Юрий Алексеевич, министр финансов Алексей Кудрин считает, что в этом году рубль укрепится в рамках 2-4%. По его словам, это неизбежно в условиях увеличения инвестиций и доли машинно-технического экспорта, и эти факторы ведут к укреплению платежного баланса. Он также сказал, что бесполезно бороться с объективными инструментами, а следовательно, и девальвация рубля смысла не имеет. Эта попытка оправдаться и обосновать правильность политики, проводимой государством?
Рост экспорта машин и оборудования я не могу прокомментировать, боюсь, что это слишком оптимистичное заявление. А по поводу укрепления рубля, наверное, все так и получится. Я соглашусь с этими оценками, возможно, укрепление рубля будет ближе к 2,5% по отношению к основным валютам - доллару и евро, очень похоже на реальный сценарий. Факторы, которые предопределяют эту вещь - высокая экспортная выручка в основном нефтяников, отчасти металлургов, отчасти газовиков, и наметившийся в первом полугодии, даже уже во втором квартале этого года, масштабный приток капитала. Эти факторы, действительно, действуют или действовали. Но после истории с ЮКОСом приток инвестиций, по крайней мере, на какой-то момент, явно сменился оттоком. Четко было видно, правда, по косвенным показателям, что резко вырос нелегальный отток капитала, и прекратился легальный приток инвестиций. В последние 2-3 недели мы наблюдаем возобновление притока капитала на российские финансовые рынки. Связано это с тем, что инвесторы немножко успокоились после истории с ЮКОСом, и общим некоторым перераспределением мирового капитала в пользу Emerging Market, который наметился в последние 3 недели. Эти возникшие опять положительные факторы - наметившийся приток капитала, и ценовая конъюнктура нефти тоже такова, что мы можем ожидать в 3-4 квартале большого притока валютной выручки, и увеличение показателей емкости денежного рынка, боюсь, могут сдвинуть реальную ситуацию относительно прогноза. Либо в сторону более сильного укрепления рубля, если государство не будет делать новых попыток ухудшения инвестиционного климата, либо, наоборот, если такие попытки будут сделаны, то мы будем иметь дело с усилившимся оттоком капитала. То есть, для того, чтобы попасть в этот прогноз, должны сохраняться текущие тенденции - умеренный оптимизм инвесторов и ситуация на сырьевых рынках.
Теперь насчет целесообразности деятельности государства в этой области. Понятно, что укрепляющийся рубль плохо действует на конкурентоспособность российских компаний. Но если государство начнет применять такие методы как дело ЮКОСа или раскулачивание других олигархов для того, чтобы обесценить рубль, боюсь, это принесет еще больший ущерб российской экономике, российским предприятиям. Почему? Потому что сейчас, с начала этого года, или чуть раньше, наметился поворот к инвестиционно-ориентированной модели экономического развития. Подобные резкие действия государства могут привести к полному прекращению инвестиционного процесса или к возвращению этого процесса в состояние спячки, в которой он находился все 11 лет реформ. Тем самым российская экономика потеряет шанс решить эту задачу, которая поставлена Путиным, об удвоении ВВП и увеличении темпов экономического роста. Потому что без устойчивого инвестиционного спроса долгосрочный экономический рост невозможен в принципе. Мы вернемся к 1-3% роста, или даже к отрицательному росту, и в большей степени будем зависеть от конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
Теперь о плюсах, которые мы получим при этой ситуации. Действительно, мы можем получить более быстрое обесценение рубля, и конкурентоспособность российских предприятий будет расти. Но эта конкурентоспособность циклическая, она будет расти, пока снижается рубль. Потом наступает момент разворота, рубль начнет рано или поздно укрепляться, конкурентоспособность российских предприятий начнет падать, и так до бесконечности. Инвестиционно ориентированная модель дает шанс отойти от этой цикличности. То есть, инвестиции - это новое производство, изменение структуры экономики, возможное уменьшение зависимости России от конъюнктуры сырьевых рынков. И, на мой взгляд, этот путь более полезен. Поэтому, если у правительства или у ЦБ есть какие-то рыночные способы облегчить положение российских предприятий, то они должны быть задействованы. Но я их, честно говоря, сейчас не вижу.
Кудрин назвал укрепление рубля объективным инструментом. Укрепление рубля - это инструмент привлечения инвестиций?
Я хотел ответить, что экономически грамотный чиновник, возможно, выразился не теми терминами. Но после вашего вопроса подумал, что, может быть, он имел в виду, что это инструмент некой осознанной политики, то есть, тот же инструмент, который применялся в 1997 году, когда пытались привлечь инвестиции, и на каком-то краткосрочном этапе даже был некоторый успех. Действительно, если у нас будет стабильный рубль, неизменный курс рубля к доллару или евро, и ставки 10-15% по надежным облигациям, то эти ставки, действительно, будут интересны для мирового капитала при наличии возможности хеджирования. А данные, которые недавно приводили "Ведомости" о небиржевом срочном валютном рынке, позволяют сказать, что емкость этого рынка обеспечивает возможность хеджирования. То есть, это так или иначе фактор привлечения инвестиций.
Но я сомневаюсь, что сейчас проводится осознанная политика. Это то, что диктует рынок. И правительство, в данном случае Кудрин, ищет и достаточно грамотно положительное следствие от той ситуации, которую создал рынок, то есть, которую рынок продиктовал правительству.
2 сентября 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=41633