Как отмечалось во многих выступлениях, в ходе налоговой реформы субъекты федерации потеряли значительную часть доходов по причине отмены значительной части налогов и сборов, перераспределения финансовых потоков в пользу федерального центра. О неоправданно высокой централизации доходов говорил, в частности, председатель Собрания Виталий Фортыгин.
Сегодня, заявил заместитель губернатора области по работе с органами местного самоуправления Виталий Баско, в регионе насчитывается 19 дотационных муниципальных районов и 78 дотационных поселений. Последнее обстоятельство обусловлено комплексом причин: труднодоступностью многих населенных пунктов, природно-климатическими факторами, высоким процентом износа жилого фонда. Глава одного из проблемных районов - Приморского - Юрий Сердюк предложил составить методику расчета стоимости передачи муниципальных полномочий поселениям.
Перед регионом, который по-прежнему остается дотационным, хотя и не депрессивным, остро стоят вопросы финансовых взаимоотношений с Ненецким автономным округом.
Налоговый потенциал НАО в 14 раз превосходит среднероссийский показатель, в 16 раз - потенциал Архангельской области, в которую этот субъект Федерации по-прежнему территориально входит. Бюджетная обеспеченность на одного жителя заполярного округа втрое превышает среднероссийскую. При этом Минфин РФ рассматривает бюджеты области и округа как единое целое; в результате налоговый потенциал и бюджетная обеспеченность области искусственно завышаются за счет показателей НАО. В результате объем дотаций из федерального бюджета сократился на 24 процента. Эти данные привела главный финансист областной администрации Елена Усачева. Необходимо, по ее словам, вернуться к государственной поддержке северных регионов, в том числе через реализацию федеральных программ. Нужно компенсировать Архангельской области сокращение дотаций из фонда государственной поддержки территорий.
Заместитель председателя "северного" комитета СФ, сенатор от Архангельской области Юрий Сивков заявил: "Ситуация складывается не так благостно, как это описано в федеральном бюджете. Предстоящий прогноз консолидированного бюджета не позволяет сделать однозначных выводов У 15 регионов России уровень бюджетной обеспеченности менее 70%, у десяти - менее 65%. Уровень бюджетной обеспеченности высокодотационных регионов уменьшился".
Далее член Совета Федерации добавил: "Федеральная власть в лице минфина хочет, чтобы мы (Архангельская область) решали проблемы бюджетной обеспеченности за счет соседа (НАО). Это - политически неправильный подход со стороны правительства". Кроме того, раньше компенсация разницы в тарифах и северный завоз осуществлялись в рамках трансфертов. Теперь же минфин исключил эти факторы из методики расчета. Необходимо также принятие минимальных социальных стандартов. Переселение социально незащищенных граждан (безработных, пенсионеров), если оно будет осуществляться нынешними темпами, займет 200 лет. Иначе как первоапрельской шуткой нельзя назвать Постановление правительства от 1 апреля сего года, согласно которому оплата пенсионерам-северянам проезда к месту отдыха по путевке производится только в случае их "организованного" выезда.
Участники заседания рекомендовали коллегам из Госдумы предусмотреть в бюджете 2007 года увеличение дотаций регионам, принять закон, регламентирующих межбюджетные отношениях в "сложносоставных" субъектах федерации. Также предложено увеличить финансирование автодорожной отрасли.
Что касается последней, этой темой сегодня озаботились и депутаты областного Собрания, принявшие на сессии во втором чтении программу развития и совершенствования региональных автодорог. Утверждение этой программы совпало с пятилетней годовщиной со дня гибели экс-спикера облсобрания, бывшего начальника "Архавтодора" Вячеслава Калямина. В перерыве заседания депутаты отправились на кладбище возложить цветы на могилу Вячеслава Ивановича.
www.annews.ru
29.09.2006