29 января 2004
2743

Юрий Исаев: `Альфа` выиграла

Группа Михаила Фридмана будет управлять "Шереметьево"

Михаил Фридман добился своего: управлять международным аэропортом "Шереметьево" будет "Альфа-групп". Правда, для этого компании "Альфа-Шереметьево" пришлось бороться на тендере с сильным противником - альянсом "Аэрофлота", НРБ и французской Vinci. Теперь "Альфе" предстоит непростая задача наладить отношения с главным авиаперевозчиком страны.

100% акций ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" принадлежат Минимуществу. В 2003 г. "Шереметьево" обслужило 11,5 млн пассажиров. По прогнозам менеджмента аэропорта, по итогам 2003 г. выручка "Шереметьево" составит около 3,8 млрд руб. , чистая прибыль - 700 млн руб.

Участвовать в тендере могла российская компания, имевшая на 1 января 2003 г. (с учетом средств учредителей) не менее 15 млрд руб. собственных средств и не менее 60 млрд руб. активов. Те же требования предъявлялись и к финансовым показателям банка, выдавшего претенденту гарантию в 1 млрд руб. на случай возможного ущерба от его действий. Финансовые показатели должны быть заверены аудитором из "большой четверки". Претендентам надлежало описать в заявках опыт компании и ее "ключевого персонала" в составлении и реализации антикризисных программ, управлении аналогичным по масштабу предприятием и реализации крупных инвестпроектов. Эти данные чиновники оценивали по 25-балльной шкале. Победителем признавалась та компания, которая наберет наибольшую сумму баллов.

Президент "Альфа-групп" Михаил Фридман первым проявил серьезный интерес к "Шереметьево" в апреле прошлого года, направив премьер-министру Михаилу Касьянову просьбу отдать аэропорт в управление компании "Альфа-Эко". Но практически сразу же о похожем желании объявил и Национальный резервный банк, и правительство решило провести тендер. К тому же ряды интересующихся аэропортом пополнили АФК "Система", аргентинская Aeropuertos Argentina 2000 и группа "Ист Лайн".

Условия выбора управляющей компании утвердил премьер-министр и совет директоров МАШ, и 17 ноября был объявлен тендер. Роль тендерной комиссии выполнял совет директоров "Шереметьево", состоящий из госчиновников.

У компании "Альфа-Шереметьево", представляющей "Альфа-Эко", оказался только один реальный соперник - ООО "Интер-терминал" представлял консорциум "Аэрофлота" (40,05% ), Национального резервного банка (40,05% ) и французского строительного концерна Vinci. Заявки ООО "Спецпроектинвест", представлявшего Межпромбанк и "Ингосстрах", и фирмы ЗАО "Управляющая компания "Имбера", представлявшей интересы некоторых акционеров банка "ЦентроКредит" и близких к ним компаний, совет директоров "Шереметьево" отклонил.

Как сообщили чиновники, "Имбера" не смогла предоставить выписки из банка с указанием оборотов по расчетным счетам претендента или его участников. Кроме того, размер ее уставного капитала не дотянул до требуемых 55 млн руб. А заявка "Спецпроектинвеста" отклонена из-за того, что активы Межпромбанка на 31 декабря 2002 г. были менее 60 млрд руб. - всего 46,8 млрд руб. Компании не помогло даже решение мирового судьи Дзержинского районного суда Новосибирска, обязавшего совет директоров "Шереметьево" допустить "Спецпроектинвест" к конкурсу.

Как объяснил председатель совета директоров замминистра экономразвития Юрий Исаев, совет вчера подал апелляцию на решение новосибирского судьи и поэтому заявку "Спецпроектинвеста" не рассматривал. "Юридически наша позиция безупречна", - уверен Исаев.

На определение победителя у девятерых чиновников вчера ушло полтора часа. "Альфа-Шереметьево", по словам Исаева, набрало 595 баллов из 900 возможных, а "Интер-терминал" - 528. Он отказался говорить, как распределились баллы претендентов по критериям и как именно голосовали чиновники. Но один из членов совета пояснил "Ведомостям", что "Альфа-Шереметьево" получила небольшое преимущество по каждому из критериев.

"Видимо, опыт "Альфа-групп" в приватизации госсобственности перевесил опыт аэропортовой деятельности, который есть у нас и наших партнеров", - иронизирует член совета директоров "Аэрофлота" Лев Кошляков. "Это совершенно честная и справедливая победа, - уверен гендиректор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский. - Мы очень серьезно готовились к конкурсу и по всем критериям превосходили конкурентов". Впрочем, "засучив рукава, входить в ситуацию и исправлять ее" компания начнет после утверждения итогов конкурса, говорит Барановский. По словам Исаева, договор с победителем должно утвердить собрание акционеров "Шереметьево", которое правительство созовет в ближайшее время.

Межпромбанк пока не решил, оспаривать ли итоги тендера, говорит руководитель пресс-службы банка Филипп Ильин-Адаев. Но он утверждает, что ни банк, ни его структуры не причастны к разбирательству в новосибирском суде.

А проигравшая компания не будет оспаривать итоги тендера. "Мы считаем неэтичным судиться с правительством, - заявил основной владелец НРБ и член совета директоров "Аэрофлота" Александр Лебедев, - хотя правительство сделало нам (акционерам "Аэрофлота") подножку. Нет ничего вреднее, чем лишить ведущую авиакомпанию базового аэропорта". По словам Барановского, цель "Альфы" - превратить "Шереметьево" в аэропорт европейского класса А. Но оппоненты в это не верят. "Их ("Альфы") главная цель - извлекать любым способом прибыль, в первую очередь за счет базирующихся в аэропорту авиакомпаний", - говорит Лебедев. "Надеюсь, они не будут добиваться своих целей, приглашая много чартерных перевозчиков и увеличивая тарифы для авиакомпаний", - добавляет Кошляков.

"Основная задача выполнена - аэропорт перешел в частные руки, и у него появилась возможность избавиться от тех проблем, которые он испытывал, находясь в руках государства", - говорит аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев. Он полагает, что "Аэрофлот" и "Альфа-Шереметьево" смогут найти общий язык по поводу строительства нового терминала, а частный управляющий сумеет "поднять аэропорт до уровня "Домодедово" или даже выше". "Аэрофлот" же, по мнению Нуштаева, от этого только выиграет.

Аналитик "Проспекта" Алексей Зайцев считает, что победа альянса "Аэрофлота" и НРБ была бы более логичной - для них это профильный бизнес. А перевес "Альфы", по его мнению, отражает ее большие лоббистские возможности. Но с другой стороны, передача "Шереметьево" в управление "Аэрофлоту" противоречила бы политике Минтранса по разделению авиакомпаний и аэропортов, напоминает аналитик.



29.01.2004
www.aviaport.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован