11 августа 2008
3727

Юрий Саакян: ЖД-реформа.

Генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян на прессконференции в ИА "Интерфакс" презентовал предложения по структурной реформе на железнодорожном транспорте.Юрий Саакян напомнил, что программа структурной реформы разрабатывалась, исходя из ситуации в отрасли по состоянию на конец девяностых годов. Тогда сеть дорог была недозагружена, значительная часть подвижного состава не использовалась, а доходы МПС не покрывали затрат на обеспечение безопасного и работоспособного состояния инфраструктуры и подвижного состава. То есть на момент начала реформы существовал профицит производственных возможностей и дефицит средств.

Рост грузоперевозок, происходивший в 2000-х годах, положительно отразился на финансовом состоянии отрасли, привел к кратному увеличению использования инфраструктуры и подвижного состава. Однако предшествовавший период длительного недофинансирования стал причиной их износа и дефицита. Таким образом, сегодня ситуация поменялась на обратную - теперь у железнодорожного транспорта есть средства, но возник дефицит возможностей.

Основополагающей базой при подготовке программы реформы в 1998 году были господствовавшие в то время идеи первоочередного и всеобъемлющего значения конкуренции. Однако, считает гендиректор ИПЕМ, конкуренция, как и государственное регулирование, может служить лишь инструментом проведения экономической политики и не должна являться ее целью. Кроме того, до сих пор отсутствуют расчеты, обосновывающие экономическую эффективность конкуренции на железнодорожном транспорте России.

Реализация на протяжении последних семи лет программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, несомненно, позволила добиться определенных результатов. Основной положительный результат - разделение функций хозяйственной деятельности и государственного регулирования. Однако дальнейшая работа над тактикой и стратегией реформирования должна происходить с учетом новейшей мировой практики реформирования инфраструктурных систем. Анализ уже накопленного на данный момент мирового опыта показывает, что реформирование при дефиците производственных возможностей, особенно в инфраструктурном сегменте, неизбежно приводит к его дальнейшему нарастанию, либо к необходимости масштабного субсидирования со стороны государства.

Продолжение эффективных структурных преобразований на российском железнодорожном транспорте невозможно без: согласования программы реформы с принятой в 2007 году Стратегией развития железнодорожного транспорта; определения целевого состояния железнодорожного транспорта России и целевых моделей рынков, связанных со сферой железнодорожного транспорта; тщательного изучения сложившейся мировой практики и российского опыта реформирования естественных монополий; глубокого анализа хода реформы железнодорожного транспорта и количественной оценки всех потенциальных рисков.

По мнению генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна, необходимо уже сейчас начать широкое общественное обсуждение тактики и стратегии дальнейшего реформирования железнодорожного транспорта России с привлечением экспертных и исследовательских организаций.

11.08.2008
http://www.ipem.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=164:2008-09-08-07-24-22&catid=36:2008-08-13-11-19-15&Itemid=80
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован