14 октября 2007
5860

Юрий Любашевский: Рефлексивный анализ этического квадрата

Этика - сравнение реальных поступков с распространенными ценностями. Упрощенно, но верно. Если правда признается ценностью, то ложь неэтична. Можно ли в этом случае сказать, что то, что делает большинство - этично? Или то, что делает власть - этично? Или элита?
Оказывается, в разных сферах жизнедеятельности разные вещи считаются этичными.
Так, в социальной сфере этичным считается не делать то, что не делают другие. Главная ценность в социальной сфере - справедливость. Ситуация, когда кто-то делает что-то, непривычное представляется несправедливым. Всех "опускают" до уровня самого слабого. В сфере экономики - ситуация противоположная. Этично делать то, что делают другие: поднимать свое благосостояние, хорошо и умело работать. Догнать и обойти конкурентов считается этичным.
В сфере власти - этично делать то, что не делают другие. Человек у власти может совершать действия, которые не могут себе позволить рядовые граждане. Если человек, находящийся у власти, будет действовать только социально, его перестанут воспринимать как власть и это будет неэтично.
В сфере духовной (идеальной) шанс на успех имеет тот, кто не делает то, что делают другие. Так, ученый, художник может не заботиться о заработке, респектабельности, может не заводить семью. Для теплого человека главной ценностью является свобода, и такое поведение будет оценено как этичное, в случае доказанного духовного успеха.
Можно предположить, что перечисленные подходы универсальны для любого общества. Это близко к истине, но более глубокий анализ показывает, что имеются культурные различия, которые сильно влияют на этические оценки.
Первая линия поведения. Реагировать на каждый поступок, направленный на вас: "око за око", "на добро отвечают добром". За каждым признается право совершать поступки, а другой должен ответить правильно. Эту линию можно условно назвать "южной" (Кавказ, Сицилия, Испания).
Вторая линия отвергает активность, вторжение в чужую жизнь, навязывание поступков: "не начинают первым", "не трогай других, и тебя не тронут".
Главное - не дать повод для обвинения в том, что ты первый начал.
Это линия может быть названа "восточной" (Арабский Восток, Япония). Запрещение сразу переходить к делам, долгая процедура знакомства. Не требуется давать немедленный ответ на действия другого.
Можно усомниться насчет Арабского мира. Первичный ответ - речь идет о массе и об истории, а не об исламском терроризме. Он не равнозначен исламу и, разумеется, соответствует "южной" этике.
Итак, первая линия поведения предусматривает обязанности, вторая - запреты. В первом случае неэтично не ответить, во втором - первым начать действовать.
Третья линия. В ней считается возможным и первым начать взаимодействие, и никак не реагировать на действия другого. Считается, что каждый имеет право вести себя, как он хочет: "разрешено все, что не запрещено законом", "живи и давай жить другим". Нетрудно заметить, что регулятором служит закон; все, что выходит за его рамки, люди регулируют самостоятельно. Понятно, что эта линия может быть названа "западной".
Четвертая линия поведения предусматривает создание одними таких условий, при которых другие не имеют возможности сделать что-то опасное, чего сами они не делают. Правила: "не давай делать другим то, что ты сам не делаешь против них", "действуй так, чтобы никто не мог навредить тебе". Такая линия может быть названа "северной". Она имеет мало соответствий в реальной жизни, хотя в определенной степени относится к настоящему, может быть, будущему России.

Этот текст не является вполне самостоятельным, инновацией в нем оказывается применение рефлексивного анализа и этических идей В.Лефевра. Эта работа продолжается и будет представлена общественности.


2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован