Уважаемые коллеги!
Я не собирался сегодня выступать, но Борис Ефимович попросил меня высказать мнение по двум вопросам, которые здесь обсуждались.
Первое. Не является ли идея удвоения заработной платы за четыре года популизмом?
Второе. Вопрос о природной ренте, возможности её повышения.
Первое. Опыт и развитие России последних лет, когда она вступила в этап восстановительного роста, также, как и опыт других постсоциалистических стран показывает, что при проведении мало-мальски ответственной, разумной экономической политики в тех условиях, которые сегодня есть в России, накладываются друг на друга три процесса.
Первый - это процесс роста объема производства валового внутреннего продукта.
Второй - это неизбежный процесс роста реального курса национальной валюты.
Третий - это процесс повышения доли заработной платы и валового внутреннего продукта.
Я не хочу говорить о технических подробностях, но сухой остаток состоит в том, что идея о том, что удвоение долларовых зарплат, долларовых пенсий и сокращение вдвое бедности по международным определениям на протяжении следующих четырех лет не является популизмом. Это абсолютно реальная задача, которая может быть решена, если экономическая политика будет проводиться на ответственном, серьезном уровне, или хотя бы на том уровне, на котором она начинала проводиться, скажем, в 2000 году. (Аплодисменты).
Природная рента. Мы в этом году проводили большое исследование проблем, связанных с природной рентой. Уровень изъятия природной ренты, который есть сегодня в России, более или менее соответствует международным стандартам. То есть разговоры о том, что можно взять у нефтяников 27 млрд.долларов и поделить, и все будут жить счастливо - это откровенная ложь. Особенно откровенной ложью является такое утверждение в устах тех, которые, когда правительство пыталось на 200 млн. увеличить нефтяную ренту (за что мы с Борисом Ефимовичем голосовали), голосовали против. Так поступил мой коллега по первой правительственной реформе Сергей Юрьевич Глазьев вместе со всей коммунистической фракцией. А теперь он рассказывает, что надо на 27 млрд.долларов увеличить ренту. Результаты голосования всегда можно проверить. Но если 27 млрд.долларов оттуда изъять нельзя, это не значит, что в принципе пределы увеличения изъятия ренты исчерпаны.
Наши исследования показывают, что осторожная, аккуратная, учитывающая конъюнктуру мирового рынка попытка увеличения изъятия природной ренты в пределах примерно 3 млрд.долларов - абсолютно реальная задача на фоне общего снижения налогов на другие, не сырьевые сектора.
Еще раз подчеркиваю, это не панацея, это не значит, что если мы все сейчас заберем у нефтяников, то заживем хорошо и счастливо. Но тут действительно возможны разумные действия, укладывающиеся в пределы, совместимые с устойчивым развитием отрасли, её нормальным финансовым состоянием, ростом экономики, а не падением добычи нефти, как это было, напомню, с ноября 1988-го года, когда у нас началось резкое падение добычи нефти в России и в целом по Советскому Союзу. Так вот всё это возможно.
Короче говоря, я не буду занимать вашего внимания. В нашей Программе нет популизма! Всё, что там написано, может быть, немножко скучновато, но это правда. Спасибо.
(Аплодисменты).
Егор Гайдар
8 сентября 2003
http://www.gaidar.org/index.htm