ИЗВЕСТНЫЙ РОК-МУЗЫКАНТ ПРОДОЛЖАЕТ ВОЕВАТЬ С ПОШЛОСТЬЮ НА ЭСТРАДЕ
Окончив художественно-графическое отделение Уфимского пединститута, Юрий Шевчук несколько лет преподавал рисование в сельских школах. В тихой сельской глуши будущий лидер группы `ДДТ` и начал сочинять песни в духе входившего тогда в моду рок-н-ролла. Сегодня на просторах СНГ, пожалуй, нет человека, который бы не слышал его песен `Родина`, `В последнюю осень`, `Дождь`, `Черный пес Петербург`, `Что такое осень`, `Рожденный в СССР`... Петербуржец с 20-летним стажем, Шевчук, чтобы чувствовать себя в шоу-бизнесе независимым, основал собственную студию по выпуску пластинок и компакт-дисков. В начале лета в числе создателей 10-серийного документального фильма `Земное и небесное` (об истории православия в стране) музыкант получил церковные награды из рук Патриарха Алексия II. А совсем недавно Юрий принял участие в IV Международном фестивале `Музыка Большого Эрмитажа`, что прошел в Зимнем дворце, где спел в музыкальной мистерии `Древо жизни` на музыку и стихи классиков ХХ века. С классики и начался наш разговор.
- Юрий Юлианович, это правда, что вам предлагали сыграть в новом 30-серийном телефильме Натальи Бондарчук о Пушкине роль поэта?
- Бред какой-то. Хотя не буду скрывать, Наталья Сергеевна очень хочет меня видеть в своей картине. Фильм будет большим - вся история Пушкина, очень подробно пересказанная. Там использованы 20 тысяч архивных томов. Уже отснята сцена дуэли, где впервые в нашем кино показано, как смертельно раненный Пушкин кричит и ругается по-французски, кровь свою сгребает со снега. В каждом кадре соблюдена историческая точность. Себе я попросил какую-нибудь маленькую роль. Чтоб сразу убили и я бы долго не мучился.
- Вы там будете петь?
- Наверное, напишу пару романсов на стихи Дениса Давыдова или еще кого-то из представителей пушкинской эпохи. У меня сейчас в кино очень много работы. Весь январь снимался в многосерийном фильме об истории Русской православной церкви: от крещения Руси до наших дней. Я был ведущим одной из `питерских` серий, охватывающих синодальный период, отмену патриаршества, введение Петром Первым Синода, потом восстание декабристов, Николай I, Александр I, масоны... Снимали в Кронштадте, Петропавловском соборе, на Сенатской площади и в других уголках Петербурга. Мне понравилось. Я старый болтун. Тема хорошая, а на хорошую тему поговорить всегда приятно.
- Кто писал текст?
- Это делали сценаристы, а также историки православной церкви. Но, понимаете, сценарий писали москвичи, и они, на мой взгляд, весьма злобно относились к Петру. В тексте это проскальзывало. Я сказал, что не согласен, дописал свои ремарки, с ними согласились. Петр все-таки не был антихристом. Синодальный переход для того времени был необходим. Упразднив патриаршество, Петр как великий политик устранил оппозицию, которая мешала строить новую страну.
- После таких высот духа не кажется ли вам мелкотемьем ваша борьба с попсой?
- Нет, дело правильное. Если врубиться...
- Многие считают, что в этом деле Шевчук перегибает палку...
- Так говорят духовные импотенты, им уже все по фигу: что рок, что попса... Им наплевать, какой будет страна лет через десять. А мне не все равно. И многим ребятам тоже. Кстати, мне сейчас интереснее общаться с молодыми музыкантами, которые похожи на нас молодых. А я, может, таким и остался. И охотнее общаюсь с новым поколением, чем со своими коллегами, пардон, старыми пердунами, которые сидят и ни во что не ввязываются. Ведь больно смотреть, как страна деградирует... То, что день за днем крутят по ТВ, - это же просто ужас! Пусть я не смотрю телевизор, но миллионы же людей смотрят.
В ХIХ веке известный историк Иван Прыжов писал: `Когда в песнях, которые поет страна, нет духа, этот дух исчезает и из народа тоже`. В том, что сегодня выдает радио и телеэфир, если и есть `дух`, то он измеряется песчинками. Мне понравилось высказывание одного лондонского театрального режиссера, который недавно посетовал, что из английского театра уходит социальность. Это действительно ужасно. Искусство не должно быть насквозь социализировано, но и от жизни ему нельзя отрываться. А когда некоторые мои коллеги заявляют: `С попсой воюешь - фигней занимаешься!` - значит, они оторваны от жизни. И это уже не звонок, а сирена.
- Вы легко находите общий язык с новым поколением рок-музыкантов?
- Конечно. Правда, меня обвиняют, что я критикую горячо любимого богемой Шнура, лидера группы `Ленинград`. Но мне просто обидно, что такие, безусловно, талантливые музыканты потакают вкусам не самой лучшей части толпы, тем, кому только подавай водку да примитивные зрелища. А вот с такими молодежными группами, как `Пилот`, `Король и Шут`, у нас много общего, потому что эти ребята не опускают, а, наоборот, поднимают, тащат толпу к своему уровню. Это и есть искусство, художественная жизнь. А не веселуха ради веселухи. Сейчас в России засилье попсового тоталитаризма. Поймите меня правильно, я не против эстрады. Меня возмущает, что для хорошей, живой музыки нет места в эфире. Раньше нас глушили бравурными маршами, а сейчас - попсой. Дайте альтернативу! Вот за что мы бьемся.
- То есть проблема не конкретно в `разборке` Шевчука с Киркоровым, а глубже...
- Я не настолько мелок, чтобы опускаться до ругани с Киркоровым.
- Почему у `ДДТ` в последние годы не появилось такого всенародного хита, как `Осень`?
- Песня `Осень` чуть было нас не похоронила. Поняв серьезность этой угрозы, мы года два вообще ее не исполняли, пытались побороть ее влияние и самим выжить как коллектив. Вот неплохая была группа `Иглз`, но она не смогла побороть свою песню `Отель `Калифорния`, и, кроме этой песни, мы не знаем ни одной заметной вещи из репертуара этой команды. А для `ДДТ` нет заветных песен. Есть просто жизнь, в которой мы где-то скоморохи, где-то летописцы. Иногда это тяжело, иногда грустно, порой весело... Но я дорожу всем этим и даже своими ошибками. Если бы их не было, то чем бы мы мерили добро в нас, как бы делали для себя какие-то важные выводы?
- А как к попсе относится ваш 16-летний сын Петруша, который сейчас учится в Кронштадтском кадетском корпусе?
- Мой сын даже более альтернативен, чем я. Меня, к счастью, попсой не называет, но говорит: `Папа, ты чересчур романтичен! А жизнь суровей!` Я пару раз брал его с собой на съемки. Считаю, что родители должны открывать своим детям то настоящее, светлое, что они сами ценят.
- Юра, не сочтите за нетактичность, но я слышал, что ваш второй, внебрачный ребенок живет в Германии...
- Нет, сейчас уже - в России. Все, слава Богу, нормально. Но говорить об этом сейчас не хочу.
- Вы находитесь в прекрасной физической форме. Откройте секрет.
- По утрам делаю зарядку: луплю по большому, килограммов восемьдесят, мешку, подвешенному на цепи. За тридцать-сорок минут скидываю пару килограммов. И злость проходит... Ничего, что я иногда ругаюсь, кричу, машу руками. Это - от избытка положительной в целом энергии. И ребята в `ДДТ` такие же жизнелюбивые.
- В прессе писали, что вы купили шикарную квартиру в доме на Фонтанке и закатили там евроремонт, который испортил потолки и стены в соседних коммуналках...
- Очередная клюква. В той квартире обитают мои родственники, я всего лишь помогаю им. Сам же по-прежнему живу на Васильевском острове. Адрес простой - 15-я линия. Но большую часть свободного времени провожу за городом. Зимой там особенно хорошо. Нет вездесущих туристов. Мне иеромонах-схимник сказал: `Одиночества боится тот человек, которому просто страшно в душу свою глядеть, потому что там столько грязи и дряни. Поэтому он и забивает свою жизнь суетой и ненужным общением`. Я полностью с этим согласен. В одиночестве нет ничего плохого. Это, в нормальном случае, тоже некое общение с самим собой, с внешним миром и с Богом.
- Недавно власти Санкт-Петербурга разрешили провести на Дворцовой площади концерт Пола Маккартни. А вот вам в прошлом году отказали в проведении рок-фестиваля. Не обидно?
- Врать не буду - я расстроился. Мы ведь целый год готовились, собрали 400 киловатт звука. На юбилей города это была бы действительно достойная молодежная акция. Было много придумок, сюрпризов, но все рухнуло за неделю до начала. Чиновники-бюрократы перепугались большого скопления народа и запретили. Это из русской серии `как бы чего не вышло`. Мы ведь не просили Дворцовую. Рок-фестиваль должен был пройти на стадионе имени Кирова. Осталось полгрузовика афиш, которые не успели расклеить. Кстати, мы и Маккартни к себе приглашали. Но его продюсеры запросили гонорар - больше миллиона долларов. Безумие какое-то! Мы тогда еще многих хороших людей позвали. Но только в ноябре мы с друзьями сделали концерт `ДДТ`. Получился как бы мини-фестиваль.
- Зато на Дворцовой спел сэр Пол...
- Ну а что плохого? `Битлов` любит половина Питера. Ничего предосудительного в этом нет. Я в детстве, правда, больше других музыкантов слушал. Маккартни мне всегда казался немного слащавым. Но он великолепный музыкант и талантливый человек. Кстати, Маккартни хорошо вписался в Дворцовую - он сам такой барочный...
- У группы `ДДТ` в Интернете несколько активно посещаемых сайтов. Как вы относитесь к глобальной сети?
- Штука полезная. Благодаря ей трудно сделать какую-нибудь гадость даже в самом отдаленном уголке мира, чтобы никто об этом тут же не знал. Но сейчас человека атакует слишком много дурацкой информации, заслоняя что-то главное. У меня просто голова пухнет, когда захожу в Интернет. Найти драгоценные зерна там очень сложно. Я сам предпочитаю сайты музыкальные, литературные, библиотечные и музейные. В общем, те, куда обычно заходят очкарики.
Садчиков Михаил.
Санкт-Петербург.
Труд-7 No165 за 02.09.2004
http://nvolgatrade.ru/