Это лишь часть ответ губернатора Таймырского автономного округа на один из неудобных вопросов журналистов. А вопросов было много. И разных. Потому как Красноярский край переполнен кризисами, эмоциями, пикетами и праздниками. Люди устали, они готовы верить тем, кто, по их мнению, способен изменить жизнь к лучшему.
Александр Хлопонин воспринимается красноярцами неоднозначно. С одной стороны, "слишком молод, с другой - "ставленник московских финансовых воротил", с третьей - "надежный, знающий и дальновидный". Есть и другие грани воображаемого портрета Хлопонина. Но здесь живописцы из СМИ применяют разные палитры, в зависимости от тех самых причин, по которым проходит "политическое порубежье", кормящее и поящее пишущую и снимающую братию...
Очередная встреча "начальника Таймыра" с журналистами заставила последних призадуматься. Хлопонин без обиняков объявил о намерении включиться в борьбу за губернаторство в крае, И назвал веские, с его точки зрения, причины. Все они кучно укладывались в экономико-управленческий сектор Красноярья. Именно здесь он видит истоки критической ситуации, в которую угодил наш регион. Который, напомню, по оценкам евразийских аналитиков, способен стать самодостаточным, процветающим и технологически высокоразвитым при одном условии - грамотном хозяйствовании. Все предпосылки есть: недра богаты, поля, хоть и капризны, но щедры, умельцев - пруд пруди. А живем плохо. Тут еще и бюджетные воздержания поспели... В общем, ситуация сложилась - хуже некуда. Необходим хозяин. Надежный, умный, энергичный. Будем искать его всем миром... в выборную страду. И претендентов на тяжкую ношу более чем достаточно. Неважно, что далеко не все из них сегодня "заявились", пусть не в крайизбиркоме, а хотя бы предварительно - публично. Главное, народ знает их имена. Александр Хлопонин далеко не на последнем месте среди претендентов. Отдавая дань "политесу", он очень осторожно и уважительно отозвался о "ведущей тройке" претендентов - Уссе, Пимашкове и Шойгу. Эти фамилии наиболее часто звучат из уст "политических СМИ-гадалок". Но когда журналисты попросили Александра Геннадьевича подробнее рассказать об умонастроениях руководителя МЧС, то услышали подчеркнуто уклончивые фразы:
- Что касается Сергея Кужугетовича... Это очень умный человек и очень сильный министр, у него есть своя позиция и точка зрения - принимать решение или не принимать. Не думаю, что этот человек подвержен таким оценкам, как "вынудят" или "заставят". Это первое. Второе. Я не могу за него говорить, примет он решение идти (на выборы - Ред.) или нет. То, что мне на сегодняшний момент известно из последних встреч непосредственно с ним, он такого решения для себя не принимал. Это то, что я знаю, но еще раз говорю: этот человек в состоянии сам вам ответить на вопрос. Спросите у него лично.
В ЭТОМ ответе - весь Хлопонин. Он, безусловно, информирован из "первых" рук, вхож в "верхние слои", так называемые сливки общества и... не болтлив. Это не какой-нибудь выскочка-политикан, который, сделав на пятак, трезвонит о содеянном на червонец. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что Хлопонин, несмотря на скупость в словах, дела делать умеет. Когда он возглавил "Норильский никель", тот имел задолженность более полутора миллиардов долларов, Потанин в это время заседал "в правительствах". Но, несмотря на близость руководителя "Норникеля" к федеральной власти, именно этот, "потанинский период", Хлопонин считает для "НН" наименее благоприятным: не было того, что нынче называют лоббированием... Как сумел молодой руководитель "вытащить" "Норникель" в плеяду самых стабильных, прибыльных предприятий России, надо спросить у Хлопонина, но красноярских "акул пера и телекамеры" интересовали совсем другие вопросы. Собравшись идти в краевую власть, губернатор Таймыра должен как минимум получить на то одобрение своих избирателей - жителей Таймыра. А такое одобрение возможно при условии полного и взаимного доверия.
- С этого вопроса я начал встречи, консультации с избирателями у себя, на Севере. Нам многое удалось сделать. Простой пример: несмотря на то что потери бюджета Таймырского автономного округа в пропорциях оказались даже большими, чем потери бюджета Красноярского края, у нас нет проблем с выплатами работникам, и те социальные программы, которые мы обещали выполнить, мы реализуем. Удалось сделать ряд серьезных прорывов, если можно их так назвать, в области обеспечения округа. Мы полностью изменили концепции "северного завоза", поставок продовольствия и медикаментов, обеспечения бюджетной сферы. За счет этого сократили в значительной степени расходную часть бюджета. Что касается серьезных объектов капитального строительства, ввода их в эксплуатацию или, скажем, программ, которые связаны с реформированием транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, с реформами коренных и малочисленных народов, то, к сожалению, эти реформы еще окончательно не завершены. Люди справедливо спрашивали меня: где гарантии, что с вашим выдвижением все те начинания, которые мы делали в округе, не приостановятся? Я пообещал, что все реформы будут продолжены, потому что останутся вместо меня люди, которые завершат начатое. Конечно, есть морально-психологический вопрос для меня. Северяне поддержали мою инициативу выйти на выборы в Красноярский край, но я не люблю, честно говоря, не доделав до конца то, что обещал людям, скакать с места на место. Тем не менее ситуация вынуждает, и я считаю, что принял правильное решение.
Кто заменит меня на Таймыре? В конечном счете это будет выбор людей. Мне бы хотелось, чтобы меня заменил человек, который являлся бы моим преемником. Человек, который сегодня, в момент, когда я отсутствую, работает непосредственно в Таймырском автономном округе, реализует те задачи, которые я поставил.
ПОХОЖЕ, Хлопонин приехал в Красноярск с уже готовым решением - идти на выборы, но возможно и другое - его подтолкнула к этому бесконечная, непродуктивная говорильня на очередном совещании в ЗС края. Заявленная цель совещания - уточнение перспектив развития региона до конца нынешнего года. Хлопонин отозвался о результатах совещания довольно резко:
- Честно говоря, я не понял цели вчерашнего совещания. Ожидал, что в условиях такой тяжелой ситуации, которая сегодня складывается с бюджетом и экономикой Красноярского края, будут поставлены конкретные задачи, названы конкретные сроки их реализации и определены ответственные люди... Первый и основной вопрос - заработная плата работникам бюджетной сферы и погашение долгов. Вместо этого началось обсуждение того, кто что не сделал, кто в чем виноват, кто у кого что забрал. Поэтому, в принципе, оцениваю его как никакое... это совещание.
Для того, чтобы привлечь деньги для решения этих задач, надо создать условия, при которых у любого инвестора, у любой компании, которая готова финансировать край, была бы уверенность, что инвестиции вернутся. Поэтому первое, что необходимо сегодня сделать, независимо от выборов, не дожидаясь 8-го числа, это сформировать в Красноярске правительство. Такое правительство Красноярского края, которое было бы застраховано от того, что вновь пришедший губернатор (неважно, кто это будет) не снимет его в полном составе, не будет формировать новый кабинет и пересматривать обязательства, которые это правительство примет на себя. Ситуация в крае не просто критическая, ситуация очень критическая, и она обостряется с каждым днем. Но для того, чтобы заниматься перспективой, нужно определить приоритеты. Самим себе четко ответить на вопрос: на что должна опираться экономика края? Сегодня она опирается исключительно на цветную металлургию, имея другой, достаточно мощный промышленный потенциал. Заниматься всем - бесполезно. Надо выбрать два, три, четыре приоритета. Такие, к примеру, как тяжелое машиностроение, химическая промышленность, лесопереработка, агропромышленный комплекс. И все усилия бросить на развитие именно этих отраслей, которые уже через три-четыре года могут дать экономический эффект. А разговоры о развитии малого, среднего бизнеса и обещания, что мы исключительно займемся малым и средним бизнесом - это слова, потому что малый и средний бизнес будут развиваться исключительно при создании законодательной базы и условий. Предприятиям, чтобы становиться конкурентоспособными, надо заниматься модернизацией производства. Модернизация производства - это современные технологии, сокращение численности рабочих мест, снижение занятости. Но предприятия этого делать не могут, потому что если они социально-ответственные предприятия, то обязаны беспокоиться о людях, а не просто выкидывать их на улицу. Вот почему должна развиваться сфера услуг, так называемый малый и средний бизнес. Сегодня люди не идут в малый и средний бизнес по одной простой причине - этот бизнес не дает никаких социальных гарантий населению. Он может завтра закрыться, он ни за что не отвечает, и человек может легко оказаться на улице.
ВЫБОРЫ - достаточно сложный процесс, сродни школьному экзамену, когда случайность способна привести к непредсказуемым последствиям. Прошлые кампании наглядно продемонстрировали красноярцам возможности "черного пиара", основанные на навешивании ярлыков, борьбе компроматов. Хлопонин предпринял шаги для того, чтобы предстоящие выборы не стали парадом грязных технологий. С этой целью он встретился со спикером ЗС Ус-сом и с мэром Красноярска Пимашковым.
- Не считаю, что соперничать трудно. Безусловно, Александр Викторович и Петр Иванович - люди известные в Красноярском крае и весьма авторитетные. Но каждый из нас должен что-то предложить людям. Надо соперничать не между собой, пусть соперничают наши программы. Мы договаривались об определенных принципах ведения избирательной кампании. Красноярск устал от той грязи, которую выслушал за последние полгода... На мой взгляд, выборы - это когда ты предлагаешь людям нанять тебя для того, чтобы улучшить ситуацию, в которой находится территория. Считаю, что сегодня Красноярску в первую очередь необходим не политик, а реальный управленец. Поэтому буду предлагать себя как профессиональный управленец, имеющий опыт работы и в крупном бизнесе, и на территории. А ярлыков не боюсь. Вешать ярлыки - удел слабых людей, которым нечего сказать. Поэтому, если будут стараться навешивать ярлыки мои конкуренты, соперники, я их за это только поблагодарю. С "пиарной" точки зрения за это им надо низкий поклон отвесить...
Наши территории - север и юг - связаны не только исторически, они связаны и единой транспортной схемой, и экономически, и юридически, и существует очень много совместных проблем и программ, которые нам необходимо решать. И никогда Север не был заинтересован в том, чтобы юг находился в тяжелейшем состоянии. Более того, считаю, что территория Красноярского края должна быть единой, потому как задачи и цели у нас едины. Но я никогда не был сторонником пустых лозунгов, ведь за каждым словом стоят очень серьезные последствия, а главное, стоят живые люди. Прямого механизма укрупнения субъектов сегодня не существует, это первое. Второе. Прямое объединение субъектов приведет к очень серьезным экономическим последствиям для отдельно взятого жителя "северов". Потому что будут уравнены тарифы, тарифные сетки и нормативы для отдельно взятого человека. То есть северянин, проживающий в достаточно суровых климатических условиях, потеряет возможность получения компенсационных выплат, которые предполагаются в районах Крайнего Севера, - это в случае прямого укрупнения субъекта. Третье. Сегодня действуют нормативы Госстроя по содержанию жилищно-коммунального хозяйства, которое отличается между югом и севером Красноярского фая. При укрупнении Минфин уравняет эти нормативы по нормам Красноярского края. И, несмотря на то, что содержание жилья намного дороже обходится на Севере, оно ляжет дополнительной нагрузкой на местный бюджет, что создаст новые проблемы. Есть и другой вопрос в рамках этой проблемы, он связан с национальными автономиями. Сегодня в Таймырском, Эвенкийском округах существуют национальные автономии. Прежде чем объединяться, надо продекларировать, что мы будем делать с национальными автономиями в этих округах. И окончательное решение, укрупняться или не укрупняться, принимает все-таки не Хлопонин и не будущий губернатор, а каждый житель. Если сегодня "севера" проголосуют против укрупнения, мы больше к этому вопросу не сможем подойти в ближайшее время. Прежде чем лозунги выдвигать, надо сформировать программу, объяснить людям, что они ничего от объединения не потеряют с экономической точки зрения, что упростится система управления.
ПОСЛЕДНЕЕ десятилетие показало, что, выбирая губернатора, мы автоматически соглашаемся на его право приводить с собой команду помощников, единомышленников. Вопросы, на кого предполагает опереться в случае победы на выборах Хлопонин, кому он доверяет, кого ценит, какие критерии кадрового отбора предпочитает, - немаловажны. Слишком много было у кормила власти людей случайных, напоминающих бабочек-однодневок...
- Было бы абсурдным принимать решение избираться, не имея за собой определенную сильную команду. Проблема в другом - выборная кампания у нас в крае обычно проходит не совсем этично, и поэтому мне бы очень не хотелось называть сейчас фамилии этих людей, особенно тех, которые живут и работают в Красноярском крае. Ошибка всех предыдущих руководителей заключалась в том, что они формировали команду, исходя из определенной системы договоренностей или обязательств, которые на себя брали и принимали. Это не годится: не получалась команда единомышленников, команда, способная консолидирование реализовывать те задачи, которые перед собой ставит.
Существует два блока для решения ключевых вопросов. Финансово-экономический, который бы занимался стратегией развития края на перспективу. Сегодня ни у кого нет ответа на вопрос, что мы хотим увидеть в Красноярье через три-четыре года, потому что никто не понимает, что сейчас происходит. Второй блок - промышленный, который будет разбит по пяти основным приоритетам, по пяти "китам", на которых держится, собственно говоря, вся экономика края. В крае достаточно квалифицированных, профессиональных людей, промышленников, хозяйственников, которые сегодня в состоянии заниматься этой проблемой. Более того, я этих людей знаю уже по пять, шесть, семь лет. Ближе к концу выборов я назову их имена.
Что же касается упорных слухов о Людмиле Васильевне Селивановой... Удивительно (смеется Ред.), но этот вопрос задают мне все, с кем бы я ни общался. Видимо, женщина оставила неизгладимый след в судьбе красноярцев. Но Людмила Васильевна Селиванова не работает ни с Норильским комбинатом, ни в администрациях автономного округа. Я удивлен, что красноярцы испугались одной женщины, с моей точки зрения, симпатичной, и шубы у нее красивые (смеется), и не самая глупая женщина в крае. Поэтому давайте не будем бояться женщину и делать из нее монстра. По-моему, очень хорошая женщина. Но в моей команде ее нет.
"МК в Красноярске".
С. Белозеров.
05.06.2002 г.