Юрий Алесеевич, с 1 января 2006 г. произойдет переход на единое платежное средство России и Белоруссии, об этом сообщил Павел Бородин. То есть, Белоруссия примет рубль. Что это будет означать и с макроэкономической точки зрения, и с технической? Должно ли это сопровождаться унификацией экономических систем России и Белоруссии - налогового режима, например? Означает ли это, что ЦБ России придется эмитировать довольно много рублей, и часть этой новой эмиссии будет тратиться в России, что разгонит инфляцию?
Ответы на эти вопросы зависят не от утверждения, что, да, мы переходим на единую валюту, а от механизмов, которые заложены в этом проекте, механизмов реализации. Я ничего не знаю о механизмах, поэтому ответить на вопрос, приведет ли это к инфляции, не могу, то есть, черт тут сидит в деталях, и в данном случае инфляция как раз и зависит от тех чертиков, которые сидят в деталях.
Что касается унификации - то она должна быть, должна быть унификация законодательства, но для введения единой платежной единицы налоговую систему можно не унифицировать. А унифицировать можно ту часть законодательства, которая касается денежного обращения. Если произойдет переход к единой валюте, то эмиссионный центр будет в Москве, а в Минске он прекратит свое существование.
Но, честно говоря заявленный переход и его новый срок у меня вызывают сильные сомнения. О переходе Белоруссии на российский рубль говорили неоднократно, и все заканчивалось ничем. Если пастушок хотя бы два раза кричит "Волки!", то в третий раз уже никто не поверит. Белоруссия и союзное государство России и Белоруссии кричали о единой валюте уже гораздо больше раз, и нет смысла обращать внимание на очередной крик. Хотя, конечно, с экономической точки зрения Белоруссия без этого шага не сможет поддерживать хоть сколько-нибудь приемлемый уровень жизни населения. Но вместе с тем, этот шаг не только экономический, это шаг скорее политический. Присоединением к российскому рублю Белоруссия так же снизит уровень своей независимости, как снижали эту независимость другие страны, присоединяясь к валютам сильнейших соседей. Были такие прецеденты в мировой истории. С этой точки зрения мне кажется, что главное препятствие сейчас - это Лукашенко, и пока его не прогонят, реальная интеграция России с Белоруссией малореальна.
Кроме того, есть еще немаловажный фактор, что внутри России сейчас население все больше и больше покупает долларов, то есть, падает доверие к рублю, и в таких условиях переход на единую валюту дополнительно осложняется?
Я видел эти сведения об обновлении интереса к доллару. Я, честно говоря, не очень доверяю таким выводам. Для определения долларизации или дедолларизиции экономики нужно сделать исследование на основе рядов показателей длинной хотя бы 12 месяцев. Насколько я знаю, таких рядов выстроено не было, и исследований, подтверждающих этот вывод, нет. Поэтому вряд ли следует придавать слишком большое значение этому фактору. Мне кажется, что пока это либо спекуляция, либо просто журналистам писать не о чем.
11 августа 2005
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=57242