройства страны. Это предполагает, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, наличие не только федерального, но и различных видов регионального уровней государственной власти, в том числе государств в составе Российской Федерации.
Именно с государственностью, экономической самостоятельностью Башкортостана мы связываем все наши достижения последнего десятилетия. Сильное государство, создание которого отражало исторические чаяния народа, государство, поддерживаемое абсолютным большинством населения - вот наш главный инструмент созидательной работы во благо Башкортостана и всей России.
Мы гордимся тем, что у нас создана эффективная система власти, учитывающая экономические, геополитические особенности республики. Сформирована собственная система законодательства. Неотъемлемым элементом государственного устройства стали институт президентства, система органов исполнительной власти. На практике доказана необходимость функционирования наряду с органами местного самоуправления местных органов государственной власти в городах и районах.
Новым шагом в развитии государственности Башкортостана стало принятие изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан. Это фактически Конституция нового этапа развития Башкортостана, юридическая оценка фундаментальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни, произошедших со времени принятия нашего Основного Закона в 1993 году.
Сформированный по новой модели парламент в полной мере соответствует принципу разделения властей. Его структура позволит более оперативно принимать законы, что упростит законотворческий процесс, повысит ответственность депутатов за качество принимаемых ими решений.
На прошедших выборах - важнейшем политическом событии для республики - участвовали все ведущие политические партии страны. Заметного успеха добилось республиканское отделение "Единой России". Это наглядная демонстрация растущего потенциала этой партии. В состав парламента впервые вошли представители всех крупных федеральных партий, кроме, к сожалению, коммунистической. В связи с этим мы должны уже сейчас начать развивать внутри парламента новые формы участия партий в законодательном процессе, подготовить почву для формирования следующего состава Государственного Собрания на партийной основе.
Это очень важно, поскольку задачи, стоящие перед Государственным Собранием, сложны и обширны. Прежде всего, по нормам обновленной Конституции предстоит провести модернизацию ранее принятых законов. Дальнейшего развития в связи с новой моделью парламента потребует технология законотворчества. Главное, чтобы законы принимались не для количества, а для решения реальных задач, улучшения жизни людей.
Приоритетными направлениями законодательства при этом были и остаются государственное строительство и экономика, организация местного самоуправления, местных органов государственной власти, насущные вопросы повышения благосостояния людей.
Подчеркну также необходимость более активного взаимодействия наших законодателей с Федеральным Собранием Российской Федерации, обеспечение и на этом уровне защиты прав и интересов республики, её жителей в решении социальных вопросов.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы исполнительной власти. Происходящее в стране становление властной вертикали, создание органов местного самоуправления в городах требуют корректировки их функций. Нужно более чёткое разграничение их полномочий с системой государственного управления. Главной задачей Правительства республики становится определение стратегических ориентиров развития экономики республики. А министерства, госкомитеты и ведомства должны стать активными центрами реализации выработанной совместными усилиями законодательной и исполнительной власти социально-экономической политики.
Надо иметь в виду, что проводимый Правительством Российской Федерации процесс реформирования жилищно-коммунального хозяйства, энергетики неизбежно коснется и жителей Башкортостана. Правительство республики должно сделать все возможное для смягчения негативных социальных последствий этих преобразований.
В Послании Президента Российской Федерации поставлена задача коренной реконструкции системы административных органов государства, государственного аппарата. В связи с этим серьезные изменения должны произойти и в системе законодательного регулирования государственной службы республики. Бюрократизация государственного аппарата, факты коррупции стали серьезным тормозом дальнейшего развития рыночных отношений, предпринимательства. Не способствует повышению эффективности государственного управления и продолжающийся процесс создания параллельно республиканским органам исполнительной власти территориальных подразделений федеральных ведомств.
В осмыслении путей развития республики более активную роль должны играть такие консультативные органы как Президентский Совет и Общественное Совещание при Президенте Республики Башкортостан. В этом плане серьезные задачи стоят перед созданным в соответствии с Конституцией новым органом - Советом республики. Думаю, именно Госсовет должен дать путевку в жизнь всем нововведениям в сфере местного самоуправления, социальной сфере.
Уже многие годы существует четкая система государственного управления в районах и городах. Мы не стали спешить с упразднением государственных структур на этом уровне, и время подтвердило нашу правоту. Поэтому в обновленный Основной закон республики включена отдельная глава о местных органах государственной власти.
Важнейшей ценностью правового государства мы считаем конституционно закрепленные права и свободы человека и гражданина. Башкортостан в числе немногих субъектов Российской Федерации принял целый ряд документов, основанных на международных стандартах в этой области. Республика стала первым регионом, где был введен институт Уполномоченного по правам человека. Он сделал уже немало для защиты интересов людей. А потребность в этом всегда есть, что показали результаты последней телефонной "прямой линии" Президента Российской Федерации В.В.Путина с населением страны.
Эффективность защиты прав и законных интересов наших граждан во многом зависит от профессионализма, ответственности и принципиальности работников правоохранительной системы.
В последнее время существенно обновилось федеральное законодательство, связанное с работой судов, адвокатуры, нотариата. Важные изменения внесены в уголовно- и гражданско-процессуальные нормы. Все это потребовало серьезных изменений в методах и принципах работы всех правоохранительных органов республики. К чести работников МВД, прокуратуры, судов мы можем сказать, что они достойно справились с поставленными новыми задачами.
В соответствии с требованиями законодательства, у нас созданы органы судейского сообщества, сформирована Адвокатская палата, сделаны первые шаги и по формированию состава присяжных заседателей в федеральных судах. Важное место в системе судебной власти республики занял Конституционный Суд Республики Башкортостан. Его деятельность направлена на защиту конституционного строя республики, основных прав и свобод человека и гражданина.
Другой составляющей республиканской ветви судебной власти явились мировые судьи. Надо сказать, что мы стали первым регионом России, в котором была полностью сформирована система правосудия с участием мировых судей. Сегодня наглядно видны позитивные итоги их двухлетней деятельности. Люди получили возможность быстрее и эффективнее реализовать свое конституционное право на судебную защиту.
Действенность органов судебной власти, включая и федеральные суды, зависит и от их материально-технического обеспечения. Сегодня судам всех уровней, в том числе в районах и городах, выделены оборудованные помещения. Планомерно решаются и другие вопросы обеспечения надлежащих условий работы судейского корпуса.
И государству, и обществу жизненно важно объединить усилия и внести решительный перелом в борьбу с преступностью - прежде всего с ее наиболее тяжкими формами, с организованной преступностью, с распространением наркотиков. Правительство республики должно оказать действенную помощь в создании нового федерального ведомства по борьбе с наркоманией на нашей территории. Это - одна из главных задач на 2003 год в этой сфере.
Уважаемые депутаты и участники заседания!
В течение года, наряду с другими крупными политическими событиями, нам предстоит провести несколько избирательных кампаний. Особое значение для будущего имеют выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации, Президента Республики Башкортостан, а в начале следующего года - и Президента Российской Федерации.
Мы должны и на этот раз обеспечить условия для организованного проведения демократических, равных и честных выборов. Выборы должны стать инструментом консолидации, а не раскола общества. Надо, чтобы выборы объединяли людей, на каких бы политических платформах они не стояли, на основе общей заботы о родной республике и всей России.
Нашим бесценным достоянием являются мир и стабильность в сфере межнациональных отношений. Высшая цель нашей национальной политики - это воспитание чувства патриотизма, любви к Башкортостану и России, уважения к своей собственной истории и культуре.
В 2002 году Кабинетом Министров республики утверждена Государственная Программа "Народы Башкортостана", Концепция государственной национальной политики Республики Башкортостан. Эта стройная система принципов и приоритетов направлена на сохранение и умножение культурных традиций, взаимодействие народов, укрепление их дружбы, что в конечном итоге позволит более действенно решать вопросы национально-культурного развития народов республики.
Уважаемые товарищи!
Все эти годы путем взвешенных реформ и применения оптимальных мер государственного регулирования в годы преобразований мы создавали рыночные основы экономики для обеспечения достойного уровня жизни людей.
Во многом благодаря этому республика относительно легко справилась с последствиями общероссийского кризиса 1998 года, смогла использовать новые возможности для развития отечественного производства. По сравнению с 1998 годом объем промышленного производства вырос на 25,8 процента. Особенно значительные темпы роста показывают машиностроение и металлообработка. За последние пять лет отрасль увеличила выпуск продукции более чем в два с половиной раза. Высоки темпы роста - почти в полтора раза - в цветной и черной металлургии, легкой промышленности. Значительный прогресс достигнут в аграрном секторе. По сравнению с 1998 годом производство сельскохозяйственной продукции выросло на 29,1 процента. По его объему мы в последнее время уже занимаем второе-третье место в России.
По валовому региональному продукту и промышленному производству республика входит в первую десятку регионов страны. У нас создан самый крупный в России высокотехнологичный нефтеперерабатывающий комплекс, способный перерабатывать свыше 40 миллионов тонн углеводородного сырья любого состава и качества.
Поддерживается высокая инвестиционная активность. Вложения в основной капитал увеличились на 68 процентов, а объем подрядных работ - на 21,5 процента. Повышение конкурентоспособности наших предприятий отразилось и на внешеэкономической деятельности. За эти годы экспорт вырос на 67,9 процента.
Правительством страны, с учетом новой модели межбюджетных отношений, утверждена Федеральная целевая программа развития республики до 2006 года. Успешно реализуются Концепция социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года, среднесрочная программа структурной перестройки экономики и ряд других программ.
Основными целями социально-экономического развития республики на предстоящий год являются:
- расширение сферы хозяйственного освоения и доступа к новым источникам природных ресурсов;
- обеспечение возрастания роли республики в экономике России, переход к эффективной реализации потенциала уникальных высокотехнологичных комплексов в нефтепереработке, нефтехимии, химии и машиностроении;
- усиление роли в экономической интеграции между территориями Урала, Сибири и Поволжья.
Главное - создание условий для привлечения крупных капиталовложений в производство. Республика Башкортостан обладает ценнейшим сочетанием значительного инвестиционного потенциала и высокого уровня региональной инвестиционной безопасности. Это подтверждают рейтинги, определяемые ведущими международными агентствами.
В дальнейшем необходимо оптимизировать структуру государственной и муниципальной собственности, повысить действенность управления государственным имуществом, создать единый реестр показателей финансово-экономической деятельности государственных предприятий.
Следует ускорить реализацию Концепции промышленной политики, ориентированную на повышение конкурентоспособности производимых в республике товаров, целевую государственную поддержку социально значимых отраслей, внедрение достижений науки и техники, совершенствование системы управления внутри предприятий.
В аграрной отрасли ключевыми задачами являются ускорение её реформирования, создание экономических, технических и организационных предпосылок для устойчивого развития производства. Нужна и действенная защита от монопольных структур в сферах производства, переработки, заготовки, торговли и обслуживания. Требуются дополнительное стимулирование сельских товаропроизводителей, адаптация их к рыночным условиям, постоянное внимание к вопросам повышения качества жизни сельчан.
Будет продолжен курс на снижение налогового бремени и создание режима экономического благоприятствования хозяйствующим субъектам, в том числе на уровне отдельных городов и районов. Важное значение мы придаем Программе реформирования государственных финансов Республики Башкортостан, реализация которой начнется в текущем году.
Для сохранения уровня бюджетных поступлений необходимо обеспечить рост неналоговых доходов, в первую очередь, от деятельности государственных предприятий, а также повысить собираемость налогов, расширять налогооблагаемую базу. Нужна более тесная координация работы всех финансовых и налоговых органов республики независимо от их ведомственной подчиненности.
Это имеет определяющее значение не только для бюджета Башкортостана, но и для всей страны. Хочу подчеркнуть, что объёмы средств, зачисляемых в федеральный бюджет, за последние четыре года выросли более чем в 6 раз. По поступлениям в федеральный бюджет республика находится на первом месте в Приволжском федеральном округе. По объему средств, направляемых в федеральный бюджет, республика устойчиво занимает пятое место в стране после Москвы и основных нефте-газодобывающих регионов.
Уважаемые товарищи!
В конечном счете, все наши усилия должны быть направлены на улучшение благосостояния людей Башкортостана. Не будем забывать, что к началу 90-х годов у нас существовала серьезная диспропорция между уровнями экономического и социального развития. Республика и раньше являлась одним из наиболее экономически развитых регионов России. Но социальное благополучие ее жителей совершенно не соответствовало их вкладу в укрепление могущества страны. По уровню жизни и насыщенности объектами социально-культурной сферы республика находилась на самых последних местах среди краев, областей и республик.
За десятилетие преобразований нам удалось коренным образом изменить ситуацию, использовать экономический потенциал республики в интересах людей. В целом, в течение последних лет устойчиво растут денежные доходы, заработная плата населения. Примечательно, что их темпы роста превышают аналогичные показатели по стране. Только в сравнении с 1998 годом реальные располагаемые денежные доходы населения выросли на 44,3 процента. По размерам среднедушевых денежных доходов республика с 66-го места в 1990 году переместилась в 2002 году в ряд наиболее развитых субъектов федерации.
Важно отметить, что улучшается само качество жизни. Благоустройство населенных пунктов, развитие социальной инфраструктуры, строительство дорог, жилья, коммуникаций стали стратегическими направлениями нашей работы. Только за последние пять лет построено свыше 3300 км автомобильных дорог с твердым покрытием, более 7 миллионов кв. м общей площади жилья, проложено более 12800 км газовых сетей, газифицировано около 215 тысяч квартир. Общий уровень газификации превысил 86 процентов.
Продолжалось активное развитие средств связи. Всего за последнее десятилетие число квартирных телефонов выросло почти в 2,5 раза, и теперь телефон имеет каждая вторая городская и каждая четвертая семья в сельской местности. Ведутся работы по созданию сети спутниковых телекоммуникаций, внедряются самые современные технологии связи.
Сегодня по таким показателям социального развития, как газификация, ввод в действие жилых домов, дошкольных учреждений, дорожное строительство, потребление мяса и молока на душу населения и ряду других мы входим в первую десятку регионов России. Все это убедительно говорит о результативности и действенности проводимой в республике социальной политики.
Большое внимание уделялось государственной поддержке социально уязвимых категорий населения. За последние годы в этом направлении сделан ощутимый прорыв. Существенно расширена сеть учреждений социального профиля. К началу 2003 года в городах и районах их открыто 75, в том числе 32 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, 16 реабилитационных центров, 27 специализированных учреждений социального обслуживания детей и подростков. Введено в эксплуатацию новое современное отделение Республиканского реабилитационного центра для детей-инвалидов.
Успешно реализуется Программа социальной поддержки населения Башкортостана. На ее осуществление за последние пять лет направлено 21,6 миллиардов рублей. Для отдельных категорий населения в республике введены дополнительные льготы, не предусмотренные федеральным законодательством. В их числе - ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, ветераны труда, военнослужащие последнего военного призыва, труженики тыла, граждане, имеющие почетные звания СССР, РСФСР, Республики Башкортостан. С марта 2002 года все ветераны войны и труда пользуются правом бесплатного проезда на автобусах пригородного и междугородного сообщения по территории республики.
За последние пять лет инвалидам выдано более 3600 автомобилей, 4890 кресло-колясок, 38250 санаторно-курортных путевок. Свыше 65 тысяч человек обеспечено протезно-ортопедическими изделиями.
На очереди - ускорение решения таких важных проблем как создание благоприятной среды жизнедеятельности инвалидов, поэтапное развитие реабилитационной индустрии.
Объем предоставленных ветеранам и инвалидам льгот и компенсаций превысил в прошлом году 1,6 миллиарда рублей, что почти на одну треть больше уровня 2001 года. Нам и далее необходимо настойчиво совершенствовать систему социальной защиты старшего поколения, ветеранов и инвалидов.
Значительная работа проделана в республике по организации медицинской помощи населению. Сложилась одна из самых эффективных в стране моделей обязательного медицинского страхования. Действует многоуровневая система оказания медицинской помощи населению почти по 200 видам деятельности.
С 1998 по 2001 годы введено в эксплуатацию: больничных учреждений общей мощностью более 2 тысяч коек, поликлиник более чем на 5 тысяч посещений в смену. Дальнейшее развитие получают республиканские, городские и межрайонные специализированные центры и отделения.
Планомерно развиваются более 160 санаторно-курортных учреждений. Только в истекшем году на строительство объектов здравоохранения было направлено около 800 миллионов рублей.
Улучшение экономической ситуации позволило увеличить финансовую обеспеченность здравоохранения республики за последние пять лет более чем в три раза. В целом на здравоохранение в 2000 году были направлены 5 млрд. 100 млн. рублей, в 2001 - 5 млрд. 400 млн. рублей, в 2002 году - 7 млрд. рублей.
Большое значение мы придаем приобщению людей к здоровому образу жизни. Этому будут способствовать объявленный Год спорта и здорового образа жизни, дальнейшее развитие массовой физической культуры.
В республике активно формируется современная система социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Принят специальный закон, успешно реализуются соответствующие программы. Проведен целый комплекс значимых мероприятий в Год семьи, Год ребенка, Год матери и Год здоровья.
Более чем в два раза возросла численность центров и служб социально-психологической помощи семье, молодежи и детям, формируется сеть социальных приютов. Вместе с тем, назрела потребность в создании социальных учреждений и иного профиля. Это реабилитационные центры для несовершеннолетних, учреждения помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и профилактики семейного неблагополучия. Более последовательной должна стать работа по трудоустройству и обеспечению жильем детей-сирот.
Надо настойчивее продолжать работу по возрождению в обществе "культа" семьи, сохранению многовековых семейных традиций народов республики, гармонизации семейно-брачных отношений, повышению общественного статуса многодетной матери.
В Башкортостане сохраняется более благоприятная, чем в среднем по России, демографическая ситуация. Предварительные итоги Всероссийской переписи показали, что, в отличие от многих других регионов страны, продолжается не только рост общей численности жителей республики, но и, что очень отрадно, выросло наше сельское население.
В последние годы растет и показатель рождаемости. При этом его уровень выше среднероссийского, а показатель смертности - ниже. Отмечается и рост числа зарегистрированных браков.
Всё это - отражение состояния нашего общества, ещё одно свидетельство растущей уверенности башкортостанцев в завтрашнем дне.
Молодежная политика является важным направлением деятельности государства. Создана единая система содействия трудовой занятости молодежи, информационного обеспечения, центров реабилитации участников локальных войн и боевых действий. Почти на 20 процентов увеличилось число подростковых клубов и молодежных центров, а количество занимающихся в них молодых людей - на 8 тысяч человек. Более двенадцати тысяч молодых семей получили ссуды на строительство и приобретение жилья.
Приоритетными стали расходы на образование. По сравнению с 1998 годом они увеличились почти в три раза и составили в 2002 году свыше 8,7 миллиарда рублей.
Начиная с 1998 года, построено школ более чем на 29 тысяч ученических мест и детских образовательных учреждений - почти на 1,5 тысяч мест. Большинство из них - на селе. По строительству школ и детских садов Башкортостан стабильно занимает передовые позиции в стране.
Созданная в республике развитая система национального образования приобщает детей к культуре и языку своего народа, формирует их национальное самосознание и культуру межнационального общения.
Ежегодно открываются новые национальные образовательные учреждения. Преподавание в республике ведется на 15 языках народов России. Подготовку учителей родных языков осуществляют пять высших учебных заведений и 12 педагогических колледжей. За последние пять лет их численность увеличилась почти в четыре раза. Сегодня более 270 тысяч учащихся изучают свой родной язык.
В республике и средства массовой информации выходят на семи языках. По количеству изданий в расчёте на одного жителя - мы самый читающий регион страны.
Отмечу, что по индексу образования Башкортостан за последние годы поднялся с шестого на четвертое место в стране.
Только в государственных высших учебных заведениях сегодня обучаются более 124 тысяч, а в государственных средних профессиональных учебных заведениях - почти 88 тысяч студентов. В республике на 10 тысяч населения приходится 303 студента высших и 214 студентов средних профессиональных учебных заведений. Это гораздо больше, чем 5 лет назад. По численности студентов средних учебных заведений на 10 тысяч населения мы превосходим среднероссийский уровень, а по количеству студентов вузов практически достигли его.
Активно продолжается процесс модернизации профессиональной школы. За последние 5 лет открыты более 30 новых специальностей в высших и более 40 - в средних профессиональных учебных заведениях. Существенно повысился статус ряда наших вузов. В целом, ведущие университеты республики имеют высокий рейтинг и входят в первую десятку лучших российских вузов своего профиля.
Республика занимает одно из передовых мест в стране по объемам средств, выделяемых на науку. Только в прошлом году на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу было направлено из республиканского бюджета более 61 миллиона рублей, т.е. почти на 6% больше, чем в 2001 году. За последние 5 лет в 2,8 раз увеличилось финансирование Академии наук.
Численность обучающихся в аспирантуре возросла почти в 1,4 раза, в докторантуре - почти в 1,2 раза. По числу аспирантов республика входит в первую десятку регионов Российской Федерации и занимает второе место в Уральском экономическом районе.
Наши ученые имеют высокий авторитет на российском и международном уровнях. Девять научных школ признаны в качестве ведущих в стране и удостоены грантов Президента Российской Федерации. А ряд ученых авиационного и нефтяного университетов за научные исследования стали лауреатами премии Правительства России в области науки и техники.
Важными задачами на сегодня остаются комплексная оценка производственного и природного потенциала Башкортостана, научное обеспечение устойчивого экономического развития, формирования здорового образа жизни населения, разработка эффективного механизма регулирования межнациональных отношений. Думаю, руководству Академии и институтов нужно более активно действовать в этих направлениях.
В Башкортостане большое значение придается развитию культурно-духовной сферы. Успешно работают творческие организации. Расширяется сеть театров, музеев, филармоний. Возрождается массовое самодеятельное художественное творчество. Сберегается и приумножается духовное наследие наших народов. Республика стала одним из признанных центров российского и мирового искусства.
Тысячи новых жилых домов, красивейшие театры, дворцы культуры, прекрасные санатории и школы, реконструированные и возведенные вновь больницы и поликлиники, проведенные во все уголки республики газ и дороги - все это зримые результаты нашей работы. Активная социальная защита ветеранов и инвалидов, государственные награды и дополнительные льготы многодетным семьям, ощутимая поддержка молодежи и творческой интеллигенции, содействие развитию родных языков и всего многоцветия национальных культур - это особенность современного Башкортостана. Высокие достижения в образовании и науке, здравоохранении и спорте определяют будущее республики.
Интересы человека труда, забота о благополучии каждой семьи, процветании многонационального народа нашего родного края - вот цели и приоритеты социальной политики Башкортостана.
Уважаемые товарищи!
Башкортостан сегодня - это высокоразвитый индустриальный и аграрный регион, крупный научный и культурный центр России. Он отличается социальной и политической стабильностью, развивает свою государственность в составе Российской Федерации и вносит достойный вклад в прогресс нашего Отечества.
Нами немало сделано за эти непростые годы российских преобразований. Но впереди - еще более масштабные задачи. Как никогда, судьбы страны и родной республики зависят от нашей воли и энергии, настойчивости и трудолюбия, мудрости и ответственности.
Только объединение знаний, труда и творческих усилий в совместной созидательной работе обеспечат процветание любимого Башкортостана и великой России.
Спасибо за внимание!
Пресс-служба Президента
Республики Башкортостан
www.bashkortostan.ru/index.cfm?id=1552