26 ноября 2008
4638

Юрий Норштейн и Франческа Ярбусова выпустили альбом `Сказка сказок`

"СКАЗКА СКАЗОК" - так теперь называется не только самый знаменитый мультфильм Норштейна, но и великолепный альбом, составленный им совместно с соратницей Франческой Ярбусовой при помощи издательства "Красная площадь" и ГМИИ им. Пушкина.
Поводом стала выставка работ легендарного аниматора в Пушкинском музее. Результат - анатомия творчества мастера, высеченная им самим рукой твердой и точной в семи глыбах-главах.
С чего начинается сказка? У Норштейна - с детства в Марьиной Роще. Со старого дома, акации, тополя, теплой пыли "Он жил во мне, этот фильм, задолго до того, как я вообще подумал о том, чтобы заняться режиссурой", - недоумевает сам художник.
Белая скатерть на прощальном столе, бабье лето, баян, золотые шары палисадников - его малая родина.
"Сказка сказок" - родом отсюда, из этого коммунального братства, когда "текли, куда надо, каналы", где "на 38 комнаток всего одна уборная".
И Серенький Волчок - добрый дух этого мира. "Мне кажется, что в доме, из которого я уехал, он так и остался жить" "Сказка сказок" для художника фильм самый дорогой - потому что самый личный, исповедальный. Итог 25 лет жизни в Марьиной Роще и встречи с Ярбусовой. Пока муж вместе с Петрушевской пробивал заявку фильма ("Это должен быть фильм о памяти, - так обозначили тему авторы), жена рисовала сказочные эскизы к картине.
Вот "Колыбельная в лесу" - бедный Волчок у люльки.
Кстати, вы знаете, откуда появились у Волчка эти несчастные бездонные очи? Однажды Юрий Борисович развернул выброшенную фотографию - с нее смотрели глаза котенка - мокрого, с булыжником на шее - его только что вытащили из воды. Так котенок стал Волчком, а задворки Марьиной Рощи - огромной галактикой.
Вот "Стол поэта" - свеча, кувшин, кот и огромная рыба в воздухе А вот совместная с мужем композиция "Мой дом" - там все рифмуется с Марьиной Рощей - иконы, граммофоны, дамы и кавалеры, сосединвалид, бабочки, жуки и пчелы.
"Кадры возникали спонтанно, выскакивали непонятно откуда, - признается автор.
Одно цеплялось за другое". Из дворового братства - похороны птицы, из силуэта дочки Кати - образ девочки-героини.
Когда б вы знали, из какого сора Но Норштейн требует невозможного. Чтобы кадр пах - тут горькой полынью, а там - темно-синим. А потом - чтобы "цветы растворяли ночь". Каково? Понять его может только Франческа - верная Медея Норштейн говорит: "Она составляет изображение, как лекарственный сбор". И это питье околдовывает Особая глава - история рождения Акакия Акакиевича.
"Шинель", которая стала уже легендой, фильмом без конца и края - возникает в охристых тонах как фантасмагория, морок в снегу памяти "Я пережил ужас от фразы Акакия Акакиевича: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?" Так может сказать только ребенок, но не взрослый человек" Вы можете признаться в подобном? Норштейн может.
И эта "несочетаемость героя и слова" поразили его "больше, чем история с воровством шинели и мертвым чиновником".
Он препарирует внутренний мир Башмачкина, как опытный психолог-хирург.
Раздвигает его плоть - и наше представление об этом убогом (У-Бога) муравье. Вспоминает Гоголя Сравнивает Восклицает Удивляется И становится понятно, почему эта, в общем-то, анекдотическая история затянулась у него в многолетний космический эксперимент.
В этой книге еще немало откровений - и о чудесном Ежике, и о его друге Филине, и о Цапле и Журавле, и о Лисе и Зайце. Наконец, о "Зимнем дне" на стихи Басе Последний случай - особенно вопиющий. Потому как переводить хайку на экран - дело безнадежное, признается сам мастер. Тем не менее - "плывешь в форватере этих стихов - и никуда от этого не деться".
Норштейн, без лести, хотите или нет - фигура эпохи Возрождения, но нашего, российского, "марьинорощинского" масштаба, с ангелом на кончике кисточки, с вечным вопросом во взгляде: - Я все думаю, где пути, которые откроют мультипликацию как настоящее драматическое искусство. Понятие мастерства, его механики - ничто по сравнению с какими-то более тонкими вещами, которые на самом деле ты даже для себя не можешь ни осознать, ни сформулировать Как хорошо, что хоть ктото об этом думает, а не просто азартно рисует доллары.


"Газета "Вечерняя Москва"

Автор: Наталья БОБРОВА
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован