17 мая 2005
4170

Юрий Данилов: Инвестиционные задачи посланиями не решаются

Юрий Алексеевич, как пишут "Ведомости" Минфин и МЭРТ смотрят на отток капитала из России с разных точек зрения: Кудрин считает, что уже в 2006 году страна перестанет быть донором для зарубежных рынков, оппоненты из Минэкономразвития прогнозируют, что перелом произойдет не раньше 2007 года, а независимые эксперты вообще не видят оснований ждать притока капитала в ближайшие три года. А с Вашей точки зрения, оправдан ли оптимизм правительства?

Я думаю, что этот оптимизм недостаточно подкреплен объективными основаниями и недостаточно подкреплен теми тенденциями, которые наблюдаются в трансграничном движении капитала. Что касается объективных оснований. Рассчитывать на снижение чистого оттока капитала и появление чистого притока капитала можно только в условиях, когда улучшается инвестиционный климат, и увеличивается количество инвесторов, которые решают либо оставить капитал в стране, либо, более того, привлечь в Россию новый капитал. Однако, реально мы не наблюдаем в последнее время улучшения инвестиционного климата, и, следовательно, нет той активной основы, на которой бы пошел процесс притока капитала. Обоснованиями этой точки зрения могут служить самые разные примеры - и это дело ЮКОСа, и обращение налоговиков в Конституционный суд установить срок давности по налоговым делам в 10 лет, и другие процессы. Непонятное слияние Газпрома и Роснефти и так далее, многие факторы, которые не позволяют считать, что инвестиционный климат в России улучшается.

Что касается самих процессов, тенденций в движении капитала. За всю историю существования самостоятельного российского государства, за всю историю наблюдений за движением капитала пока еще ни разу не было замечено устойчивого снижения нелегального оттока капитала. То есть, нелегальный отток растет, и сальдо снижения частного капитала иногда приближается к нолю. Это заслуга лишь тех, иностранных по форме, инвесторов, которые инвестируют в Россию легальными путями. Нелегальный отток капитала, который существует, уравновешивается легальными инвестициями. Однако легальные инвестиции зависят, в первую очередь, от инвестиционного климата, и рассчитывать, что они будут существенно увеличиваться в ближайшие годы в условиях ухудшения инвестиционного климата, не реально. Нелегальный же отток капитала, который ни разу устойчиво не сокращался, и, видимо, до принятия каких-либо серьезных изменений в функционировании таможенных органов, в функционировании валютного контроля, говорить о том, что эта составляющая сальдо движения капитала будет как-то изменяться, тоже нереально. Таким образом, существующие объективные основания и существующие тенденции говорят о том, что, видимо, в ближайшие годы отток капитала сохранится, и изменения ситуации в этой сфере можно ожидать только при условии проведения ответственной экономической политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, направленной на кардинальную либерализацию валютного регулирования. И при этих условиях мы можем прогнозировать чистый приток капитала в страну в достаточно больших объемах.

А можно ли ждать существенного притока вложений зарубежных инвесторов, и есть ли сейчас куда вкладывать эти деньги в России?

Так или иначе, объем иностранных инвестиций растет. Хотя бы для того, чтобы покрывать, компенсировать нелегальный отток капитала, нужен растущий приток инвестиций, и, естественно, эти инвестиции растут. За последние 2-3 года в России достаточно сильно изменилась ситуация с рентабельностью производства и с рентабельностью инвестиционных проектов. То есть, в сферу рассмотрения инвесторов попадают те инвестиционные проекты, которые 2 года назад считались нерентабельными. То есть, они были нерентабельными, а в новых условиях они уже рентабельные. Следовательно, объем тех инвестиционных проектов, которые могут быть с выгодой профинансирован, растет. Это есть самое главное экономическое основание для того, чтобы объем иностранных инвестиций рос.

В Послании Президента Путин говорил, что границы будут открываться, что есть надежда на сотрудничество с другими странами. Насколько Россия к этому готова и готовы ли сотрудничать с Россией другие страны?

Россия уже давно готова открыть границы, по крайней мере, в смысле либерализации валютного законодательства, давно уже созрели все необходимые предпосылки. Однако, как показывает практика, именно в части регулирования инвестиций наше валютное законодательство становится все менее либеральным. Новый закон о валютном регулировании и о валютном контроле создал дополнительные барьеры на пути иностранных инвестиций в Россию. Поэтому то, что говорит Президент, и раньше говорил, и в последнем послании, это, к сожалению, расходится с теми реальными действиями, которые осуществляет Государственная Дума и Банк России. То есть, российскими органами власти, которые на словах говорят о том, что они реализуют положения того или иного президентского послания.

Я думаю, что сейчас более вероятно, чем когда-либо, что эти слова останутся просто словами. Очень любопытна была реакция рынков на президентское послание. Обычно рынки росли после послания Президента, а в этом году рынок упал. То есть, инвесторы все больше и больше понимают, что то, что говорит Президент в своем ежегодном послании - это хорошая и красивая сказка, но она, скорее всего, останется только сказкой. Те дела, которые делаются, в том числе, представителями Администрации Президента, идут в противоположном направлении. Простой пример - про налоговую инициативу. Президент не так давно высказал предложение упорядочить работу налоговых органов, чтобы не было произвола со стороны этих органов. А в недавнем обращении ФНС в Конституционный суд, которое, по данным "Русского Newsweek", инициировано сотрудником президентской администрации, гражданином Сечиным, прямо в противоположном направлении. То есть, на словах Президент выступает за ограничения безобразия налоговых служб, а на практике президентская администрация пытается создать условия для безграничного произвола налоговых служб. И эта реакция совершенно закономерна. В этих условиях инвесторы видят две стороны президентской власти. Добрый следователь рассказывает сказки, а другая часть президентской власти делает все наоборот. Кроме всего прочего, это заставляет предположить, что реальные решения у нас принимает не Президент. Эта реакция инвесторов, на мой взгляд, напрямую связана с их подозрениями в том, что реально в стране существует двоевластие. Одна власть, легитимная власть в лице Президента, предлагает правильные рецепты, а другая власть в лице Администрации Президента делает все наоборот. В этих условиях весьма высока вероятность того, что все красивые слова, которые были сказаны в президентском послании, останутся только словами.

28 апреля 2005

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=56264
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован