Юрий Алексеевич, классический конфликт правительства и ЦБ приобретает конкретную форму. А, именно, в рамках административной реформы правительство предполагает ограничить полномочия ЦБ по контролю и надзору, передать права по регистрации банковских эмиссий ФКЦБ, а также запретить коммерческую деятельность дочке ЦБ, компании "Росинкас". К каким последствиям могут привести такие ограничения полномочий ЦБ?
Все, о чем было сказано, является результатом заседания правительства по развитию финансовых рынков, состоявшегося 11 ноября, где по вопросу об участии ЦБ на финансовом рынке был достигнут некий консенсус. Единственная группа вопросов, по которым был достигнут консенсус между теми ведомствами, которые вели дискуссию на этом заседании правительства. Например, требование о том, чтобы регистрация ценных бумаг банков была передана от ЦБ в ФКЦБ, полностью ложится в ту идеологию (которую заявило правительство устами своего премьера), заключающуюся в необходимости на всем финансовом рынке единых стандартов регулирования. Этот пример с регистрацией ценных бумаг банков является очень хорошей иллюстрацией того, что в реальности существуют разные стандарты: одни для банков, которые регистрируют эмиссии своих ценных бумаг, другие стандарты для всех остальных, включая Газпром, РАО ЕЭС, все крупные нефтяные компании. Налицо два разных стандарта, в том числе, стандарта раскрытия информации, собственно процедурных стандартов регистрации. Эта мера направлена на преодоление различия стандартов, а, следовательно, на повышение эффективности рынка, на упрощение работы инвесторов, профучастников, на снижение транзакционных издержек. Поэтому я подобную меру оцениваю как полезную.
Другие меры с точки зрения обывателя, с политической точки зрения ограничивают роль ЦБ. Но в большинстве своем они также полезны, потому что на сегодняшний день в функциях ЦБ объединено слишком много разных направлений деятельности, и возникает конфликт интересов. Когда ЦБ участвует в капитале Сбербанка или любого другого коммерческого банка, тут конфликт интересов между акционером-участником банка и органом, который должен осуществлять надзор и контроль за коммерческими банками. Очень просто. Таких примеров конфликтов интересов много, в том числе, по участию ЦБ в капитале, например, ММВБ - крупнейшей фондовой и крупнейшей валютной биржи на территории России - в этом статусе ЦБ является важнейшим фактором нарушения соотношения спроса и предложения, фактором, порождающим провалы на финансовом рынке.
Разделение функций, их разведение, ликвидация конфликтов интересов является делом исключительно полезным. Ни в одной стране мира орган, аналогичный нашему ЦБ, не выступает в таком количестве ипостасей. Поэтому эти меры можно рассматривать как приведение к некоему цивилизованному мировому опыту.
17 ноября 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=43455