Сегодня Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом "Стратегия развития ТЭК в рамках стратегии социально-экономического развития России" на II Национальном Конгрессе "Приоритеты развития экономики. Партнерство государства, науки и бизнеса", который прошел Президент-Отеле в Москве.
Доклад Юрия Саакяна был посвящён проекту "Концепции социально-экономического развития России на период 2008-2020 гг.". Особенностью текущей редакции Концепции является отсутствие четкой определенности с непосредственным вариантом развития экономики (инерционный, энерго-сырьевой или инновационный), а соответственно, и государственной политики. Институт проблем естественных монополий исходит из того, что за основу будет выбран наиболее благоприятный - инновационный сценарий развития российской экономики.
Проблема заключается в том, что данный документ слабо согласуется с уже принятыми или даже разрабатываемыми отраслевыми стратегиями развития. Имея Концепцию социально-экономического развития и стратегию развития отрасли, экономические субъекты вероятнее всего будут ориентироваться на отраслевую стратегию. Поэтому без согласованности базовых параметров данная Концепция просто может стать "ненужной".
Для примера Генеральный директор ИПЕМ рассказал о разнице в прогнозах спроса на электроэнергию и о прогнозах по добыче и экспорту газа к 2020-2030-м гг. Опасения вызывают значительные расхождения как в абсолютных, так и в относительных целевых показателях, заложенных в проекты Энергетической стратегии России до 2030 г., Концепции социально-экономического развития России и генеральные схемы развития электроэнергетики и газовой отрасли.
Разница в оценках ежегодных темпов роста спроса на электроэнергию достигает 2 раз. В результате разница между прогнозными значениями спроса на 2020 г. в рассматриваемых документах отличается в 1,5 раза и составляет почти 0,5 трлн кВт-ч, что составляет половину текущего производства электроэнергии в стране.
Принципиальным отличием в прогнозе спроса на электроэнергию в Концепции МЭРТа от проекта Энергетической стратегии до 2030 г., в которой также рассматриваются прогнозы спроса на электроэнергию для инновационного и энерго-сырьевого сценариев развития страны, является то, что в первой прогнозируются более высокие темпы электропотребления для энерго-сырьевого сценария в сравнении с инновационным, а не наоборот, как в проекте Энергостратегии. В Генсхеме развития электроэнергетики темпы роста электропотребления для оптимистического сценария также выше, чем для базового.
Если сравнивать проект Энергетической стратегии до 2030 г. и материалы МЭРТ, то выяснится, что прогноз МЭРТ существенно превышает все показатели, заложенные в проекте стратегии. Концепция МЭРТ исходит из того, что добыча газа будет максимальной в случае реализации энерго-сырьевого сценарии, тогда как проект Энергостратегии отталкивается от ровно противоположной гипотезы о том, что предельные цифры производства обеспечит инновационный сценарий (на 7,62% больше, чем при энерго-сырьевом).
По экспорту газа прогнозные данные, заложенные в Концепцию МЭРТ, как и в случае с добычей газа, существенно опережают показатели проекта Энергостратегии, и в тоже время решительно отстают от прогнозов Газпрома.
Необходимость сведения воедино целевых показателей столь значимых для развития страны стратегических документов представляется несомненной. Без этого указанные документы неизбежно войдут в противоречие друг с другом при их долгосрочном исполнении, они будут способствовать дезориентации, органов исполнительной власти, корпоративных участников российской нефтегазовой отрасли и экспертного сообщества.
15.02.2008
http://www.ipem.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=185:2008-09-09-13-33-13&catid=34:2008-08-13-11-10-03&Itemid=77