27 мая 2009
3448

Юлия Махалина: `Меня спасла Мата Хари`


Прима-балерина Мариинского театра отважилась на неслыханный эксперимент

Балет был ей подсказан самой судьбой. В раннем детстве возникли проблемы с ногами, и врачи рекомендовали физическую нагрузку. Мама повела дочь в хореографический кружок. И первый в ее жизни учитель танца произнес судьбоносную фразу: `Да у вас девочка родилась балериной!` Однако по окончании Вагановского училища в 1985 году контракт с Мариинским театром ей предложили подписать… карандашиком. Впоследствии она будет говорить: `Тот карандашный автограф сделал меня счастливой`. Теперь Юлия Махалина - народная артистка России.

- Юлия, 29 мая ваш творческий вечер в Капелле. Чем будете удивлять?

- Мне кажется, во время каждого своего выхода на сцену артист, будь он звезда или не звезда, обязательно должен чем-то удивлять. Программа моего творческого вечера составлена как своеобразный круиз по хореографии разных стран и разных хореографов, в ней и классика, и современный танец. А также фрагмент из спектакля `Мата Хари`, который мы танцуем с Ильей Кузнецовым в Мюзик-холле. Первый раз в жизни - я даже немножко побаиваюсь этого эксперимента - буду танцевать под органную музыку, под `живое` исполнение Баха. Я лично не слышала, чтобы кто-то еще танцевал под орган.

- Идея ваша?

- Мы с продюсером Андреем Базановым стояли на сцене Капеллы, обсуждали предстоящий концерт, и вдруг - как озарение: `А почему бы не использовать и этот инструмент?`

Вечер в Капелле отнюдь не концовка моей балетной карьеры. Творческие вечера помогают поддерживать форму, вести диалог со зрителем.

- С чего вы вдруг заговорили о `концовке`? Я, конечно, знаю, но не стану озвучивать, сколько вам лет…

- Ну сколько мне может быть лет, если у меня в следующем сезоне `серебряная свадьба` с балетом?! Просто мне уже звонили и спрашивали: не прощаюсь ли я с публикой? Нет, конечно же. Пока Бог дает силы, и есть внутренние ресурсы, и, самое главное, пока глаза у меня горят, я хочу и буду и сама танцевать, и передавать опыт.

- А еще творческие вечера позволяют экспериментировать.

- Абсолютно верно. Собственно, эту мысль я и имела в виду, говоря о диалоге со зрителем. В Мариинке я и сама себе не позволю идти на какие-то рискованные эксперименты. Само имя театра обязывает.

Из-за нашей обоюдной с Володей Романовским загруженности мы, к сожалению, пока не осуществили одну замечательную задумку - балетный спектакль-монолог, где бы я одна держала зал в течение всего спектакля, не меньше часа.

- Допускаю, что можно спектакль станцевать в одном костюме, но должны же вы хоть дыхание перевести!

- Костюм может иметь детали, с которыми по ходу действия можно велировать. А перебивками быть остановки или пантомима, это уже зависит от решения спектакля и хореографа.

Кстати, о моих творческих вечерах. Когда-то Олег Михайлович Виноградов (главный балетмейстер Театра оперы и балета им. С.М. Кирова - ныне Мариинского - прим. ред.) предлагал мне к моему 25-летию сделать вечер. На что я ему сказала, что это может быть только неделя моих балетов, а никак не вечер. Например, сегодня я - в `Дон Кихоте`, завтра - в `Баядерке`, послезавтра – в `Корсаре`, а потом - `Лебединое`, `Жизель`, `Анна Каренина` и т. д.

- Юлия, вы танцуете в `Мата Хари`. Почему в Мюзик-холле? Спектакль даже с большой натяжкой не отнесешь к легкому жанру.

- После травмы я была в растерянном состоянии. Я не знала, как мне восстанавливаться. Заходила в репетиционный зал, в котором всегда себя чувствовала свободно, птицей высокого полета, а тут как меленький щеночек я куда-то вдавливалась в угол. Психологический барьер был высокий, почти непреодолимый. И вдруг звонит мне балетмейстер Мюзик-холла и предлагает работу над `Мата Хари`. С хореографом, имени которого я вообще не слышала. И это после того, как я работала с Джеромом Роббинсом, с Бежаром, с Григоровичем, с Эйфманом. Я никогда не забуду нашу первую встречу с Володей (Романовский – прим. ред.): он побаивался меня, а я - его. Но все сложилось. Он потрясающей души и безграничного таланта человек. Володя замечательно выстроил спектакль, он идет на одном дыхании. Все, кто недоверчиво относился к этой постановке, теперь в полном восторге. Даже люди из театра нашего ходили по несколько раз. Спектакль - как ребенок, он растет. То, что было на премьере, сейчас уже совсем по-другому выглядит.

- Что за травма привела вас в Мюзик-холл?

- У меня был сложный перелом. Торопилась, на улице жуткий гололед, ну и поскользнулась. В шоковом состоянии появилась в зале, пыталась репетировать. Дело было перед самым Новым годом, и врачи мне просто поставили лангет. А гипс только через две недели. В общем, ситуация складывалась прескверная. И я обратилась к спортивному врачу Владимиру Гаврилову, он-то и спас мне ногу. Владимир Владимирович, кстати, не раз спасал меня. И других спасал - даже тогда, когда, казалось бы, уже был подписан приговор. Период моего восстановления затянулся почти на год. Только во время работы над `Мата Хари` я окончательно `набрала` кураж. Так что в моем спасении не последнюю роль сыграл и этот спектакль.

- Классический балет - `визитная карточка` России. Какие, казалось бы, проблемы могут быть у `визитной карточки`.

- Проблема номер один на сегодняшний день, мне кажется, отсутствие молодых хореографов. А еще лично мне хотелось бы, чтобы хореографы среднего поколения повернулись лицом к классике. Странно, но почему-то никто не берется за `Травиату`, и тема и музыка которой дает хореографу большие возможности.

- Если лицо человека, неважно кто он - актер или ведущий, замелькало на телеэкране - все, он уже звезда! Что касается балета, здесь история другая. Можно быть примой, можно быть всемирно известной балериной, а на улицах родного города не остановят, не попросят автограф…

- Дорога от театра до дома у меня недлинная, поэтому ничего странного я не вижу в том, что многие со мной здороваются. А вот где-нибудь на Петроградской могут спросить: `Вы не Махалина?` Это, конечно, меня удивляет, потому что на сцене я выгляжу иначе, чем в жизни. Даже были случаи в Лондоне, когда после `Баядерки` (там довольно выразительный грим, большие глаза нарисованы) меня останавливали на выходе из театра: `А Махалина скоро?..` Был совершенно потрясающий случай. Мы с Фарухом Рузиматовым в Японии пришли смотреть `Спартак`, спектакль Большого театра. И половина зала устремилась к нам - брать автографы. Нам стало неловко перед коллегами, и мы ушли.

Но как бы артист ни был благодарен зрителям за любовь и душевное тепло, он обязан помнить, что для того, чтобы ему выйти на сцену, должны четко сработать все службы, начиная от билетера и кончая уборщицей. Поэтому я по возможности везде с благодарностью говорю и о моем зрителе, и о людях театра, которые остаются в тени моей профессии.

Автор: Владимир Желтов
Рубрика: Культура
Тэги: театрмузыкаНевское Время 

27 мая 2009

Невское время

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован