Юрий Алексеевич, каким был уходящий год для России. Что, с Вашей точки зрения, было наиболее значимого, и чего можно ожидать от следующего года?
2003 год в экономике был годом, когда очень четко обозначилась развилка путей развития. В существующих условиях мы уже не можем говорить о выборе между капиталистическим рыночным способом производства и социалистическим возвратом к плановому хозяйству. Это уже нереально, это абсолютная утопия. Мы сейчас говорим о двух альтернативах развития в рамках капиталистического способа производства. Это либо развитие, стимулируемое политикой по повышению платежеспособного спроса, либо развитие, основанное на инвестиционном буме. Экономика стихийно, в том числе, отчасти благодаря действиям правительства, которое где-то ничего не делало, где-то чуть-чуть, слабо подталкивало, во всяком случае, не вело себя как активный игрок на экономическом поле, экономика в 2003 году, так или иначе, сделала выбор в пользу инвестиционной модели. Все результаты инвестиционной деятельности, которую мы сейчас имеем, свидетельствуют именно об этом, и те темпы экономического роста, которые мы получим (примерно 6,5-7%), в значительной мере связаны именно с оживлением инвестиционной деятельности. Все показатели в этой области: и объем иностранных инвестиций, и результирующий показатель объема инвестиционного капитала, и просто объем привлечений инвестиций на рынке ценных бумаг, объем выданных долгосрочных кредитов - все эти показатели однозначно свидетельствуют о серьезном оживлении инвестиционной деятельности. Пока еще нельзя по итогам этого года было говорить об инвестиционном буме, но он мог бы произойти в следующем году, если бы не это пресловутое "дело ЮКОСа", если бы не атака власти на капитал. Все эти дела, которые провоцировали выходцы из силовых структур, сторонники силового развития страны (не только экономики) по своей природе являются атакой на частную собственность, а частная собственность - основа капиталистического способа производства. Естественно, что подобные вещи крайне негативно отражаются и на предпринимательской деятельности, и особенно на инвестиционной деятельности, на инвестиционном климате. Более сильного удара по инвестиционному климату придумать нельзя. Самый сильный удар по инвестиционному климату, который может быть сделан, - постановка под сомнение самого института частной собственности, незыблемости частной собственности. Как бы мы не относились к конкретным олигархам (я лично отношусь к Ходорковскому немножно лучше, чем к Березовскому, Абрамовичу и другим, потому что ЮКОС - самая прозрачная компания, самая эффективная российская компания), удар власти, государства, чиновничества был направлен по самой открытой и самой эффективной частной компании. Как бы мы не относились к самим олигархам, это удар не столько по олигархам, а по перспективам экономического роста, по перспективам экономического развития страны.
Таким образом, плюс прошедшего года состоит в том, что экономика без серьезной подсказки власти, без серьезной подсказки государства выбрала инвестиционную модель развития. Это означает, что наша рыночная экономика уже зрелая, сложилась, и именно высокий уровень конкуренции в этой экономике подтолкнул предприятия к выходу на финансовые рынки, которые заработали в части функции привлечения инвестиций, подтолкнули наши предприятия к развитию, к осуществлению инвестиций, то есть к тому, чтобы заложить основу для долгосрочного 5-7-10-летнего роста.
Минусом явилось то, что наша власть (тут нельзя отделять прокуратуру от Президента, который вольно или невольно поддержал действия Прокуратуры) с большой долей вероятности закрыла тот блестящий вариант развития для России, который намечался именно в этом году, на ближайшие 5-7 лет. Этот блестящий вариант развития мог дать не только удвоение, а утроение валового продукта, но эти цифры не столь важны. Этот вариант развития мог обеспечить полностью модернизацию экономики, замену производственного парка оборудования еще советского периода на новое, прогрессивное, современное оборудование. Этот вариант с высокой долей вероятности "зарублен", даже если не будет повторения "дела ЮКОСа".
Поэтому, что касается перспектив на 2004 год, то они мне видятся тоже в двух вариантах. Вариант пессимистичный - власть продолжит наносить удары по бизнесу, продолжит подвергать сомнению частную собственность, продолжит подвергать сомнению основополагающие принципы современного рыночного хозяйства, в том числе, прозрачность бизнеса, и в этом случае нас ждет снижение темпов экономического роста.
Сохранится хорошая внешнеэкономическая конъюнктура, и это вряд ли опустит темпы экономического роста ниже 3, 4, 5%-го роста, хотя 5% вряд ли. Это будет чисто спросовая экономика, и спрос в данном случае будет все больше распределяться в пользу импорта. Мы будем все больше потреблять импортных товаров, все меньшая часть ресурсов будет идти на отечественное производство, и оно будет показывать лишь инерционный рост. Это умеренно-пессимистичный прогноз. Умеренно-оптимистичный прогноз состоит в том, что "дело ЮКОСа" будет в том или ином виде закрыто после президентских выборов. Больше никаких существенных ухудшений инвестиционного климата не будет наблюдаться, в этом случае продолжится примерно на том же уровне инвестиционная деятельность. Инвестиционного бума не будет, но темпы роста инвестиций будут опережать темпы роста производства, и мы вправе ожидать 7%, может даже 8% роста валового внутреннего продукта.
При обоих вариантах развития ситуации реальные доходы населения вырастут примерно в одинаковой степени, то есть, это не будет влиять на доходы населения в следующем году. Скорее всего, средняя официальная зарплата вырастет до уровня $250.
Останавливаясь на каких-то обобщающих показателях, видимо, прогноз по инфляции будет выдержан при втором умеренно-пессимистичном сценарии. Не только выдержан, но инфляция может уложиться в 8%. При первом сценарии спросового развития, скорее всего, инфляция составит 10,5-11%.
23 декабря 2003
http://www.opec.ru/comment_doc.asp?d_no=44501