Принципиальные изменения в экономической политике маловероятны, однако есть определенные предпосылки к усилению внимания к определению и реализации мер, направленных на обеспечение долгосрочного устойчивого экономического роста. К числу таких мер можно отнести те, которые направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для расширения бизнеса малых и средних инновационных фирм, совершенствование и расширение инструментов стимулирования инновационной деятельности и диверсификации экономики, определение долгосрочных перспектив развития российской экономики и приоритетных направлений технологической модернизации. Можно надеяться, что взаимоотношения государства с бизнесом приобретут более доверительный характер в сочетании с большей ответственностью в исполнении взаимных обязательств, при этом существенное развитие получат различные механизмы частно-государственного партнерства.
Сейчас многие эксперты говорят о перегреве российской экономики. Также мы видим стремительный рост инфляции. Какие шаги может и стоит предпринять правительству для решения этих проблем? Как они могут отразиться на бизнесе и фондовом рынке?
Да, действительно есть признаки перегрева российской экономики. Можно также говорить об определенных признаках снижения эффективности бюджетных расходов. Это в известной мере является следствием снижения внимания к совершенствованию инструментов реализации государственной политики, ограниченности набора таких инструментов, их недостаточной фокусировкой на реальные "провалы рынка" и специфику отдельных секторов экономики. В принципе Правительством РФ уже предприняты определенные шаги в формировании активной государственной политики, ориентированной на долгосрочную перспективу: разработан проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития, формируются планы практических действий. Конечно, есть проблемы в этой работе, но, что важно, "окно возможностей" по определению и реализации "политики развития" открыто.
В связи с новыми назначениями и перестановками, возможны ли переделы в крупных бизнесах? Какие сектора и компании могут в первую очередь подвергнутся перераспределению собственников?
Переделы в крупных бизнесах всегда возможны. В то же время, если мы обсуждаем этот вопрос с позиций усиления прямого участия государства в экономике, то мне это представляется возможным только в стратегических секторах экономики (сырьевой, отдельные сегменты ОПК), причем в весьма ограниченных масштабах, а применительно к нестратегическим секторам это маловероятно.
Каким будет положение бизнеса при президентстве Дмитрия Медведева? Стоит ли ожидать некоей либерализации? И почему?
Мы уже наблюдаем определенные признаки либерализации, по крайней мере применительно к малому бизнесу, причем это является развитием тех идей и предложений, которые обсуждались на заседании президиума Государственного совета в марте 2008 года. Наряду с этим очень важны комплексные меры по созданию общей благоприятной среды для роста бизнеса, для обеспечения его доступа к различным ресурсам, в том числе путем обеспечения целостного развития инновационной инфраструктуры. Я думаю, что необходимость решения стратегической задачи перехода экономики на инновационный тип развития потребует в среднесрочной перспективе более широкой либерализации регулирования, усиления внимания к привлечению прямых иностранных инвестиций, причем по мере развития "нестратегических" секторов и повышения их роли в экономике можно ожидать сокращения масштабов прямого участия государства в стратегических секторах экономики.
Будет ли государство продолжать наращивать своё присутствие в экономике? Возможно ли усиление административного присутствия в экономике? В чем оно может проявляться? Для каких целей наращивается это присутствие и как оно отражается на бизнесе?
Не думаю, что государство будет наращивать свое прямое присутствие в экономике, полагаю также, что неизбежно будет идти оптимизация и гармонизация государственного регулирования с позиций развития внешнеэкономической деятельности, расширения высокотехнологичного экспорта и расширения условий для интеграции российских компаний в глобальные цепочки формирования стоимости. В то же время, надеюсь, будет расширен "инструментарий" проведения активной государственной политики (новые задачи требуют дополнительных механизмов). Отмечу, что, по-моему, есть весьма существенные резервы в повышении эффективности применяемых государством инструментов, их обязательно надо задействовать для снижения риска опережающего роста бюджетных расходов.
16.05.2008
www.kommentarii.ru