10 декабря 2007
2872

Юрий Саакян: Дружеский дисконт

Стоит ли жертвовать сегодняшней прибылью ради будущих выгод кооперации



7 декабря совет директоров ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) одобрил решение о приобретении блокирующего пакета ЗАО "Трансмашхолдинг" (ТМХ). Интересно, что компания Ernst & Young оценила ТМХ в 46,6 млрд. рублей, то есть 25-процентный пакет компании, по идее, должен был стоить 11,65 млрд. рублей. Однако РЖД он обошелся в 9,3 млрд. рублей. За какие же заслуги железнодорожники получили такой дисконт? Дело в том, что данное событие нельзя расценивать как обычную сделку между двумя субъектами рынка, в рамках которой одна компания покупает 25% акций другой. Это серьезный шаг к стратегическому партнерству крупнейшего российского производителя и крупнейшего российского потребителя продукции транспортного машиностроения. И это объединение в перспективе выгодно и тому, и другому.

Для РЖД целесообразность приобретения части акций ТМХ очевидна: госхолдинг старается гарантировать поставки подвижного состава для собственных нужд, ведь раньше никто не смог бы помешать владельцам ТМХ перепрофилировать завод по производству локомотивов, например, в кондитерскую фабрику. Теперь РЖД сможет не только влиять на стратегию развития одного из своих поставщиков, согласовывая ее со своими планами, но и принимать участие в процессе управления активами, определять наиболее выгодные для себя условия сотрудничества с иностранными компаниями, инвестировать средства в разработку нового подвижного состава и т.д.

Однако и "Трансмашхолдинг" получает очевидную выгоду. Имея инвестиционную, техническую и лоббистскую поддержку РЖД, машиностроители смогут поставлять на экспорт не просто отдельные виды продукции, а полноценные технологические решения, включая подвижной состав и всю сопутствующую инфраструктуру. А значит, позиции компании существенно укрепятся не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

В настоящее время ТМХ уже связывают с РЖД трехлетние контракты на поставку пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К и односекционных грузовых электровозов переменного тока Э5К, а также несколько предварительных контрактов на разработку, производство и поставку до 2015 года свыше 800 новых магистральных электровозов. По итогам новой сделки машиностроители получат возможность составлять долгосрочные производственные планы. Большая часть привлеченных в рамках сделки с РЖД средств пойдет на программы технического перевооружения предприятий "Трансмашхолдинга" и разработку нового подвижного состава. Кроме того, машиностроители смогут рассчитывать на включение в инвестиционные программы ОАО РЖД, а также на кооперацию с предприятиями, входящими в состав госхолдинга, например, с многочисленными ремонтными заводами.

А поскольку упомянутая сделка не является классической куплей–продажей, никто и не стремился максимизировать цену пакета. Тем более что вхождение ОАО РЖД в состав акционеров, стабильный рынок сбыта, постоянный приток инвестиций, ожидаемое в связи с этим повышение кредитного инвестиционного рейтинга компании со временем значительно увеличат капитализацию "Трансмашхолдинга". Об этом говорит и конъюнктура рынка подвижного состава: по нашим оценкам, к 2010 году его емкость достигнет $5,3 млрд., а к 2015-му — $6,8 млрд.
 

http://www.ipem.ru/77

Журнал "BusinessWeek", 10 декабря 2007 г.

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован