- В чем секрет такого успеха фильма, тайна его долголетия?
- Не знаю. Не ко мне вопрос. Это зритель должен отвечать.
- Мне кажется, что этот фильм всегда смотришь по-разному: будучи школьником - одним взглядом, спустя годы воспринимаешь совсем по-другому
- Ну вот видите, вы сами и ответили. Так разве этого мало? В этом-то все и дело, что картина вызывает все время разные чувства. Но всегда вызывает. Все эти годы. И даже вот то, что вы проявили сегодня интерес к юбилею фильма - разве это не свидетельство того, что "Доживем до понедельника" - не проходной фильм, а событие незаурядное? Видите ли, это ведь был первый фильм, в котором поднимались очень большие проблемы - взаимоотношений в школе между учителями и учениками. Впервые было сказано, что в школьном коллективе, в этой атмосфере все совсем не так просто и гладко, что и сами учителя не всегда такие уж образованные люди, и могут ли они в таком случае, имеют ли они право - учить других. Все было показано очень точно, один учитель физкультуры чего стоит! А учительница начальных классов с ее репликой: "Не ложьте зеркальца в парту, а они ложут и ложут"
- А еще ведь и отношения между самими педагогами, глубокий психологический образ завуча, созданный Ниной Меньшиковой
- Вы знаете, все образы в фильме интересны. Мне кажется, достигнуто это было той атмосферой, сложившейся на съемочной площадке. В этом заслуга режиссера Станислава Ростоцкого. От атмосферы вообще все всегда зависит - и на сцене, и во время съемочного процесса, когда ничто не раздражает, не утомляет. Ну, подумайте, ведь нам после того, как фильм вышел на экраны, говорили: "Вы что, все в одном классе учились?" А мы познакомились на съемках. Сейчас, может быть, если и встретились бы на улице, то и не узнали бы друг друга.
- Но вы-то уже были артистом
- Я был студентом циркового училища. Ольга Остроумова и Игорь Старыгин учились в ГИТИСе, но все остальные были школьниками. И все смотрелись как одно целое, работать было легко. Когда создана такая атмосфера, в которую целиком и полностью погружен артист, то и зритель тоже окунается полностью и сопереживает.
- А как в 68-м приняли фильм?
- На "ура" - иначе и не скажешь. В Доме кино после премьеры зал аплодировал стоя. Хотя реакция была разной - в прессе, в откликах публики.
- В реальности мог быть такой класс?
- А почему же нет? Конечно. Разумеется, события в картине - это сценарий Полонского, это не хроникальный фильм, но я знаю точно, что мой герой существовал в реальной жизни.
- Насколько я знаю, Ростоцкому пришлось все же сделать какие-то купюры
- Да, было такое, фразы меняли. Например, когда по сценарию Тихонов говорит в мой адрес и, обращаясь к классу: "Ну вот, поставишь ему "двойку", а потом выйдет из него Олег Попов" - так мы с Вячеславом Васильевичем предложили "Юрий Никулин" - и так и вышло.
- А почему Никулин?
- А он мне больше нравился.
- Сейчас можно снять такой фильм?
- Не знаю. Но сейчас есть хорошее кино, народ у нас талантливый. Я сам снялся в двух картинах - в "Адель" и еще в одном мюзикле молодежном у Егора Дружинина, пока названия нет еще. Да и в театре играю - в "Школе современной пьесы".
- Когда вы с вашими партнерами по фильму встречаетесь на его юбилеях - грустите?
- Это еще почему? Совсем нет. Наоборот - радуемся, что мы живы, что работаем. Вот недавно на фестивале "Окно в Европу" в Выборге праздновали 40-летие фильма, в школе имени Ростоцкого. Конечно, 40 лет тому назад болячек у меня не было и проблем всяких тоже. Но жизнь-то прекрасна: вот я сижу сейчас в саду, на даче, сливы тут падают с деревьев, а подобрать некому
- И что же делать?
- Ну как что?.. Компот варить. Разве плохо?..
Борис Бабанов
26.08.2008
http://www.peoples.ru