Ведущий: Михаил Таратута
Гости: Андраник Мигранян, Юрий Израэль
Лет сорок назад ученые всего мира с энтузиазмом обсуждали проблему всеобщего оледенения, сегодня уже спорят о глобальном потеплении. В самом деле весенний ливень на Крещение в Москве, набухшие почки тогда, когда должны трещать морозы, рекорды майской жары. Что на самом деле происходит с климатом? Что нас ждет? Да и разговоры о глобальном потеплении - что это? Наука? Или политика? Или коммерция? На эти и другие вопросы ведущего Михаила Таратуты отвечают гости студии - директор Института глобального климата и экологии РАН, академик Юрий Израэль и известный политолог, профессор МГИМО Андраник Мигранян.
ТАРАТУТА: Потепление климата это проблема больше научная или политическая?
ИЗРАЭЛЬ: Думаю, что она начиналась как научная, и об этом я два слова скажу. Потом, когда мировое сообщество решило принимать экстренные меры против потепления, которое посчитали за негативное явление, проблема постепенно превращалась в политическую, имея, конечно, определенную научную основу.
Вы как считаете (вопрос к Миграняну - ред.)? В этом споре больше научных сомнений или же речь идет больше о политических, а может, и коммерческих интересах?
МИГРАНЯН: Я думаю, что там, где выделяются деньги и принимаются решения, все эти проблемы носят политический характер, вне зависимости от того, сколько там есть науки.
Этой зимой мы видели как в Москве набухают почки, мы помним совершенно "непристойную" жару в марте... В Европе тоже - то засуха, то наводнение. Всё это как-то вписывается в обычные колебания погоды или вот оно, наступило, дальше будет только нарастать?
ИЗРАЭЛЬ: Вот это, пожалуй, главный вопрос, на который нужно ответить. Дело в том, что климат всегда менялся. Он менялся и постепенно, он меняется каждый день, каждый год. Один год - теплый, другой - холодный. То есть любая усредненная погода за период больше, чем месяц, это уже определенное явление, относящееся к изменению климата. Поэтому я хочу сказать, что есть определенная изменчивость климата. Вот если сегодня холодно, а всего две недели назад была жара...
Нам это всем не понравилось.
ИЗРАЭЛЬ: Да, нам не понравилось это. Хотя и холод тоже летом - не хорошо. Это изменчивость климата. И я, более того, хочу сказать, что вот эти рекорды, которые были побиты в конце мая, они были очень близки к тем цифрам, которые измерялись в 1891 году. То есть никакого антропогенного влияния не было...
Влияния человеческой деятельности.
ИЗРАЭЛЬ: Да. Поэтому когда случаются какие-то ЧП - ураган, предположим, наводнение отдельное - это еще не показатель изменения климата...
Не катастрофа.
ИЗРАЭЛЬ: А потепление климата - это постоянные изменения. Если мы посмотрим от года к году, если все-таки происходит рост среднего показателя температуры, вот это - уже изменение климата.
Всего лет сорок назад многие ученые говорили о наступлении ледникового периода, а вот сегодня речь идет о глобальном потеплении. Скажите, есть ли в ученом сообществе какая-то устоявшаяся, общая точка зрения?
ИЗРАЭЛЬ: Совершенно четко я вам скажу о последних 14 тысячах лет. Тогда 14 тысяч лет назад закончился большой период оледенения, который был и на территории США, и на территории Европы. Есть и остатки прохождения ледников. А последние 10 тысяч лет...
(Полностью программу слушайте в аудиофайле)
21.06.2007
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=76762