Перспективы дорожного строительства породили жаркие споры на депутатских слушаниях в Думе Югры. При существующем бюджетном финансировании о качественных магистралях остается только мечтать.
Правительство Натальи Комаровой сбалансировало бюджет Югры на ближайшую трехлетку без дефицита. Его расходы - копейка в копейку - сходятся с доходами. При этом доходы уверенно растут, преимущественно за счет продажи имущества и отмены налоговых льгот. На следующий год округ намерен собрать в казну - и, соответственно, потратить - 127,8 млрд рублей, в 2012-м - 140,1 миллиарда, в 2013-м - 144,4 млрд рублей. Заметим, что в уходящем году доходы прогнозируются на уровне 113 млрд рублей, а траты превысят 119 млрд рублей.
Тем не менее депутат Алексей Андреев, генеральный директор "Хантымансийскдорстроя", высказал обеспокоенность негативной динамикой в дорожном строительстве. Расходы на отрасль сокращаются.
- Откуда вы взяли такие данные? - интересуется заместитель губернатора Вера Дюдина.
- Из вашего доклада, - отвечает Алексей Андреев и тут же в подтверждение своих слов цитирует основные направления бюджетной политики автономии: "Осуществление государственной поддержки будет направлено на развитие всех отраслей транспорта и дорожного хозяйства в объеме на 2011 год - 4199,2 млн рублей, на 2012 год - 4200,8 млн рублей, на 2013 год - 2777,9 млн рублей".
На эту сумму округ намерен поддерживать сразу семь "приоритетных направлений". Субсидировать аэропорты, авиакомпании, метеоагентства. Возмещать убытки организациям автомобильного, железнодорожного и водного транспорта, возникшие в результате государственного регулирования тарифов. Обновлять техническое состояние парка транспортных средств и инфраструктуру транспортных предприятий. Повышать безопасность дорожного движения, предупреждать детский и юношеский дорожно-транспортный травматизм. И, наконец, содержать, строить, ремонтировать автодороги регионального и межмуниципального значения. Тогда как только содержание дорог, в том числе зимников, ежегодно обходится северной автономии в 2 с лишним миллиарда рублей.
- С таким подходом о реализации партийного проекта "Новые дороги городов России" на территории Югры даже думать не стоит, - замечает депутат-единоросс, куратор партпроекта. - Когда-то окружная Дума принимала программу, которая предусматривала целевое финансирование строительства дорог в муниципалитетах: не менее 1 миллиарда рублей в год. Кроме того, думская фракция "Единой России" месяц назад обратилась в правительство округа с просьбой о дополнительном выделении ресурсов. Состояние дорог в городах на самом деле плачевное.
Василий Сондыков, председатель окружной Думы, вспомнил недавний телесюжет о строительстве дорог в Саратове. "Укладывают там асфальт за счет федерального бюджета, - уточнил спикер. - Люди пришли с гармошками, говорили спасибо государству. А где соответствующие деньги в Югре? Надо активнее работать с Федерацией".
- Федеральная программа новых городских дорог распространяется только на областные центры, - пояснил профессиональный дорожник. - На наш "областной" Ханты-Мансийск в 2011 году выделяют всего 55,7 миллиона рублей. Прочие муниципалитеты, включая 300-тысячный Сургут, Нижневартовск, остаются без ресурсов.
- И все же давайте обращаться в федеральное правительство! - призвал Василий Сондыков. - Обидно, когда округ ежегодно перечисляет в бюджет страны около триллиона рублей, а на дороги получает 50 миллионов.
Вера Дюдина напомнила народным избранникам еще об одном важном источнике - областной программе "Сотрудничество", львиная доля расходов по которой идет именно на дорожное строительство, в том числе на территории Ханты-Мансийского автономного округа.
Алексей Андреев признал: в рамках данной программы дорожники Югры действительно получают миллиарды рублей. Но эти миллиарды идут на дороги регионального значения, а вот муниципальные улицы и проезды не вправе претендовать на деньги из бюджета Тюменской области. А ведь по самым скромным оценкам, в ближайшие три года на софинансирование строительства и реконструкции внутридворовых и внутригородских проездов требуется около 9 млрд рублей. В качестве альтернативного варианта депутаты предложили закрепить за муниципалитетами дополнительные отчисления по налогам на прибыль и доходы физических лиц.
Депутат Любовь Малышкина, руководитель одного из управлений "Сургутнефтегаза", поинтересовалась строительством жилья, прежде всего социального. Будет ли подобная программа?
- Программа обязательно будет, - успокоила депутата Вера Дюдина. - Наталья Комарова акцентирует наше внимание именно на строительстве социального жилья. Другое дело, что данная программа еще не утверждена. Более подробно о ней, равно как и о строительстве дорог, можно будет говорить в ноябре, когда в окружную Думу внесут бюджет-2010 с проектами программ. И вот тогда уже давайте подискутируем!..
www.t-i.ru
27.10.2010
Андрей Фатеев