Эксклюзив
Комаров Юрий Михайлович
11 мая 2012
10215

Юрий Комаров: О жирафе и слоне в посудной лавке здравоохранения.

Комаров Ю.М., докт. мед. наук, проф.. засл.деят. науки РФ В апреле 2012 г. на сайте Минздравсоцразвития (Minzdravsoc.ru) была вывешена презентация на 38 слайдах министра Т.А.Голиковой под названием "Стратегия 2020"- Здравоохранение. Эти слайды настолько точно отражают многие заблуждения министерства, что требуют некоторого, хотя бы поверхностного, анализа. На первом слайде в виде победных реляций, как бы результирующих огромные достижения и министерства, и власти, представлена демографическая ситуация в стране. Сравнение данных почему-то проводилось с 2006 г., а если бы сравнивали с демографическим обвалом 1994 г., то улучшение было бы еще более значительным. Просто нужно знать, с чем сравнивать. Помню, что на протяжении многих лет мы себя сравнивали с 1913 годом. Но, видимо, составители данной таблицы на слайде не рискнули слишком выпячивать свои достижения, особенно в связи с происходящими деструктивными изменениями в здравоохранении. Число родившихся в 2011 г. достигло 1794 тыс., что всего на 4 тыс. больше, чем накануне. Мы уже неоднократно писали о том, что практически никакой внешней заслуги в этом нет. Просто в плодовитый возраст (средний возраст рожающей женщины- 26.8 года) вошло многочисленное поколение родившихся в 1980-ые годы (от 2.2 до 2.5 млн. ежегодно), это поколение и дает сейчас всплеск рождаемости, хотя и несколько меньший. Те же, кто будет рожать в ближайшее двадцатилетие, уже родились, что дает возможность прогнозировать число рождений на перспективу. Вскоре в детородный возраст перейдет малочисленное поколение 1990-х годов (в среднем 1.3 млн. за год), что приведет к катастрофическому обвалу в числе рождений, даже если каким-то внешним образом побуждать семьи иметь больше детей. Сравнение с другими странами (Франция, Скандинавские государства) показывает, что у нас на протяжении нескольких десятилетий отсутствует четкая демографическая политика, результаты чего непременно ошеломляюще скажутся на обороноспособности, экономике, образовании и т.п. Число умерших с 2006 г. по 2011 г. уменьшилось на 11.2%, однако большой заслуги в этом нет здравоохранения, которое лишь в малой степени влияет на этот процесс. Как показывают исследования, смертность наиболее тесно связана с социально-экономическими условиями жизни, с безработицей, бедностью, доходами. И хотя число умерших снизилось, смертность в РФ остается одной из самых высоких в Европе. Да, число умерших снизилось, но стандартизованные показатели смертности не уменьшаются, а это говорит о том, что в пожилой возраст, на который приходится 54% смертности у мужчин и 85% смертности у женщин, вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны или сразу после нее. Все очень просто: меньше пожилых- меньше умерших. Вот когда в пожилой возраст войдет поколение начала 1950-х годов (послевоенная компенсаторная волна рождаемости), то в 2020-ые годы может наблюдаться существенное повышение смертности. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей в среднем на 1 женщину) к 2011 г. несколько вырос до 1.6, однако он далеко не может обеспечить даже простое воспроизводство населения (2.14) и только на 75% обеспечивает замену поколений. Младенческая смертность на 1000 родившихся живыми за последние 5 лет снизилась на 28.4% до продолжающего оставаться высоким уровня-7.3%о, который вырастет после полного перехода на международные критерии живорожденности, обоснование чему было сделано еще в конце 1980-х годов при нашем участии. О достаточно высоком уровне младенческой смертности свидетельствует значительная доля устранимых причин и относительно небольшая доля врожденных аномалий и перинатальных состояний. А по средней продолжительности ожидаемой жизни, выросшей за 5 лет на 3.7 года (по 0.74 года ежегодно, что практически невозможно), гордиться вообще нечего, т.к. только к 2011 г. мы наконец-то достигли уровня 1968-69 годов, т.е. оказались отброшенными на 40 с лишним лет назад. Может несколько порадовать положительное сальдо миграции, хотя по профессиональным характеристикам, навыкам и уровню образования мигранты и эмигранты существенно отличаются. Нужно также иметь в виду, что скрытая эмиграция (т.е. те, кто потом не вернется) у нас никак не учитывается и потому официальные данные могут не отражать реальную ситуацию. На втором слайде представлены законодательные изменения в системе здравоохранения и ОМС в виде модного словосочетания "дорожная карта" (при чем здесь наши дороги и наши карты- непонятно). Вообще, новое законодательство (ФЗ NN93, 83, 326, 323)- это поле чудес, на котором кроме барьеров и камней ничего не закопано. И принятый ФЗ N 326 об ОМС, и письмо ФФОМС N 2490/30 от 12.04.2012 г. ставят вопрос о том, а нужна ли нам такая система медицинского страхования и, вообще, зачем нужно страхование, которое по содержанию отличается от названия и страхованием в истинном значении не является. Нигде не говорится о том, что оплата должна быть увязана с результатами труда. Опять же, как и в принятом законодательстве, на слайде перепутаны понятия лицензирования и аккредитации, а медицинскую деятельность, оказывается, осуществляют не люди, а учреждения. Качество по-прежнему нужно оценивать, а не как во всем мире, его обеспечивать и управлять им. Полномочия по организации медицинской помощи переданы на уровень субъектов федерации, что полностью добивает муниципальное здравоохранение. Так, с 1995 г. (далеко не лучший год в истории здравоохранения) число больничных учреждений сократилось в 2 раза, закрыты 32 ЦРБ, 103 райбольницы, более 4000 сельских участковых больниц (осталось всего 400), 8000 ФАПов, сокращены 5339 амбулаторно-поликлинических учреждений, 136 самостоятельных стоматологических поликлиник, 1000 санаторно-курортных учреждений, 600 диспансеров, 232 станции (отделения) скорой медицинской помощи и т.д. Ломать- не строить, разрушать- не создавать. В результате даже до ФАПа нужно в Центральной России добираться за 40 км и медицинская помощь становится практически недоступной, особенно для граждан, проживающих в малых городах, поселках и сельской местности. Там же катастрофически не хватает врачей. Поэтому ничего закрывать нельзя и было бы целесообразным медицинскую помощь общего типа- ПМСП оставить на муниципальном подчинении и финансировании, а всю больничную помощь, кроме больниц общего типа передать в ведение субъекта РФ. Так было бы лучше и удобней для пациентов, поскольку на уровне ПМСП решаются до 85% их проблем и именно здесь должны быть сосредоточены 40-50% всех врачей и среднего медперсонала. К сожалению, понимания значимости ПМСП у нынешнего состава Минздравсоцразвития нет, что хорошо видно в т.ч. из последующих слайдов. Видимо, проблемам сохранения и развития муниципального звена здравоохранения должен быть посвящен специальный научно-практический форум. В действительности идет выраженный, хотя и в меру закамуфлированный, процесс сбрасывания ответственности за охрану здоровья и оказание медицинской помощи (что далеко не одно и тоже) с федерального на субъектный уровень, с государства на работодателей и самих пациентов. На пятом слайде показано уменьшение числа страховых медицинских организаций, однако причины их бегства из здравоохранения не указаны. И непонятно, хорошо это или плохо и, вообще, что означает эта тенденция. Выросло число медицинских негосударственных организаций, однако их вклад в оказание медицинской помощи минимален и не превышает 4%. Если подушевой норматив по программе государственных гарантий на 2012 г. составляет 7633.4 руб., а по базовой программе ОМС- 4102.9 руб., то требуется дополнительно изыскать 3530.5 руб. Казалось бы, неплохо, но все познается в сравнении. И если сравнить подушевые государственные расходы на здравоохранение в России (458.4 долл., в т.ч. 43.1% за счет страхования) с другими странами, то окажется, что нам нужно увеличивать эти расходы в 2-4 раза (в Дании, например, они в 10 раз выше, не говоря уже о Канаде и США). При этом пользоваться долей расходов от ВВП вообще нельзя, поскольку ВВП у нас и в других странах учитывается по разному и в расчете на душу населения в разных странах он существенно отличается.. Кроме того, во многих странах весьма значительна доля затрат на социальное страхование в структуре государственных расходов на здравоохранение, достигающая во Франции 91.6%. Но там сложилась настоящая модель медицинского страхования, а не просто оплата за оказанную медицинскую помощь, где присутствует незначительный взнос работника, а затем пациент ничего не платит за медицинскую помощь. В России же основные средства ОМС тратятся не на медицинскую помощь, а на оплату труда медицинских работников (60%), что, во-первых, говорит о значительном дефиците средств, а во-вторых- о низком уровне оплаты медицинского труда. По нашим расчетам минимальная зарплата врача должна без надбавок составлять 2500 долл. (более 70 тыс. руб.) в месяц, поскольку работа врача не менее ответственна, чем у депутата. На слайде 9 видно, что до министерства, как до высокого жирафа, наконец-то дошло, что врач у нас и врач у них- это 2 разных человека, чего мы добивались на протяжении последних 30-35 лет. Мы были категорически не согласны с зарубежными эмиссарами, утверждавшими, что у нас слишком много врачей и что срочно нужно сокращать приемы в медицинские вузы, и отразили это в статистическом сборнике, выпущенным совместно с американцами в рамках комиссии Гор-Черномырдин. Дело в том, что у нас к врачам относятся главные врачи, физиотерапевты, врачи по лечебной физкультуре, врачи сан-эпидслужбы, которые в других странах не относятся к медицинским специальностям вообще и врачами там считаются только практикующие врачи. Стоматологи не входят в это понятие и учитываются отдельно. Оказалось, что при пересчете на международные критерии, обеспеченность врачами составляла не 46 на 10 000 населения, а 28.5. Сейчас министерство почему-то вычленило из понятия врач еще целый ряд специалистов диагностической службы и считает, что обеспеченность врачами составляет 26.5 на 10 000 населения, что при учете наших расстояний и коммуникаций на треть меньше, чем в компактных европейских странах, и в результате дефицит врачей, как полагает министр, составляет 152.8 тыс., средних медработников не хватает 800.3 тыс. На слайде 11 показаны дефицит и профицит врачей по отдельным специальностям, хотя потребность в них не определялась с советских времен, но, видимо намеренно, не указаны аналогичные данные по всем уровням медицинской помощи, ибо тогда каждому стало бы ясно, что в первичном звене здравоохранения, где медицина имеет дело с массовыми пациентами, врачей практически нет. Такая же ситуация на селе, в отдаленных районах и малых городах. Да и соотношение врачей и медсестер (1 к 2.07) далеко от требуемого и от международных стандартов. А из слайда 12 следует, что ежегодный приток врачей будет составлять 18.9 тыс., а отток-29.4 тыс., т.е. дефицит врачей будет нарастать. Все это свидетельствует только об одном- о полном отсутствии кадровой политики в отрасли, которая существовала до 1990 г. и был даже соответствующий совет при министре здравоохранении. Судя по всему остаются в неизмененном виде полностью неэффективные и чрезмерно раздробленные номенклатуры медицинских учреждений и врачебных специальностей. Особое недоумение вызывает слайд 14, посвященный первичной медико-санитарной помощи на селе, хотя в ПМСП ошибочно включены ЦРБ, имеющие по меньшей мере специализированный амбулаторный прием и 4-6 специализированных стационарных отделения. Получается, что до уровня ЦРБ никакие больницы не предусмотрены даже в отдаленных и порой изолированных районах. При такой структуре полностью игнорируются потребности населения и интересы пациентов, что делает медицинскую помощь недоступной, не учитываются расстояния, радиус обслуживания, число и размещение населенных пунктов, состояние дорог, транспортная доступность и т.д. Все это хорошо известно специалистам и соответствующие практические модели были разработаны довольно давно (Тестемицану Н.А., Кант В.И. и другие). Это еще раз говорит о том, что в министерстве работают люди, не понимающие основ здравоохранения, не владеющие отечественным и зарубежным опытом и не понимающие, что не пациенты- для здравоохранения, а здравоохранение- для пациентов. Что касается ПМСП в городах (слайд 15), то здесь ПМСП перепутана со всей амбулаторно-поликлинической помощью, что далеко не одно и тоже, и неверно представлены уровни оказания этой помощи. Кстати эта ошибка у работников министерства переходит с маниакальной настойчивостью из документа в документ, что полностью противоречит и отечественному опыту, и рекомендациям ВУОЗ, согласно которым есть ПМСП, т.е. медицинская помощь общего типа, и есть медицинская специализированная помощь- это два разных, но связанных между собой, понятия. Немало погрешностей содержит и модель медицинского образования (слайд 16), в которой не учтены система профессионального отбора к врачебной профессии, что плодит случайных людей в медицине, необходимые изменения в самом процессе образования с акцентом на развитии клинического мышления, возможности подготовки ВОП и последующей их специализации, целесообразность непрерывного последипломного медицинского образования, важность лицензирования деятельности ВОП, что придаст им самостоятельность в принятии решений, повысит их ответственность, переквалифицирует их из объекта в субъект права. На слайде 17 представлены показатели обеспеченности больничными койками на 10 000 населения в России и ряде других стран. Однако, эти показатели нельзя напрямую сравнивать без оценки плотности (эти данные приведены на слайде) и особенностей расселения и коммуникаций. Отсюда делается ложный вывод о профиците в стране больничных коек. Действительно, почти треть их ежегодно пустует (разные койки используются с разной интенсивностью), а еще треть занята больными, которым госпитализация не показана и они могли бы лечиться в других условиях. Но это все идет не в укор гражданам, а показывает, что нормальной организации медицинской помощи у нас нет, равно как нет ее этапности и маршрутов движения пациентов. В стране нет пока понимания того, что больница предназначена для круглосуточного наблюдения и лечения, а при отсутствии показаний на госпитализацию нужно развивать дневные стационары. Но закрывать больницы нельзя, это было бы непозволительной роскошью, не стоит и койки ликвидировать, когда их можно и нужно использовать для долечивания, реабилитации, медицинского ухода, хосписов, а также для этапности оказания медицинской помощи. К сожалению, нет также понимания того, что разработанные стандарты в большей части носят экономический характер, а для лечебно-диагностической работы они не пригодны. Не все можно формализовать в медицине, представляющей собой триаду- наука, искусство врачевания, ремесло. Последняя часть может представлять собой поле деятельности для стандартных ситуаций, и она может быть в определенной мере формализована, но так, чтобы это не отдавало бы примитивизмом. Искусство врачевания обусловлено не только возможными отличиями в морфологической структуре, но, главным образом, различиями в функциональных физиологических и биологических связях в норме и патологии, которые носят индивидуальный характер и отличаются огромным разнообразием. Именно поэтому нужно лечить не болезнь, а больного, для чего у настоящего и полноценного врача необходимо развивать клиническое (системное) мышление. Научная составляющая обусловлена тем, что мы еще очень немного знаем о человеке и его болезнях. Поэтому стандартных подходов к ведению пациентов (по типу разработанных МЗ медицинских стандартов или порядков, обязательных для выполнения) в нормальной медицине не может быть, а должны быть клинические руководства и протоколы, носящие рекомендательный (подсказывающий) характер. Стандарты же могут использоваться только для экономических расчетов. А технологии- это средства, позволяющие оптимизировать клинические руководства (рекомендации). Это для того, чтобы понять, что первично, а что вторично. Поэтому использовать информационные сети нужно, но не преувеличивая, как это делают некоторые специалисты, их значимость. В связи с изложенным, коммуникационные и дистанционные технологии никогда не смогут полностью заменить врача, а лишь содействовать ему в диагностике и лечении. Их нельзя использовать для операций и, вообще, для лечения, а лишь для консультаций пациентов и медработников (врачей и медсестер), а также для лекций и повышения знаний. Эти консультации никакой правовой основы не имеют и не могут ее иметь, т.к. ответственность за больного все равно остается за лечащим медработником, даже если эту ответственность будет страховать медицинское учреждение, где он работает. Поэтому в наших непростых условиях огромное значение приобретают организационные решения и многоуровневая этапность оказания медицинской помощи. Вызывают большие сомнения проценты граждан, начинающих вести здоровый образ жизни (слайд 21). Это чисто поведенческая индивидуальная функция, зависящая от создаваемых условий по качеству продуктов питания и питьевой воды, по заместительной борьбе с пьянством и наркоманиями, по поощрению некурящих, по возможностям физического развития в разное время года, по оздоровительному отдыху, по занятиям по интересам и т.д. Однако пока же государство создает такие условия для здорового образа жизни для властной элиты и состоятельных людей, а не для всех граждан. Организованные центры здоровья пока не нашли свое место в системе здравоохранения и, судя по всему, должны быть присоединены к поликлиникам. На слайде 28 прослеживается настойчивость министерства в своих заблуждениях относительно диспансеризации. Здесь, как и ранее, она перепутана с профилактическими осмотрами, имеющими свою кратность. Эти осмотры составляют лишь малую часть, в т.ч. по затратам, всей диспансеризации как системы перманентного наблюдения и оздоровления. На слайде 30 показан тренд в сторону развития высокотехнологичной медицинской помощи, на что в 2011 г. было потрачено 44.7 млрд. руб., и этот процесс нарастает. В тоже время, в развитых странах стараются средствами профилактики и путем возможно раннего выявления заболеваний не "допустить" пациента до тяжелых форм болезней, требующих дорогостоящего лечения. Возрастающая потребность в ВМП означает плохую организацию всего здравоохранения, за что должно нести ответственность министерство и правительство, а за ухудшение здоровья граждан- президент страны. Отсюда следует, что вектор развития на перспективу в развитых странах направлен в прямо противоположную сторону. Очень большие сомнения вызывают намерения в отношении лекарственного обеспечения населения. Сейчас, по крайней мере, нужно сделать так, чтобы медикаменты, попавшие в список жизненно важных препаратов, по рецептам врачей отпускались бы бесплатно именно потому, что они жизненно необходимы и без них пациент может умереть. Как строился прогноз демографической ситуации (слайд 38), с помощью какой технологии (линейной или нелинейной), какие факторы и как при этом учитывались, остается загадкой. А это означает, что надежность приведенных прогнозных показателей сомнительна. Грамотные демографы всегда строят прогнозы, исходя из нескольких возможных сценариев развития (оптимистичный, средний, пессимистичный), но этого в презентации нет. И еще один важный момент, который прослеживается в других документах министерства, а в презентации остался как бы за кадром. Речь идет о рыночных отношениях. Что такое цивилизованные и регулируемые (а не стихийные) рыночные отношения в экономике, давно и хорошо известно, и многие страны следуют по этому пути, хотя мы застряли пока на начальной и криминальной их стадии. Но наши экономисты и бухгалтеры от здравоохранения решили опередить паровоз и внедрить рынок в нерыночную социальную сферу, в т.ч. в систему здравоохранения. Вначале они долго размышляли о том, что может являться товаром в товарно-денежных рыночных отношениях. Если здоровье- то люди не поймут, если медицинская помощь- то не поймут медики. И тогда они придумали целый ряд неконституционных понятий: пациентов превратили в клиентов, врачей- в обслуживающий персонал, медицинскую помощь- в медицинские услуги. И теперь все для них стало на свои места: есть спрос (вместо потребности населения в различных видах медицинской помощи), есть предложение (вместо возможностей по удовлетворению этих потребностей), есть рынок медицинских услуг, которые хочешь- покупай, не хочешь- умирай, есть производитель медицинских услуг, покупатель и получатель. Как бы по-минимуму эти услуги должны предоставляться за счет государства (на самом деле это деньги самих же налогоплательщиков) или средств работодателей в виде налога в системе ОМС. Все это послужило обоснованием введения платных медицинских услуг, при этом по данным С.Шишкина (2012) в амбулаторных условиях они были предоставлены 14% пациентов, а в стационарах- 32%. Это те данные, которые удалось выявить. На самом деле объем платных услуг значительно больше и, к тому же, любую бесплатную услугу легко можно превратить в платную. Государству это выгодно, т.к. значительная часть финансовой нагрузки по финансированию здравоохранения и оплате труда медработников ложится на плечи самих пациентов. Получается, что одна и та же помощь может быть оплачена несколько раз из разных источников. Пациенты жалуются на такие поборы, но им деваться некуда, а получаемая выгода государства может стать миражной в среднесрочной перспективе, поскольку люди стали больше и тяжелее болеть, перестали обращаться за медицинской помощью, что в итоге обернется значительно большими затратами. Министерство додумалось даже до того, что в ФЗ N323 провозгласило право пациентов на получение платных медицинских услуг. Вместе с тем, любой рынок помимо спроса и предложения имеет набор обязательных регулирующих атрибутов, таких как: конкуренция, цена, торг, выбор, прибыль, реклама. Нельзя забывать о том, что главной и единственной целью рынка является получение прибыли, в т.ч. любой доступной и возможной ценой (это движущий мотив рынка), что в любой социальной сфере является недопустимым. Ни о какой солидарности или социальной справедливости, даже в малой степени, не может быть и речи. Да и рынок труда в стране появится нескоро, т.к. люди у нас "привязаны" к месту жительства, а не к месту работы, и в этом в том числе и заключается трагедия моногородов. При всем при этом 70% наших граждан не являются платежеспособными, среди которых много просто бедных, и потому медицинская помощь для них в условиях пропагандируемого рынка становится практически недоступной. Конкуренция дает неплохие результаты по демонополизации в условиях частной собственности, а о торге можно вообще забыть, т.к. везде действует фиксированный прейскурант платных услуг. Все это нельзя назвать рынком, скорее тут имеет место завуалированный и государством поощряемый грабеж населения, пользуясь его болезнебоязнью и фактически беззащитностью. Поэтому задача цивилизованного государства состоит в перераспределении средств через разумную налоговую политику: от рыночной экономики на поддержку социальной сферы и от богатых людей и фирм на поддержку социально уязвимых групп населения и малого бизнеса. Это было подчеркнуто на состоявшемся в середине апреля 2012 г. в Вашингтоне 1Х Всемирном конгрессе по организации здравоохранения, где сквозной нитью проходили идеи о повышении ответственности государства за здравоохранение, о солидарности и социальной справедливости при оказании медицинской помощи. Интересно, что в этом европейцев убеждали американцы. Таким образом, из всех последних документов и материалов министерства, включая рассмотренную презентацию, создается впечатление о жирафе, до которого доходят разумные предложения через много лет, и слоне, который как с посудной лавкой расправляется со здравоохранением. В результате страдают граждане и медицинские работники, а процветает бюрократия. Об этом, в частности, шла речь в обличительной статье О.Богуславской "Окончательный диагноз" (МК, 24.04.2012). Только у Артура Хейли окончательный диагноз относился к больному, а у Ольги Богуславской- ко всей системе здравоохранения, не удовлетворены которой 91% наших граждан. Весьма парадоксально на этом фоне звучит утверждение министра Т.Голиковой о том, что вскоре наша медицина достигнет лучшего мирового уровня. Возможно, она имела в виду отдельные медицинские центры или президентские клиники, что вполне возможно, но говорить так о всем нашем бедном здравоохранении- значит пускать пыль в глаза тем, кто этого хочет. viperson.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован