06 апреля 2007
1882

Юрий Саакян: `Железка` на распутье

Пока трудно говорить о полноценной конкурентной среде на железнодорожном транспорте - даже в секторе грузовых перевозок, где количество операторов частного подвижного состава превысило 2,5 тысячи в начале 2007 года. Конкуренция здесь, безусловно, существует, но является ли она справедливой и можно ли этот опыт распространить на другие секторы отрасли? Во-первых, частные операторы подвижного состава имеют возможность самостоятельно определять вагонную составляющую тарифа в отличие от ОАО РЖД, которое обязано перевозить грузы строго по "расценкам", установленным Федеральной службой по тарифам РФ. Это дает частным компаниям конкурентные преимущества по сравнению с ОАО РЖД, например, частные операторские компании могут предоставлять скидки наиболее крупным клиентам и проводить гибкую тарифную политику. Особо важным является то, что в сегменте высокодоходных грузов (таких, как, к примеру, нефть и нефтепродукты), где маржа перевозчика достаточно велика, частные операторы могут с большей легкостью идти на снижение тарифов для крупнейших грузовладельцев, тем самым привлекая к себе дополнительных клиентов.

 
Во-вторых, ОАО РЖД выполняет важные социальные и государственные функции, которые являются для его бюджета дополнительной нагрузкой.
 
Частная же компания действует, исходя из цели максимизации собственной прибыли, что подразумевает участие компании только в тех проектах и присутствие только на тех рынках, которые позволяют получать наибольшие доходы.
 
В-третьих, многие частные компании-операторы грузового подвижного состава изначально создавались как дочерние структуры крупных промышленных холдингов по транспортировке собственных грузов. Это обеспечило новым компаниям стабильный спрос со стороны "материнского" холдинга, помогло им встать на ноги на начальном этапе, а в дальнейшем превратиться в серьезных игроков на рынке. Таким образом, в сегменте грузовых железнодорожных перевозок на настоящий момент сложилась ситуация, при которой все компании, функционирующие на рынке, делят доходную часть пропорционально объему оказанных услуг, в то время как расходная часть распределена неравномерно: ОАО РЖД несет на себе непропорционально больше расходов, чем любая частная операторская компания.
 
Существуют также сектора железнодорожного транспорта, создание конкурентной среды в которых может даже пошатнуть стабильность функционирования всей отрасли. В качестве одного из таких секторов можно назвать содержание и развитие инфраструктуры.
 
Таким образом, создание конкурентной среды на железнодорожном транспорте невозможно без детальной оценки результатов ее внедрения. При этом чрезвычайно важно не только правильно определить сектора, в которых конкурентная среда допустима, но еще и создать правильный механизм ее функционирования, чтобы не допустить повторения ситуации с грузовыми перевозками.
 
 

     "Российская Газета", 6 апреля 2007 г.

     http://www.ipem.ru/157

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован