Тигран Саакян, Эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий
При вступлении в ВТО не исключено появление на нашем рынке "российских дочек" международных транспортных корпораций. Это приведет к ужесточению конкуренции, считает эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Тигран Саакян.
– Окажет ли вступление в ВТО влияние на изменение объемов международных, транзитных и внутренних перевозок?
– Само по себе вступление России в ВТО может упростить доступ иностранных компаний на российский рынок.
Однако необходимо иметь в виду, что многое зависит от дополнительных условий вступления, которые каждая страна оговаривает в отдельном порядке.
В случае, если в условиях входа России в ВТО будут оговорены меры по защите внутреннего рынка российских железнодорожных перевозок, то ситуация на этом рынке кардинально не изменится.
Изменение объемов международных перевозок может серьезно зависеть от того, будут ли сняты или пересмотрены в сторону уменьшения ввозные пошлины на некоторые грузы, транспортировка которых по железной дороге является наиболее оптимальной.
Например, если предположить, что ввозные пошлины на автомобили будут существенно понижены (по официальным данным, в течение семи лет пошлины должны быть снижены на 10%), это приведет к росту спроса на автомобили иностранного производства в стране и, следовательно, на рост их ввоза в Россию, в том числе по железной дороге.
– Изменится ли уровень конкуренции на рынке грузовых перевозок?
– Уровень конкуренции на рынке грузовых перевозок, скорее всего, увеличится, однако это будет зависеть от условий, на которых Россия будет вступать в ВТО.
Не исключено появление на российском рынке "российских" дочерних компаний крупных международных транспортных корпораций, что, конечно, приведет к ужесточению конкуренции.
В связи с этим идущие в настоящее время процессы укрупнения в отрасли ускорятся, что приведет к формированию крупных групп, которые смогут конкурировать с зарубежными транспортными компаниями.
При этом, по оценкам экспертов ИПЕМ, вступление в ВТО и появление иностранных игроков на рынке может привести к снижению рентабельности перевозок.
– Какие изменения следует ожидать на рынках материальных ресурсов и техсредств, потребляемых РЖД?
– Продукция российского транспортного машиностроения с технологической точки зрения достаточно сильно отстает от международных аналогов, однако имеет существенные преимущества по цене перед продукцией мировых грандов (таких, как Siemens, Alstom, Bombardier).
В последние годы ОАО "РЖД" придерживалось сбалансированной политики поддержки отечественного производителя и обеспечения его заказами. Если подобная практика будет продолжена, рост цен на продукцию российского транспортного машиностроения будет колебаться на уровне инфляционных показателей.
Газета "Гудок", 18 декабря 2006 г.