17 сентября 2004
3319

Юрий Данилов: Спекулировать на терактах - это сильно даже для спекулянтов

Юрий Алексеевич, трагедия 11 сентября в США имела весьма существенные экономические последствия. И фондовые рынки тут же отреагировали на эти события, и граждане США скорректировали свое экономическое поведение. Трагедия в Беслане для фондового рынка России прошла практически незамеченной. Означает ли это, что в России такие события не оказывают никакого влияния на экономику?

Мне видится пока достаточно немного факторов, почему на атаку 11 сентября финансовые рынки и потом экономика в целом отреагировали достаточно резко, и почему этого пока не происходит сейчас после не менее трагических событий, которые произошли в России. То, что на поверхности, то, что видно - все-таки мировые инвесторы опасались, что произойдет крах мировой финансовой системы. Извините, это Нью-Йорк, и атака была именно на финансовый центр. В какой-то момент возникли даже опасения, что прекратятся платежи, и финансовая система, кровеносная система экономики встанет. Этого в России, конечно, нет, мировые финансы сконцентрированы в Америке. И мне кажется, что слабая реакция финансовых рынков на аналогичные события в России по сравнению с американскими, состоит именно в том, что Россия в мировой финансовой системе на порядок, или на два порядка меньше, чем США. Это очевидно, но, на мой взгляд, этот фактор недостаточен для объяснения того, что финансовые рынки пока замерли в ожидании, их конъюнктура не ухудшилась. По крайней мере, события с ЮКОСом и прочие события, непосредственно связанные с нарушением прав инвесторов, оказывали гораздо большее воздействие на решения инвесторов, чем террористические атаки против России. Кроме того фактора, что в финансовом плане Россия - это не Америка, ничего больше не подбирается, хотя, как мне кажется, реакция экономики может быть более сильной...

Может быть, есть и второй фактор. Америка после 11 сентября сильно изменила экономическую политику федерального уровня исполнительной власти, и также изменилось поведение потребителей и производителей. То есть, все ключевые участники экономических отношений начали вести себя по-другому. В России пока прозвучало - задача повысить эффективность системы безопасности. То есть, никаких экономических мер Президент Путин не назвал. Возможно, это связано с тем, что теракты 11 сентября в США пришлись на период, тяжелый с точки зрения экономического развития Соединенных Штатов. Экономика испытывала проблемы, и эти проблемы были усилены террористическими атаками. В России экономика растет, те проблемы, которые накапливаются в экономике, пока не видны, по крайней мере, для того, чтобы принимать какие-то быстрые, оперативные решения в экономической области. Это, может быть, действительно важным фактором, что террористические атаки застали США и Россию в разное время с точки зрения устойчивости и динамики экономического развития. Хотя я не исключаю, что некоторые меры в области укрепления безопасности могут сказаться и на экономическом развитии, как положительно, так и отрицательно. Любой военный, любой государственный заказ с целью создания и развития систем безопасности - это некий впрыск денег в экономику, это некий бодрящий импульс. Но, с другой стороны, могут быть приняты меры, направленные на ограничение экономических свобод, это может отрицательно воздействовать на экономическое развитие. Пока Президент Путин сказал только на уровне лозунга, что нужно повышать эффективность систем безопасности страны, конкретные меры не озвучены. Воздействие этих возможных мер на экономику будет понятным только после того, как о них объявят.

Когда говорят о российском финансовом рынке, то всегда и практически все аналитики подчеркивают, что он крайне спекулятивен. Если исходить из этого тезиса, то последние события должны были вызвать какую-то реакцию рынка. Реакции не было.

Уровень спекулятивности рынка бывает то больше, то меньше. В прошлом году финансовые рынки избавлялись от спекулятивности. На российский рынок приходили более длинные деньги, более долгосрочные инвесторы. Финансовый рынок стал активно использоваться реальным сектором для привлечения инвестиций. В этом году на ряде событий - на избыточной рублевой ликвидности, которую потом начали избыточно активно сокращать, на деле ЮКОСа, на других информационных поводах - спекулятивная составляющая рынка резко выросла. И в какой-то момент волатильность фондового рынка превзошла аналогичные показатели 1997 - 1998 гг., то есть, мы вернулись к спекулятивному финансовому рынку. Сейчас такая ситуация, что те спекулянты, которые хотели уйти с российского финансового рынка, крупные мировые спекулянты, уже ушли. Те, которые хотели прийти, прийти не успели. Сейчас рынок находится в состоянии равновесия, насколько оно устойчивое - никто не может сказать. Но в состоянии равновесия просто нет того ключевого звена, за которое спекулянты могли бы ухватиться, чтобы получить спекулятивную сверхприбыль. Сейчас непонятны перспективы России в целом, непонятны перспективы российской экономики, непонятны перспективы российских финансовых рынков. Последний месяц добавлял оптимизм, который сейчас уравновешен большой порцией пессимизма. Мы находимся в ситуации, когда ни один спекулянт не знает, в какую сторону ему играть. Видимо, в этом тоже причина того, что этот повод не был использован для спекулятивной игры.

6 сентября 2004

http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=51315
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован