Юрий Алексеевич, скажется ли повышение требований к соблюдению этических норм на финансовом рынке на стоимости денег?
Тут есть три уровня, и от того, на каком уровне мы будем находиться, будет зависеть ответ на этот вопрос - влияет или не влияет. Если мы говорим просто об этике, о деловой этике, о любой этике, то этика, вообще говоря, ничего не стоит. Бизнесмен может обманывать своих партнеров, или не будет их обманывать, допустим, что это зависит от этики? И, в данном случае, на процентных ставках, в том числе, на ставках по кредитам, это никоим образом не отражается, и отражаться не может.
Если же мы пойдем немного глубже, если мы говорим о том, что важен не только вопрос этики, но и понимание стандартов корпоративного управления, - то это уже более формализованный момент. Стандарты корпоративного управления существуют во всем мире. И они оказывают влияние на конкурентное положение участников финансового рынка. Но внедрение таких стандартов, или ужесточение стандартов корпоративного управления, в частности, в банковской системе, это инструмент, в целом, неценовой конкуренции. Кроме того, внедрение стандартов корпоративного управления в широком смысле влияет, скорее, на привлечение средств, но не размещение. То есть, банк, который отличается более высокими стандартами корпоративного управления, и, в частности, более высокой прозрачностью, более привлекателен как реципиент финансовых ресурсов, то есть, он более привлекателен для вкладчиков. Вкладчики пойдут туда, где выше надежность заемщика, либо больше информации о надежности заемщика, а это означает, что они пойдут туда, где выше прозрачность, где жестче стандарты корпоративного управления (при равных ставках депозитного процента, или при примерно равных ставках депозитного процента). То есть, если мы говорим об ужесточении стандартов корпоративного управления, то это приведет к тому, что банк становится более конкурентным в той части, в которой он работает на рынке депозитных услуг, то есть, на рынке услуг по принятию вкладов, и, соответственно, по возвращению этих вкладов с процентами.
Если же мы идем еще глубже, на третий уровень, если мы выбираем среди всех стандартов корпоративного управления в основном те стандарты, которые обеспечивают повышение прозрачности бизнеса, в данном случае, банковского бизнеса. Только в этом случае мы сталкиваемся с тем, что возможно изменение процентных ставок, причем, как депозитных, так и кредитных процентных ставок. Не секрет, что в современной российской банковской системе исключительно высок уровень процентной маржи, то есть, разница между депозитным и кредитным процентом в мировых масштабах просто огромная. Что это означает? Это означает, что банковская система как финансовый посредник крайне неэффективна. Чем выше уровень банковской маржи, тем ниже эффективность институтов финансового посредничества, то есть, тем ниже эффективность этого сегмента финансового рынка для всей экономики. Но, имея такую высокую банковскую маржу, мы в то же время знаем, что прибыль банков, которую они декларируют, очень невелика, и по официальной отчетности рентабельность банковского бизнеса не очень высокая, по крайней мере, в сравнении с размером банковской маржи. Налицо противоречие. Что это означает? Это означает, что значительная часть российской банковской системы носит ярко выраженный кэптивный характер, то есть, банки работают для своих, и та прибыль, которая зарабатывается на рыночных условиях, перераспределяется в рамках своей финансово-промышленной группы. Соответственно, стандарты корпоративного управления, а именно, высокая прозрачность, сделает такой бизнес невозможным. Если, действительно, банк или банковская группа будет по настоящему прозрачной, если она введет те стандарты прозрачности, которые существуют для банковской системы в развитых странах, то неизбежно сокращение маржи, разницы между депозитными процентными ставками и кредитными процентными ставками. Депозитные процентные ставки вырастут, кредитные процентные ставки снизятся. Но для того, чтобы это получилось, нам нужно преодолеть кэптивный характер российской банковской системы.
И только здесь, наверное, мы выходим на возможности банка России как регулятора этого сектора рынка. То есть, во всем, о чем говорилось на первых двух уровнях, Банк России действительно ничего не может изменить. Как только мы пришли к кэптивному характеру российской банковской системы, мы сразу можем спросить - а что делает для этого Банк России? И, в общем, на тех примерах, которые есть, ответить - ничего, он просто об этом не задумывается.
Маленький пример - Центральный Банк был активным сторонником и лоббистом системы страхования вкладов. Я, в принципе, считаю, что она не нужна в современных условиях. Но как была сделана эта система страхования вкладов? Все банки в эту систему приняты или будут приняты скопом. Из 1100 с лишним банков, которые будут приняты в эту систему, где-то 1050 - это кэптивные банки, банки для своих, это части финансово-промышленных групп, и страховать вклады в этих банках не имеет никакого смысла для повышения эффективности банковской системы. Если бы Банк России поставил условием вхождения в систему страхования вкладов раскрытие банка, обеспечение прозрачности банковского бизнеса, а, следовательно, устранение кэптивности такого банка, то были бы совершенно другие результаты. У банка в данном случае были такие возможности по преодолению кэптивности, но эти возможности не были реализованы.
То есть, можно сказать, что если бы были предприняты меры по стимулированию прозрачности финансового сектора для повышения его эффективности, стоимость денег в экономике изменилась бы?
Стоимость денег снизилась бы. Стоимость денег для тех, кто получает кредиты, то есть, для предприятий. И наоборот, стоимость денег для банка, для банковской системы, выросла бы. Точных цифр я сейчас не назову, но какое-то количество времени назад мы проводили исследование, и оказалось, что средняя ставка привлечения денег в банковскую систему составляет 6%, а средняя ставка размещения денег, собственно выдачи кредитов, была 15%, или даже 16%. Такая маржа - это, наверное, абсолютный рекорд всех времен и народов. Если банковскую систему сделать прозрачной, депозитный процент вырастет с 6% до 12%, а кредитный процент упадет с 16% до 13%, условно говоря. Я не говорю, что банковская маржа будет обязательно 1%, это слишком высокая, недостижимо высокая эффективность банковского сектора. Но вырастет депозитный процент, а, следовательно, выгодность вложения денег в банки для населения, как основного источника ресурсов, увеличится, с одной стороны. С другой, ставка по кредитам пойдет вниз, и стоимость денег для предприятий уменьшится.
Почему мне не нравится такая постановка вопроса? Мы оперируем только одним термином - "стоимость денег в экономике", а это средняя температура по больнице. А мы должны четко разделять ставку процента на входе в банковскую систему, и ставку процента на выходе из банковской системы. Вообще говоря, стоимость денег в экономике, совершенно абстрактное понятие, задается политикой Центрального Банка, макроэкономическими условиями и так далее, и здесь ничего не меняется. Что мы можем сделать, вводя стандарты корпоративного управления, в части нацеленной на повышение прозрачности банковского бизнеса? Мы можем перераспределить ресурсы между финансовым сектором, с одной стороны, и, с другой стороны, реальным сектором и населением. Если мы обеспечим рост эффективности финансового посредничества, рост эффективности банковской системы, мы больше денег дадим населению, как вкладчикам, и более дешевые деньги будет получать реальный сектор экономики. Здесь нужно вести речь не об изменении каких-то макроэкономических показателей, а о перераспределении выгоды. А выгода у нас до сих пор, начиная с начала 1990-х гг. - в банках, их можно назвать нахлебниками на теле экономики, которые охватывают значительную часть общественного дохода. Ни в одной стране мира коммерческие банки не забирают для непроизводительных трат такого большого объема финансового пирога. И если говорить о том, что стандарты корпоративного управления могут в чем-то помочь, то они могут помочь именно в этом.
19 ноября 2004
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=53345