22 ноября 2006
3547

Выступление Президента `Союза армян России` и Посла Доброй воли ЮНЕСКО А.А. Абрамяна

Заседание "круглого стола" на тему: "Национальная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы"

Уважаемые дамы и господа!

От имени "Союза армян России" и себя лично приветствую участников сегодняшней встречи. Национальная политика, присутствующие в этой сфере проблемы и перспективы всегда будут сохранять свою актуальность в политической системе многонационального государства. Укрепление международного авторитета, позиций и роли современного российского государства в международных делах во многом связаны с нашими достижениями в области развития демократии, институтов гражданского общества, обеспечения единства российского народа на основе многовековых морально-нравственных ценностей, а также упрочения межнационального и межконфессионального мира и согласия. Исторически становление и развитие России происходило как многонациональное государство, как союз многих народов и культур. Россия защитила и спасла многие народы от гибели и исчезновения, приобщила их к богатому русскому языку и великой русской культуре, сыграла определяющую роль в стабильном развитии национальных культур и традиций нерусского населения страны, подняла уровень социально-экономического развития этих народов, выступала и фактически продолжает оставаться в роли гаранта безопасности народов постсоветского пространства. И, наконец, Россия сохранила и обеспечила многим народам национальные формы образования и возможность воз-рождения и создания независимого государства. "Основу духовности самого российского народа, - как отмечает Президент России В.В. Путин, - испокон веков составляла идея общего мира - общего для людей различных национальностей и конфессий". Существующие проблемы и определенного рода напряженность в межнациональных отношениях в нашей стране являются следствием ряда причин, связанных с распадом Советского Союза и целенаправленной деятельностью определенного рода деструктивных сил внешнего и внутреннего толка. Важно осознать, что ложные и ущербные идеи реализовать преимущества коренного народа над некоренными либо нацменьшинствами, могут привести к разрушению демократических основ российского государства и привести к очередному распаду самой России. С распадом Советского Союза в судьбе России возникла качественно новая политико-правовая ситуация в межнациональных отношениях. С одной стороны, центробежные политические процессы и системный экономический кризис привели союзное государство к развалу. С другой, - наличие конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве, сложные экономические реформы в новосозданных государствах СНГ и рост социально-экономических показателей в России, а нередко проявления русофобии и эйфории прозападной ориентации местных национальных элит - способствовали стихийному росту миграционных потоков в Российскую Федерацию миллионов беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. По некоторым данным, в России сегодня около десяти миллионов нелегальных мигрантов. Это - люди, приехавшие в Россию из разных стран со своей культурой, со своими привычками, со своими традициями, которые часто не совпадают ни с менталитетом, ни с культурой, ни с традициями коренного населения России. Этим мигрантам необходимо адаптироваться к новым усло-виям проживания. И если они плохо адаптируются, то это часто приводит к конфликтам и противоречиям, которые обусловлены разными культурными традициями, мировосприятием, отношением в семье, к женщине, к труду. На этом фоне в России обострились вопросы трудовой и социально-культурной абсорбции мигрантов, их психологической и правовой адаптации, росла социальная и экономическая напряженность, возникали проявления ксенофобии и национализма в среде молодежи и отдельных лиц, обличенных властными полномочиями. Такая ситуация приводила нередко к росту так называемой этнической преступности, к фактам насилия по национальной причине. Российские власти не всегда успешно и настойчиво, но все же пытаются во взаимодействии с национальными организациями, национально-культурными автономиями, через религиозные институты повлиять на мигрантов, чтобы они более органично, безболезненно адаптировались к новым условиям. Обострение ситуации на Северном Кавказе, существующие здесь экономические проблемы, появление нетрадиционных религиозных течений под воздействием зарубежных неправительственных организаций, рост сепаратистских настроений и этнического экстремизма местных националистов в свою очередь привели к появлению русских беженцев внутри самой России. Значительное негативное воздействие на межнациональные и межконфес-сиональные отношения в нашей стране, на рост ксенофобии и этнического экстремизма стали оказывать объективные пробелы в сфере патриотического воспитания и образования молодежи.

Мы стали свидетелями и жертвами жестоких преступлений молодежного движения скинхедов. Странно и даже страшно, что в стране, победивший фашизм, находят почву и активизируются фашиствующие элементы, совершаю-щие массовые акции политического экстремизма. Нередко очевидные преступления по национальным причинам пытаются объяснить кризисными явлениями постсоветского времени. Участились случаи, когда уголовные санкции в этой сфере правонарушений и преступлений недостаточно жесткие. Эта проблема будоражит общественность очередными преступлениями против безвинных граждан, а средства массовой информации нередко занимают деструктивную позицию, предоставляя эфирное время и страницы печати тем же националистам. Вряд ли это можно обосновать свободой слова и демократией. Там, где отсутствует закон, начинается хаос и анархия, приводящие к развалу государства. На политическую арену продвигаются радикальные силы, которые используют национальный фактор лишь в качестве борьбы за власть и несут разрушительную политику для собственных народов.

Возможно, появление подобных неформальных движений, преследующих националистические цели, стали реальностью благодаря не только и не столько нашим внутренним проблемам, а скорее под воздействием подрывной и враждебной деятельности зарубежных неправительственных организаций и специальных служб. Последние пытаются разжечь в многонациональной Российской Федерации межнациональную и межконфессиональную рознь, то есть получить, как отмечает Президент России В.В. Путин, "односторонние преимущества и собственные выгоды". Иными словами, предпринимается очередная попытка разыграть старую национальную карту с целью обеспечения собственных интересов иностранных государств за счет развала российской государственности. Многие сегодняшние проблемы, возникающие в межнациональных отношениях, объясняются и тем обстоятельством, что после распада Советского Союза большинство этнических групп России пытаются найти свою идентичность. Из их числа нужно выделить, в первую очередь, самих русских, которые, будучи ядром не имевшей национальности советской империи, сегодня также стремятся определить собственное место в российском государстве, собственную идентичность, собственные интересы и цели и установить новые отношения с другими этническим группами, проживающими в России. Вся проблема в том, что идея согражданства или политической нации, которая присуща всем современным демократическим государствам, с большим трудом уживается сегодня в новых российских условиях. К идее согражданства и политической нации западные государства пришли в процессе многовекового развития. Мы также идем по пути развития демократических институтов и желаем добиться того, чтобы у нашего народа также понятие национальность означало согражданство, при котором все являются гражданами России и имеют государственную идентичность.

Для нас важно, чтобы при этом каждый гражданин сохранил свою этническую идентичность: русскую, армянскую, еврейскую, цыганскую, калмыцкую и т.д. Но пока что у многих представителей разных национальностей России есть конфликт между этими двумя идентичностями - этнической и государственной. Существуют круги, которые продвигают идею преимущества ко-ренных национальностей над некоренными, а это может разрушить демократические основы государства. Ведь каждый гражданин в современных демократических государствах имеет равные права с другими гражданами этой страны независимо от национальности, независимо от того, "коренной" он или "некоренной". Между тем, политическая роль современной России в глобальных и региональных отношениях становится все более весомой. Россия постепенно возвращает себе статус великой страны, несет ответственность по обеспечению безопасности в регионах традиционного присутствия и, прежде всего, на постсоветском пространстве. И в этом смысле восстановление полноценной интеграции стран СНГ при ключевом участии России приобретает новые формы и содержание, включая вопросы экономики, энергетики, безопасности, единства языкового и культурного пространства. Политическая роль русского народа, русского языка и многонациональной русской культуры имеет важное значение для укрепления российской государственности как в международных делах (например, в области интеграционных и партнерских связей со странами СНГ), так и в самой Российской Федерации. Русский мир и российская цивилизация выступают исторически сложившимся фактором международных отношений, традиционно позитивно влияют на укрепление мира и безопасности, способствуют сохранению и приумножению ценностей справедливости и добра, являются продолжением византийской цивилизации и выражением многонациональной культуры и многокон-фессиональных традиций. Учитывая, что многомиллионный русский мир - это гораздо широкое явление, чем сама Россия, повышается политическая ответственность российского государства в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, развития диалога культур на национальном и международном уровнях. Современное состояние взаимодействия органов власти, национальных общественных организаций, национально-культурных автономий и церкови пока что недостаточно эффективно для того, чтобы остановить ксенофобию, национальную и конфессиональную нетерпимость. С целью коренного перелома этих тревожных тенденций, государству, религиозным и национальным общественным организациям необходимо осуществить комплекс административных, организационных и информационных мероприятий. В этой связи принятие Концепции государственной национальной политики Российской Федерации приобретает особую политическую значимость в плане гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Важным направлением укрепления межнационального мира и согласия, политической стабильности и порядка в обществе является совершенствование правового регулирования в сфере государственной национальной политики. В соответствии с приоритетами развития государства, продекларированные в очередном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Феде-ральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 г., на наш взгляд, необходимо:

1. Ужесточить административную и уголовную ответственность за совершение правонарушений и преступлений на национальной почве. При этом следует ужесточить уголовные санкции в отношении неформальных движений и организаций радикального толка, использующих экстремизм в качестве политической борьбы.

2. Рассмотреть возможность образования государственно-общественной структуры для мониторинга межэтнических отношений и профилактики экстремизма. В обязанности этой структуры необходимо передать контроль над расследованием всех преступлений, совершенных на национальной, расовой и религиозной почве, а также осуществление регулярных экспертиз печатных изданий с целью выявления публикаций, проповедующих расовую, этническую и религиозную вражду и ненависть и призывающих к насилию. Отчет о состоянии дел в данной сфере следует ежегодно представлять на пленарных заседаниях Государственной Думы или Совета Федерации России.

3. Осуществлять материальную и финансовую государственную поддержку положительно зарекомендовавшим общероссийским институтам гражданского общества, выполняющим социально значимые функции в сфере гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, которых следует сделать ассоциированными членами Общественной Палаты Российской Федерации.

4. Принять Постановления Правительства Российской Федерации о создании в субъектах Федерации домов и центров национальных культур, домов национальностей, домов дружбы народов Российской Федерации с финансированием их деятельности за счет бюджетных и внебюджетных средств.

5. Организовать специальную подготовку государственных служащих, включая сотрудников правоохранительных органов, в области культуры межэтнических отношений, этнопсихологии и особенностей организации работы в регионах со сложной межэтнической обстановкой.

6. Расширить сеть теле- и радиовещания для более полного и адекватного отражения культурного многообразия и богатства России, а также существующих проблем в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Больше использовать печать, радио и телевидение для изложения совре-менных положений науки о роли и значении межкультурного диалога в развитии общества и государства.

7. Создать Федеральную биржу труда для мигрантов и Ассоциацию профессиональных союзов для мигрантов по согласованию с ФМС РФ, МВД РФ, ФСБ РФ и МИД РФ, где предусмотреть образование филиалов этих организа-ций в регионах России с учетом экономической и демографической ситуации и востребованности трудовых мигрантов.

8. Осуществить комплекс мер для формирования социально-культурной и административно-правовой инфраструктуры размещения и адаптации трудовых мигрантов.

9. Создать школьные, общинные, районные, городские комиссии или комитеты, которые следили бы за чистотой среды межэтнических отношений и своевременно реагировали на неблагополучные ситуации.

10. Ввести в программу образовательного процесса средних школ изучение предмета национальных культур народов России. Важнейшим составляющим государственной национальной политики должно стать повышение ответственности государственных органов власти и общественных организаций по воспитанию подрастающего и молодого поколения в духе патриотизма, дружбы народов и уважения национальной самобытности народов России. И это дело необходимо начинать с детского сада, школы и развивать через качественное образование в вузах и патриотическое воспитание в армии.

11. Проводить грамотную и эффективную национальную кадровую политику в административных структурах и, особенно, в правоохранительных органах с целью обеспечения присутствия национальных меньшинств в органах власти в соответствии с их личными и деловыми качествами, реализации принципов равноправия и дружбы народов России.

В силу объективных причин постсоветского периода многие народы бывшего СССР на территории России и других стран СНГ и Балтии оказались вне пределов исторической Родины, а некоторые из них (например, ассирийцы и курды) не имеют ее вообще. Их этнические общины представляют собой диаспору и, как правило, не имеют своих представителей в органах власти. Потенциал диаспоральных общин в России достаточно высок. При соответствующей организации, они способны внести весомый вклад в дело укреп-ления государственности и гражданского общества в Российской Федерации, выступить эффективным мостом дружбы и расширения многоплановых инте-грационных связей на постсоветском пространстве, способствовать сохранению и упрочению межнационального и межконфессионального мира и согласия в нашей стране, уважительному отношению к русскому и русскоязычному населению за рубежом, и к России в целом. Диаспоральный фактор в государственной национальной политики России может стать эффективным средством и механизмом гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране и в сфере международных отношений. Именно через диаспоры мы смогли бы модерни-зировать процесс диалога культур и цивилизаций. Мы часто слышим и говорим о необходимости формирования общегосударственной программы национального развития. Однако разработка и реализация действенной Концепции государственной национальной политики Рос-сии вряд ли может быть полноценной и успешной без масштабного вовлечения в это общенациональное дело всех россиян, всех народов единой России и их представительных общественных институтов. На этом пути мы имеем положительный опыт взаимодействия отдельных этнических объединений и организаций с политическими партиями и органа-ми власти всех уровней, подающих пример цивилизованных отношений. Ре-альными делами они способствуют расширению интеграционных связей на постсоветском пространстве при решающем участии России, налаживанию традиционных связей с многочисленными русскими общинами в странах СНГ и сохранению здесь русского языка и культуры, содействуют укреплению международного авторитета России за рубежом через связь с неправительственными диаспоральными и международными организациями. В этом мы убедились на собственном примере создания и деятельности "Союза армян России", который за короткое время смог обеспечить процесс самоорганизации армянской общины и направить ее потенциал на решение созидательных задач на благо России и Армении. По нашей инициативе в 2003 и 2004 гг. были проведены "круглые столы" с участием представителей органов власти, общественных объединений и традиционных конфессий России по актуальным вопросам гармонизации межна-циональных отношений. Этот опыт, приобретенный практикой совместной деятельности, позволяет надеяться, что от степени взаимодействия ведущих политических и общественных сил в нашей стране во многом зависит успех всех наших начинаний в области поддержания межнационального мира, развития национальных культур и языков. Еще на один вопрос хотелось бы обратить ваше внимание. Мне часто за рубежом задают вопрос, касающийся состояния развития институтов гражданского общества в России, просят назвать общепризнанных российских обще-ственных лидеров, известных как в России, так и в мире. Важным моментом развития гражданского общества является широкое вовлечение в этот процесс политически ответственных граждан. Однако немаловажным аспектом в этой связи является формирование лидеров общественных организаций и движений, оказание им широкой поддержки со стороны органов власти всех уровней, предоставление постоянной возможности доступа к СМИ и особенно к телевидению. Популяризация и поддержание культуры диалога с руководителями общероссийских и региональных общественных объединений имеет неоценимое значение для укрепления институтов гражданского общества, в том числе для гармонизации межнациональных отношений. За такими лидерами сотни и миллионы наших граждан в России и соотечественников за рубежом. Их голос должен звучать регулярно, поскольку через них россияне оценивают единство нашего многонационального народа, имеют возможность получить объективную информацию о существующих проблемах и достижениях, перенимать по-зитивный опыт диалога культур и интеграционных процессов в СНГ в гуманитарной сфере. Тот факт, что сегодня мне, как руководителю "Союза армян России", предоставляется возможность участия в обсуждении соответствующего проекта Концепции, является выражением политической ответственности и дальновидности Партии "Единая Россия". Представляется целесообразным, что формирование национальной политики правящей Партии "Единая Россия" должно осуществляться при тесном взаимодействии и активном вовлечении крупнейших российских национальных общественных организаций, поддерживающих политику Партии. Возможно, для этого стоит превратить работу настоящего "круглого стола" в постоянный орган политической связи Партии и общества по столь актуальному вопросу, каким представляется национальная политика.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован