05 мая 2006
8356

Юнона и Авось: тайна в легенде той

Существуют произведения, в которых есть секрет необъяснимого магического обаяния. "Юнона и Авось", которая в прошлом году отпраздновала свое 25-летие - это как раз тот случай. На этот спектакль зрители идут годами и десятилетиями, прекрасно зная сюжет, давно выучив наизусть все песни. Театральные постановки, как и люди, со временем изнашиваются и стареют, но "Юнона" продолжает манить своей вечной юностью, подобно уайльдовскому Дориану Грэю. И ее формулу невозможно расшифровать.

Трудно сказать, что будоражит зрительские сердца. Может, тут "виноват" сам исторический факт короткого и трагического романа, случившегося в 1806 году между 42-летним русским путешественником Николаем Резановым и его 15-летней пассией из далекой Калифорнии. А может, изначальная загадка этого романа, не дававшая покоя поэту Андрею Вознесенскому, автору поэмы "Авось!", в которой эта история была поведана миру. А в 1977 году по просьбе композитора Алексея Рыбникова

Вознесенским было написано либретто будущей рок-оперы. Герои словно сами просились, чтобы им "жизнь подарили вторую". И как кульминация - в 1981 году вопреки всем препонами чиновников, родилась масштабная постановка Марка Захарова в театре "Ленком", ставшая настоящей революцией на советской сцене.

Спектакль явил все культурные ориентиры поколения 70-х, как явные, так и скрытые. Уже прогремели по миру дерзкие мюзиклы и монументальные рок-оперы Эндрю Ллойд-Уэббера, которые в нашей стране удавалось посмотреть только редким счастливцам.

Но "Ленкому" удалось не просто "догнать и перегнать", а сделать нечто большее - совместив в русском театре поэзию, великолепную рок-музыку, бардовскую песню и православный хор, создать полностью самобытное произведение, главной жемчужиной которого был, конечно же, Николай Петрович Караченцов, играющий графа Резанова. Смотреть на актера в этой роли было восхитительно-страшно, потому что его игра казалась выше человеческих возможностей. Караченцов был ровесником своего героя, его тезкой (в чем автор либретто Вознесенский изначально видел что-то фатальное), и вложил в него столько труда и энергии, что граф Резанов в сознании зрителей стал практически двойником актера, неким таинственным альтер эго. Спектакль очень хорошо принимали на Западе, дивясь той силе чувств в загадочной русской душе, которая неистова и в любви, и в духовных исканиях.

Конечно, позже историки утверждали, что в реальности в отношениях "возлюбленной пары" все было не столь романтично и возвышенно. Но и в спектакле Резанов сложен и далеко не так однозначно героичен, каковым он видится очарованной им Кончите. В любовной линии спектакля именно она - главная героиня. Это ее любви, цена которой действительно - только жизнь одна, можно спеть "Аллилуйя". А Резанов был создан в духе близкого поколению шестидесятников диссидентства ("Российская империя - тюрьма..."). Помимо всем понятного и благородного "служения Отечеству", его по свету гонит дорога - то ли поиск любви, то ли побег от себя. Образ покровительствующей ему Богородицы для Резанова неразрывно связан с образом "женщины с вишневыми глазами", одновременно духовным чувством и страстью.

На берегах Калифорнии мечта становится счастливой явью -- но как ни странно, именно этот момент становится началом конца, дорогой к смерти. Это полное безысходности предчувствие отразилось в сцене венчания, в которой звучит знаменитое "Ты меня на рассвете разбудишь...", а зрители, кажется, плачут вместе с расстающимися навеки героями.

Резанов, по версии спектакля - странник, порядком уставший от жизни и ни в чем не нашедший успокоения. Ни в любви, ни в затее "свесть Россию и Америку", которая оказывается утопией. Не сумевшему "одолеть целого пути", ему осталось одно - найти свою гибель.

За 25 лет существования состав спектакля менялся. Долгое время Кончитой была Елена Шанина, потом Анна Большова, а теперь к ней присоединилась Алла Юганова. Лишь роль графа была незаменима. После несчастья, случившегося с Караченцовым, Резанова играют другие звезды "Ленкома" - Дмитрий Певцов и Виктор Раков. Играют хорошо, по мнению зрителей, привнеся в роль новые краски и свежие силы. И все же большинство до сих пор наделяет графа Резанова только чертами Николая Караченцова - его обаятельной "некрасивостью", неповторимым хриплым голосом, его силой и мужеством.

Персонаж словно мифологизировался и продолжает жить своей жизнью. Есть, наверное, такие актерские удачи, которые становятся больше, чем удачей и больше, чем ролью. Мистика не мистика, но какая-то правда в этом есть. И в истории под названием "Юнона и Авось" однозначно прибавилось тайн.

Елена Кузнецова

www.nashfilm.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован