07 марта 2007
3798

Юрий Барзыкин: `Реализация как рыночных механизмов, так и социальных гарантий государства`

Юрий Барзыкин, заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму: "Реализация как рыночных механизмов, так и социальных гарантий государства"

- Какова оценка руководством страны состояния туристической отрасли и курортного комплекса страны?

- Наши курорты пока уступают западным по уровню сервиса и развитию инфраструктуры. Поэтому необходимо формирование четкой последовательной единой государственной политики в этой сфере, направленной на реализацию как рыночных механизмов, так и социальных гарантий государства по отношению к своим гражданам.

Россия обладает огромным и уникальным потенциалом. При научно обоснованном, эффективном его использовании, учитывая российские традиции и международный опыт, наши курорты смогут на современном уровне удовлетворять потребности российских, а также зарубежных граждан. А пока наши соотечественники, отправляясь на отдых за рубеж, вывозят и тратят суммы, по объему сравнимые с "нелегальным вывозом капитала", о котором так много говорят. Поэтому необходимо и в России предоставить возможность российским гражданам потратить средства на отечественных курортах и в других туристических центрах страны.

Должен сказать, что повышается интерес к этой отрасли и со стороны предпринимателей. Хотя проблема количественного роста и качественного совершенствования, в том числе и средств размещения на курортах и в других туристских центрах пока остается актуальной. В этих условиях государство должно совершенствовать существующие и разрабатывать новые механизмы поддержки туристского бизнеса. Уже сейчас курортно-туристский комплекс - одна из динамично развивающихся отраслей российской экономики, хотя по сравнению с другими государствами мира она пока не является высокодоходной индустрией и заметным источником дохода в бюджете страны.

Все больше регионов, руководство которых считает курорты и туризм важнейшими направлениями социально-экономического развития, локомотивом для других отраслей. Это, например, Калининградская, Московская, Ленинградская, Псковская области, не говоря о Краснодарском крае, где курортно-туристский комплекс является одним из важнейших источников доходов наряду с сельским хозяйством и промышленностью. Для туризма в России нет неперспективных регионов. В каждом возможно развитие как культурно-познавательного, лечебно-оздоровительного, так и этнографического, агротуризма, экологического, приключенческого туризма. Нужен только профессиональный комплексный подход и желание со стороны руководства регионов заниматься развитием этой сферы.

- В чем заключаются главные проблемы, сдерживающие динамичное развитие рынка туристских и курортных услуг в стране?

- Курортно-туристская сфера - это многоотраслевой комплекс, поэтому и большинство его проблем находится на стыке разных отраслей, а их решение - вопрос межведомственных согласований. Эти проблемы были определены и рассмотрены на заседании рабочей группы при Комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму с представителями почти всех комитетов Госдумы в рамках подготовки к заседанию президиума Госсовета.

Наиболее важными признаны следующие: низкая платежеспособность массового отдыхающего, одновременно постоянный рост цен на российский турпродукт, несоответствие цены и качества предоставляемых услуг, а также высокая стоимость проезда на курорты, и, как следствие, сезонность загрузки учреждений курортно-туристского комплекса.

Создание конкурентоспособных курортно-туристских услуг и развитие отрасли в целом сдерживают и другие важные проблемы. Абсолютное большинство руководителей регионов, к которым мы обратились при подготовке доклада рабочей группы президиума Госсовета и получили соответствующие предложения по развитию курортно-рекреационного комплекса, считают, что необходима отраслевая структура управления с единым федеральным органом, курирующим вопросы курортов и туризма. Ведь существуют вопросы, которые без федерального уровня и комплексного подхода к курортно-туристской сфере решить невозможно.

Развитие отрасли сдерживает и отсутствие единой системы информационного обеспечения, современной системы статистики, соответствующей международным требованиям, которая учитывала бы и мультипликативный эффект от туристской деятельности, недостаточная реклама рекреационных возможностей российских курортов.

Важны также подготовка и повышение квалификации кадров на необходимом уровне и в нужном объеме, в том числе и руководящих работников, менеджеров высшего звена. Крайне необходимо проведение научно-исследовательских работ, маркетинговых исследований в области российского и мирового туризма, составление прогнозов развития отрасли.

Существует и целый ряд других проблем. Это необходимость упорядочения сертификации и стандартизации, классификация средств размещения, высокая доля государственного сектора в курортно-туристском комплексе, упрощение визовых формальностей, обеспечение безопасности туризма и многие другие.

Без программно-целевого метода управления отраслью и ее финансирования эти проблемы не решить. Таким образом, не менее важной является разработка и реализация федеральных, региональных целевых программ развития курортно-туристского комплекса. Многие регионы создают такие программы, но они не имеют скоординированного характера. А на общегосударственном уровне по федеральной целевой программе "Развитие туризма в Российской Федерации", сроки реализации которой рассчитаны на 1995-2005 гг., финансирование прекращено. Если обратиться к международному опыту, то в Италии, например, действует трехлетняя национальная программа продвижения туризма, существуют годовые планы по ее выполнению. На Украине разработана государственная программа развития туризма в стране на 2002-2010 гг. В России целесообразно возобновить финансирование федеральной программы по развитию туризма, наполнив ее новым экономическим содержанием.

- Каковы первоочередные задачи государственного регулирования отрасли?

- Решение проблем развития курортно-туристской отрасли возможно только при комплексном государственном подходе, предусматривающем меры организационного, правового, экономического, социального характера. Под организационными и правовыми понимается создание эффективной отраслевой структуры управления и законодательной базы, подготовка и переподготовка кадров и др.

Экономическое регулирование предусматривает реализацию федеральных, региональных и отраслевых программ, а также по предложению нашего комитета - разработку особых экономических механизмов с целью привлечения отечественных и зарубежных инвестиций для развития инфраструктуры курортных регионов.
Социальные меры - это и адресные программы, предусмотренные в социальном пакете для льготных категорий граждан. В настоящее время на санаторно-курортное обслуживание льготников отводится около 1,7 млрд рублей, а после запланированной замены льгот на денежные компенсации эта цифра возрастет до 11 млрд рублей. К социальным задачам мы относим и стимулирование работодателей в предоставлении отдыха и лечения сотрудников.

Наш комитет предлагает также создать в Российской Федерации единую систему информационного обеспечения и рекламно-пропагандистской деятельности для продвижения национального турпродукта. Важна также реклама здорового образа жизни, в том числе некоммерческая реклама лечения на курортах. Крайне необходимо формирование современной системы статистики, соответствующей международным требованиям.

- Как выглядит законодательная составляющая в развитии туризма и курортов в России?

- Законодательная база, регулирующая курортно-туристскую сферу, устарела и требует совершенствования. При нашем комитете создана рабочая группа по вопросам развития рынка туристских услуг, в которую вошли представители различных комитетов Госдумы, поскольку туристская деятельность регулируется различными разделами права: международным, транспортным, таможенным, земельным, налоговым, лицензионным, природоохранным, защиты прав потребителей и т. д.

На заседании рабочей группы Комитета проанализированы возможности решения правовых проблем через внесение изменений и дополнений в действующий закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и другие федеральные законы. Планируется также подготовка нового проекта закона о туризме.
Эти изменения и дополнения касаются недостаточной гражданско-правовой защиты прав и интересов туристов, отсутствия подробных положений о порядке заключения, исполнения и прекращения договора оказания услуг по туристскому обслуживанию, о правах и обязанностях сторон по договору. Необходимо внесение в законодательство механизмов финансового обеспечения ответственности туристских организаций или финансовых гарантий, защиты прав услуг в сфере клубного отдыха и т.д.

Требует правового решения и отсутствие четкого разграничения полномочий в области государственного регулирования этой сферы между Российской Федерацией и субъектами РФ.
И это далеко не полный перечень правовых проблем, которые определены нашим комитетом.

- Какие меры в ближайшее время последуют по выполнению решений заседания Госсовета РФ?

- Нашим комитетом был внесен пакет предложений для формирования решений президиума Госсовета РФ. Они касаются вопросов первостепенной важности.

При разработке программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды будут предусмотрены меры по развитию санаторно-курортной сферы и туризма в качестве приоритетных направлений. Это совершенствование законодательства, регулирующего курортно-туристскую сферу, разработка национальной программы развития курортно-туристского комплекса России, совершенствование системы управления курортно-туристским комплексом России, поддержка въездного и внутреннего туризма. Необходимо также сохранение и развитие потенциала курортно-туристской сферы и формирование системы современных конкурентоспособных курортных комплексов, в том числе с использованием механизмов особого экономического регулирования, для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций с целью развития инфраструктуры курортов.

Предусмотрены меры стимулирования работодателей, расходующих средства на санаторно-курортное лечение и отдых своих работников на территории Российской Федерации, обеспечение социальных гарантий государства по удовлетворению потребностей в санаторно-курортном обеспечении ветеранов войны и труда, инвалидов, пенсионеров и других льготных категорий граждан, разработка критериев формирования государственного заказа на санаторно-курортное лечение и установления предельной стоимости социальных путевок, сертификация, стандартизация, классификация средств размещения, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для курортно-туристского комплекса Российской Федерации. Предлагается создание в стране единой системы информационного обеспечения, в том числе статистического, рекламно-пропагандистской деятельности для продвижения национальной марки курортов России как на внутреннем, так и на международном уровне. Намечена подготовка проекта соглашения о сотрудничестве в области развития туризма и санаторно-курортной сферы между государствами - участниками Единого экономического пространства (Беларусь, Казахстан, Россия, Украина) и другими странами СНГ.

Материалы подготовили Елена БОРИСОВА, Юрий МЕШКОВ

www.tourbus.ru

15.09.04 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован