08 февраля 2008
2138

Юрий Саакян: подвижной состав - наиболее инвестиционно привлекательный сектор на железнодорожном транспорте.

Сегодня Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян выступил с докладом "Инвестиции в подвижной состав - наиболее привлекательный сектор на железнодорожном транспорте" на Инвестиционном Форуме "Железнодорожный Сектор России. Новые возможности на либерализованном рынке", который прошел в гостинице "Арарат Парк Хаятт" в Москве.

В своём докладе Юрий Саакян охарактеризовал современное состояние российской экономики как период новой индустриализации. Наиболее масштабные инвестиционные проекты реализуются в инфраструктурных отраслях. При поддержке государства создается значительный инфраструктурный задел для роста экономики. Только на период до 2011 года инвестиционные программы трех крупнейших монополий запланированы в размере 5,6 трлн рублей, в том числе - ОАО "Газпром" - 1,2 трлн рублей, РАО "ЕЭС России" - 3,1 трлн рублей, ОАО "РЖД" - 1,3 трлн рублей.

Основные направления инвестиций в железнодорожный транспорт - это развитие инфраструктуры и приобретение подвижного состава.

Проекты, связанные с развитием инфраструктуры, характеризуются длительными сроками окупаемости, низкой доходностью и высокой степенью рисков, связанных с невозможностью достоверно прогнозировать состояние экономики на период 15 - 20 и более лет. Эти факторы предполагается компенсировать участием государства в их реализации в рамках частно-государственного партнерства. Участие в таких проектах представляет интерес для стратегических инвесторов, испытывающих инфраструктурные ограничения роста своего бизнеса.

Однако большая часть инвесторов заинтересована в осуществлении инвестиций, которые при наличии умеренного уровня рисков в разумные сроки начинают приносить стабильный доход. К такому направлению можно отнести инвестиции в железнодорожный подвижной состав. С ним связан довольно широкий спектр направлений инвестиций: разработка и производство подвижного состава, организация ремонта, лизинг и сдача в аренду.

По мнению Генерального директора ИПЕМ, в пользу возможных инвестиций в подвижной состав говорят следующие факторы: устойчивый спрос на подвижной состав, его высокая ликвидность, развитие конкуренции и постепенная демонополизация отдельных секторов рынка услуг железнодорожного транспорта.

Согласно Стратегии развития транспортного машиностроения России до 2015 года предполагается ликвидация имеющегося дефицита подвижного состава и общее увеличение парка. Например, только для нужд ОАО "РЖД" до 2015 года планируется закупка 7000 - 7500 единиц новых локомотивов, то есть около трети всего ныне действующего парка. Прогнозируемый рост спроса на подвижной состав также будет связан с запланированным в Стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года расширением сети железных дорог на 15 - 20 тысяч километров.

Выделение дочерней компании ОАО "РЖД" - Первой грузовой компании, развитие частных операторов подвижного состава и перспективы создания Федеральной пассажирской компании приведут к росту требований покупателей к производительности подвижного состава. Это в свою очередь потребует значительных инвестиций в НИОКР у производителей.

Также немаловажное значение для потенциальных инвесторов имеет высокая ликвидность и подконтрольность перемещения подвижного состава, что делает его весьма привлекательным в качестве обеспечения обязательств при лизинге и кредитовании.

Помимо вышеперечисленного при анализе инвестиционных проектов следует учитывать долгосрочные тренды, заданные стратегиями развития транспортного машиностроения и железнодорожного транспорта. Так, объем рынка нового подвижного состава в России по итогам 2007 года составил 4,4 млрд. долларов, а к 2010 году прогнозируется его увеличение до 5,3 млрд. долларов, а к 2015 году - до 6,8 млрд. долларов. Таким образом, инвестиции как в производство так и в услуги лизинга будут инвестициями в растущий сегмент российской экономики.

Значительное влияние на состояние рынка подвижного состава оказывают мероприятия, проводимые в рамках программы структурной реформы на железнодорожном транспорте. Например, выделение Первой грузовой компании значительно увеличит спрос на новые и современные модели грузовых вагонов (а значит и цены на них), а с другой стороны усилит конкуренцию на рынке услуг операторов подвижного состава. Как уже отмечалось, это приведет к росту требований покупателей и будет стимулировать производителей к увеличению инвестиций в НИОКР.

Таким образом, инвестиции в подвижной состав в настоящее время являются наиболее привлекательным сектором на железнодорожном транспорте, и реализация инвестиционных проектов в этом сегменте имеет не только финансовую сторону, но и влечет за собой повышение эффективности всего железнодорожного транспорта и оказывает стимулирующую роль на развитие экономики страны в целом.

08.02.2008
http://www.ipem.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=183:2008-09-09-12-01-28&catid=34:2008-08-13-11-10-03&Itemid=77
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован