- Нас слушают на 32 языках в 160 странах мира. Программа подготовлена радиокомпанией "Голос России". У микрофона Армен Оганесян.
- Добрый день. Сегодня гость программы "Визави с миром" Трутнев Юрий Петрович, Министр природных ресурсов Российской Федерации. Спасибо, что выбрали время посетить нас. Поздравляем, кстати, вас, поскольку вы вообще у нас впервые на эфире, с почетным таким вот назначением. В отношении России, наверное, Министр природных ресурсов, ну, это, наверное, один из наиболее ключевых и стратегических постов. Мы это почувствуем из вопросов слушателей. Я же хочу задать такой вопрос, вот формирование правительства в целом было стремительным. Было ли неожиданно для вас это назначение и удалось ли вам за это время встретиться с президентом? Я знаю, что такая встреча была не так давно. Если можно, два слова и об этой встрече.
- Ю.П. Трутнев: Ну, что касается назначения, оно действительно была неожиданна для меня. В то же самое время я представляю, что эта работа очень интересна и очень полезна.
- А. Оганесян: То есть сомнений не было? Ответ был "да" и твердый?
- Ю.П. Трутнев: Вы знаете, это не было сомнениями, но, естественно, есть какие-то эмоции, связанные с тем, что я всю жизнь жил в Пермской области. Жители Пермской области избрали меня губернатором. Мне необходимо было отработать еще два года, и очень много осталось дел, которые нужно сделать, которые сейчас делает и администрация области, стараюсь им помогать, чем могу.
- А. Оганесян: То есть не отрываетесь от жизни.
- Ю.П. Трутнев: Это невозможно взять и оторвать меня от жизни.
- А. Оганесян: И второй вопрос о встрече с президентом. Два слова об этом скажите.
- Ю.П. Трутнев: За это время было несколько встреч с Владимиром Владимировичем. Последняя встреча была посвящена Закону о недрах. Готовится его новая редакция. К концу года мы должны представить ее в правительство. Уже сегодня есть видение, скажем, своего рода принципиальных вопросов. Я докладывал об этом президенту Российской Федерации, мне было важна его позиция по отношению к предложениям.
- А. Оганесян: В целом проект был одобрен?
- Ю.П. Трутнев: В целом наша позиция поддержана, и мы будем продолжать работать.
- А. Оганесян: Юрий Петрович, в двух словах, все-таки это специальная тема, я понимаю, но недра страны, тем не менее, их состояние и будущее. От этого зависит не только, так скажем, стратегическая стабильность России, но и жизнь россиян и даже наших ближайших соседей. Скажите, вот что принципиально нового, чего не было раньше, в этом кодексе или законе о недрах будет представлено?
- Ю.П. Трутнев: Вы знаете, довольно долго надо отвечать на вопрос, попробую, тем не менее, это сделать. Прежде всего, есть определенные деформации, многие из которых видны специалистам, а многие видны, вообще, всему населению Российской Федерации. Например, практически во всех средствах массовой информации обсуждается, что у нас сократились объемы разведки, сократились объемы воспроизводства минеральной сырьевой базы. Совершенно очевидно, нам надо найти ответ на вопросы: кто занимается разведкой, в какой степени разведкой продолжает заниматься государство, каким образом мы мотивируем частные компании для работы в геологоразведке.
Понимаете, когда мы сейчас говорим "предусмотрена", надо точно сказать, что законопроект формируется. Мы сейчас занимаемся этой работой, мы проводим консультации, советуемся со специалистами, с Советом Федерации, с Высшим горным советом. И будем совершенствовать этот документ, потому что это не просто очередной закон, это, собственно говоря, реформа в одной из очень важных для экономики Российской Федерации видов деятельности. Далее, если мы говорим о конституционном законе, то президент Российской Федерации в послании Федеральному Собранию говорил о том, что сферу надо сделать прозрачной и устранить в ней коррупцию. Это тоже абсолютно правильное требование, потому что сегодня в законодательстве существуют лазейки, позволяющие, по сути дела, распределять месторождения субъективно мнению чиновников. Совершенно очевидно, что по отношению к сегодня основному ресурсу страны это абсолютно недопустимо. Есть еще целый ряд положений, работа с которыми позволит точнее выстроить, скажем так, границу между государством, его интересами и интересами инвестора, потому что, очевидно, хороший закон, это тот закон, который позволяет государству больше получить от ресурсов, в то же самое время мотивировать инвесторов, недропользователей для того, чтобы они работали и работали ощутимо.
- А. Оганесян: Спасибо. Вопрос слушателя, пожалуйста.
- Добрый день. Это Али из Ирана. Уважаемый господин министр, как показывают события в Ираке, борьба за контроль ресурсов резко обострилась. Видите ли вы в этом плане некую угрозу для России, страны, столь богатой природными ресурсами? Спасибо за ответ.
- Ю.П. Трутнев: Спасибо. Я думаю, что если все-таки говорить о термине "угроза", то Российская Федерация достаточно сильная страна, чтобы отстаивать свои национальные и экономические интересы. В то же самое время мы должны сказать, что, вне всякого сомнения, события в Ираке отражаются на всем мире, отражаются и на России, отражаются и с точки зрения общей политической дестабилизации, отражаются и с точки зрения уменьшения стабильности цен на нефть.
- А. Оганесян: Скажите, сейчас цены на нефть необычайно высоки, скажем так. Вот реакция российского правительства, может быть, российского бизнес-сообщества, что, собственно, делать в этих условиях? Увеличивать количество добычи или просто пользоваться теми дивидендами, которые вся эта ситуация предоставляет, или какие-то другие решения? Что является, скажем так, приоритетом в этой ситуации в государственном подходе?
- Ю.П. Трутнев: Добыча нефти является таким процессом, который не регулируется, во всяком случае, не должен регулироваться открыванием на большее количество оборотов задвижки или увеличением простого давления. Процесс разработки нефтяных месторождений должен, как основной критерий, учитывать коэффициент извлечения. То есть мы должны работать таким образом, чтобы все-таки месторождения разрабатывались максимально эффективно, и как можно меньше нефти оставалось в земле. Поэтому для того, чтобы увеличить добычу нефти надо заниматься той же геологоразведкой, надо лицензировать разработку новых месторождений, осваивать их.
- А. Оганесян: А запасы нефти, которые есть, их можно больше, так сказать, вбрасывать сейчас на рынок, чтобы понизить цены на нефть, или это не представляет экономической целесообразности для России?
- Ю.П. Трутнев: Вы знаете, вообще, когда мы говорим о мировой цене на нефть, здесь есть очень подходов и очень много позиций. Очень часто те или иные скачки описываются нефтяным сообществом как временные, видимо, для того, чтобы убедить государство, что их рентабельность существенно не повысилась или повысилась кратковременно, избежать каких-то фискальных последствий. В то же самое время, вот лично я считаю, что прежде всего особенно тенденции долговременной, не кратковременной, а именно долговременной в изменении цены на нефть мы должны понимать, что нефть - это не восполнение ресурсов. Нефть - это ресурс, который создавался миллионами лет. Соответственно, мы его только выбираем, и население планеты Земля, как минимум не уменьшается, соответственно, она не будет становиться дешевле в таких длительных факторах. То есть, нужна стратегия и взгляд на годы вперед.
- А. Оганесян: Спасибо, вы ответили на этот вопрос. Пожалуйста, еще вопрос.
- Господин министр, это Беатрис Гено из Франции. Россия в больших объемах экспортирует сырье. Какой процент сырьевых ресурсов остается и перерабатывается в стране? Какой экспортной стратегии придерживается или будет придерживаться министерство, которым вы руководите? Спасибо за ваш ответ.
- Ю.П. Трутнев: Прежде всего, уровень экспорта и, скажем, та часть, которая остается внутри страны, очень разные по разным видам полезных ископаемых. Если говорить о том, что мы экспортируем, прежде всего, нефть и углеводороды, то по нефти - 56% добываемой нефти остается внутри страны. Что касается нашей политики, то я исхожу из того, что Россия должна в полной мере обеспечивать нужды собственной экономики и собственной промышленности. В то же самое время сегодня нам для технического перевооружения, для социальных нужд надо увеличивать и экспорт для того, чтобы увеличить поступления в экономику, в бюджет Российской Федерации. Вот эти возможности, они ограничиваются сегодня транспортной инфраструктурой, которой мы должны заниматься совместно с моими коллегами по правительству. Тем не менее общий фон на то, чтобы мы полнее использовали богатства недр России. Я уже говорил в ответе на предыдущий вопрос, мы должны заниматься разведкой, должны заниматься освоением месторождений, должны заниматься развитием инфраструктуры.
- А. Оганесян: Скажите, вот когда мы говорим о транспортных проблемах, проблему, собственно, в большей степени вы видите в транспортных возможностях России для экспорта или в транспортных возможностях внутри России, для потребителя России?
- Ю.П. Трутнев: Прежде всего, для экспорта. Внутренние транспортные проблемы в большей или меньшей степени решены.
- А. Оганесян: Я хотел задать вопрос совсем из другой, может быть, оперы, хотя на ту же тему. Это волнует жителей теперь и Москвы, и Сибири. Франсуа Паскаль из Франции по сети Интернет задает вопрос: "Прошлое засушливое лето привело к многочисленным лесным пожарам. (Очевидно, наш слушатель вспоминает ситуацию не только в России, но и в самой Франции). Так вот он спрашивает, что делается в вашей стране для борьбы с лесными пожарами, ведь Россия, хотя и богата лесами, но если их не сохранять, то произойдет экологическая катастрофа. Вот на эту тему.
- Ю.П. Трутнев: Прежде всего, поскольку я отвечаю на вопрос французского радиослушателя, хочется подчеркнуть, что Россия, с точки зрения сохранности лесов, скажем, пожароопасности находится совершенно в другом состоянии. Потому что надо понимать, что огромные площади, огромные территории Российской Федерации практически сегодня не очень заселены, и какой-то тотальный контроль и ликвидация пожаров на ранней стадии на вот таких огромных территориях, вообще-то, затруднены. Тем не менее, можно сказать о том, что в этом году пожары и по количеству и по площади в четыре раза ниже, чем за аналогичный период прошлого года, то есть в принципе системы и пожаротушения, и предупреждения пожаров работают и работают достаточно эффективно. Тем не менее, мы считаем, что совершенствоваться есть куда, и одним из таких серьезных направлений совершенствования я вижу в изменении системы финансирования работ, связанных с тушением пожаров. Сегодня, к сожалению, в России работа организована следующим образом, что деньги идут за пожары, то есть, вот пожар состоялся, соответственно, очевидно нужны вылеты, самолеты, горючее, люди. Соответственно мы покрываем эти издержки, и это правильно. Но, с другой стороны, возникает такая странная зависимость, что чем больше горят, тем, собственно говоря, больше получают денег. Мы постараемся разобраться с этим механизмом.
- А. Оганесян: Да, конечно, в этом есть своя логика. Еще один вопрос, который очень волнует многих слушателей, пожалуй, не меньше, чем угроза пожаров. Видят угрозу лесам очень многие россияне и не только россияне, когда мы говорим о российском лесе, со стороны некоторых новых законодательных инициатив. Вот, например, Збигнев Гробовский из Польши спрашивает: "Правда ли, что в России намерены передать леса в частное пользование. Если "да", то нет ли опасности, что хозяин с целью извлечения прибыли, будет использовать приобретенный им лес, как ему заблагорассудится, что в последствии приведет к потере значительной части лесов в России?" Надо пояснить слушателям, что разрабатывается не только Кодекс закона о недрах, но и Лесной кодекс. И что можно сказать по поводу таких опасений, как это все корелируется с новым законом?
- Ю.П. Трутнев: Ну, во-первых, я хочу сказать о том, что во внесенном сегодня в Государственную Думу Лесном кодексе предложения о собственности на лес исключены. Мы советовались совместно с разработчиками, Министерством экономического развития, приняли это решение и оно уже отражено в документе. Мы исходим из того, что на протяжении ближайшего периода 10-15 лет мы должны наработать опыт в рамках механизма аренды, что долгосрочные аренды достаточны для защиты интересов инвесторов. Спешить с собственностью не надо, надо сначала посмотреть как механизм будет работать. Тем не менее, хочу сказать, что в проекте Лесного кодекса совершенно точно описаны правила лесопользования, и арендатор никоем образом не выпадает из поля контроля и внимания со стороны государства.
- А. Оганесян: То есть там есть конкретные решения, он должен сохранять лес, добровольной рубки не может быть?
- Ю.П. Трутнев: Совершенно очевидно, все эти вопросы регулируются в Лесном кодексе. Кроме того, мы очень внимательно осмотрели соблюдение прав граждан, с точки зрения доступа в лес и возможности собирать ягоды, грибы, просто гулять и находиться, потому что мы прекрасно понимаем, что такое лес и какое значение он имеет для россиян.
- А. Оганесян: Спасибо. У меня вопрос больше географический, может быть. Вы в новом кабинете министров представитель региона. Вы все там в основном прошли школу федеральной работы, работы за рубежом. Вы в прошлом губернатор Пермской области, и, может быть, это не случайно так получилось, что за природные ресурсы, теперь у нас как бы отвечает за их состояние, министр, который не москвич и не петербуржец. У вас, в вашей биографии действительно была близость к природе, вы ее ощущали или вы тоже в чистом виде горожанин, привыкли больше к урбанистским тенденциям?
- Ю.П. Трутнев: Вы знаете, наверное, если отвечать на вопрос, чего мне больше всего не хватает в Москве, то, как раз одним словом можно сказать, природа. Дело в том, что Пермь - тоже довольно крупный город, в нем миллион жителей. Тем не менее, у пермяков есть одно большое преимущество перед москвичами. Сев на машину, через час вполне можно оказаться в точке, где совсем зеленые леса, совсем чистые реки, озера. И состояние природы такое, как до вмешательства человека. На севере области есть территории, где вполне можно найти место, где нога человека и не ступала. Мне это всегда было дорого, дорого и сегодня. Мне кажется, что человек и природа мало разделимы. Поэтому работать можно, естественно, в мегаполисе, но, что касается жизни, то, мне кажется, что природа все-таки очень важна.
- А. Оганесян: Любите ли вы природу, ну, так более усложненный вопрос вы на него ответили. Да, видно теперь, что не случайно. Кстати, вот вам приходилось, как губернатору, ведь общаться с вашими коллегами, вот состояние, вы говорите - чистые реки, незагаженные леса, природа. Многие губернаторы в России могут этим похвастаться или все-таки их не так много?
- Ю.П. Трутнев: Вы знаете, у нас очень большая территория. Действительно природа много что дала, то есть у нас огромные ресурсы и поверхностные и подземные. Другой разговор, что нам очень много надо делать для того, чтобы не только брать у природы, для того, чтобы поддерживать природное равновесие, потому что сейчас мы все-таки гораздо больше забираем и забираем не только в плане нефти, угля, урана, золота. Забираем и в части той же чистоты рек и в части состояния тех же лесов. Поэтому это очень сложно сделать при сегодняшнем состоянии экономики России, при сегодняшней территории. Это непростой вопрос. Но в принципе мы в любом случае должны стремиться к тому, чтобы прийти в равновесие с природой, чтобы ее наши предприятия сами в процессе жизнедеятельности все-таки оставляли природу в равновесии, не ухудшали ее состояние.
- А. Оганесян: Старались восполнить хоть чем-то ее потери, которые природа делает ради нас. Спасибо. Пожалуйста, еще вопрос.
- Здравствуйте. Меня зовут Владимир Афанасьевич, я потомственный нефтяник. У меня вопрос к господину министру Трутневу Юрию Петровичу. Уважаемый Юрий Петрович, сейчас Россия живет на наследстве Советского Союза. Мы снимаем сливки с месторождений, освоенных еще до 91 года, и не известно, кто снимает эти сливки, олигархи или государство? Из сообщений прессы и по своему опыту работы я вижу, что более десяти лет не осваиваются новые эффективные месторождения, захваченные еще в начале 90-х годов. Привожу пример: Салымское месторождение, где владелец компании "Сибирь" господин Чигиринский, не вкладывает ни копейки, или огромное Ковыктинское месторождение, где главным является ТНК во главе с Вексельбергом. И это малая толика примеров. И вот что в конкретных случаях, вы, господин министр, будете делать, как министр? Спасибо, до свидания.
- А. Оганесян: Вот это продолжение темы разведки на самом деле. Пожалуйста.
- Ю.П. Трутнев: В какой-то мере разведки, спасибо за вопрос. Да, действительно, есть тема разведки, я уже о ней сказал, повторяться не хочется. Но есть и вторая сторона - это неразработанные месторождения. У нас действительно сегодня значительное количество месторождений, переданных в эксплуатацию, не разрабатываются. В результате государство вроде бы выделило ресурс, но не появляются рабочие места, не платятся налоги, не добывается продукция. В части из этих случаев мы будем поступать очень просто - мы будем инициировать механизм отзыва лицензии и просто на место недобросовестного недропользователя объявлять новый аукцион и давать месторождение дальше в эксплуатацию. Почему сказал в части? Потому что есть второй случай, когда мы говорим уже о конкретике, вот здесь названо Ковыктинское месторождение, По Ковыктинскому месторождению - просто нет сегодня трубопровода. Соответственно, можно, конечно, отобрать Ковыктинское месторождение у ТНК, но простое такое изъятие, оно не приведет к тому, что Ковыктинское месторождение завтра начнет работать. Соответственно, нужно подумать, что необходимо сделать, но в основной посылке, я совершенно согласен с Владимиром Афанасьевичем, задавшим этот вопрос, что месторождение не должно стоять, и задача министерства, чтобы месторождение работало на пользу страны.
- А. Оганесян: А есть какие-то механизмы или они разрабатываются, отзыв лицензии?
- Ю.П. Трутнев: Еще раз говорю, если достаточно того, чтобы отозвать лицензию, мы будем их отзывать. Более того, в новом законе мы постараемся гораздо четче прописывать механизм, как это делается. Потому что сегодня механизм и самих лицензионных соглашений и механизм отзыва лицензий прописан достаточно неопределенно, что, в общем, позволяет, скажем, недропользователям уходить от реального отзыва лицензий. И практически у нас сейчас, к сожалению, отзыв лицензий используется скорее как такая вот "страшилка" для нерадивых. Фактически отзыв не происходит. Мы постараемся изменить этот механизм таким образом, чтобы все-таки, если государство принимает решение отозвать лицензию, то оно отзывалось. Очевидно, это будет судебный механизм, тем не менее, суду даже на основании закона, видеть, что основания для отзыва лицензии есть. Еще раз говорю, есть случаи, когда только отобрать лицензию недостаточно, когда нужен комплекс мер для того, чтобы месторождения можно было осваивать.
-А. Оганесян: Я не специалист, тем более не на вашем уровне, не на уровне Владимира Афанасьевича, который нефтяник. Но вот у меня, вы говорили о трубе, а разве, когда отдавали это месторождение, не было известно, что там трубы нет? Разве уж такая компания, как ТНК, имеющая сверхприбыли, безусловно, она что, не знала об этом и не может взять на себя прокладку трубы? Или это государство должно еще обеспечить их трубой?
- Ю.П. Трутнев: Мы начали эту работу. Ответ на этот вопрос не так прост, поскольку сегодня все-таки магистральные газовые и нефтепроводы в России являются монополией государства, в то же самое время, действительно подгонять план государства под интересы всех частных недропользователей достаточно затруднительно. Поэтому, я думаю, что нам потребуется определенное время, но мы должны будем дать не только радиослушателям, но и всей стране ответ на вопрос, что мы будем делать с месторождениями, в том числе не обеспеченными инфраструктурой.
- А. Оганесян: Немного вопрос, может, из социальной сферы. Вот приходилось слушать иногда и от иностранных коллег, да и просто это понятно. Давайте вернемся в нашу историю. В свое время Столыпин, чтобы внести больше стабильности в российское общество, сделал ставку на появление среднего класса на базе сельского хозяйства, раздача земли, свои фермерские хозяйства. Сегодня вряд ли сельского хозяйства мы можем ожидать, именно этого. Скажите, высокие технологии, да область может быть среднего бизнеса, ну, и, конечно, то, чем сейчас богата Россия - это вся энергетическая природная инфраструктура. Имеется в виду не только добыча, имеется в виду и все, включая вот те же трубы и прочее, и прочее. Это реальная среда, где мог бы вырасти этот средний класс на базе мелких, средних предприятий. У нас же сегодня картина, такая немножечко ущербная. У нас огромные плиты как бы в лице крупных монополий, которые давят на эту социальную площадку, практически не давая особо развернуться мелкому и среднему бизнесу на самой плодородной что ли ниве, самой многообещающей для появления среднего класса в России. Скажите, пожалуйста, в этом аспекте есть какие-нибудь у правительства, у вас, вы беседовали с президентом, какие-то мысли, Как дать инициативе деловой развернуться между вот этими крупными столпами этой отрасли?
- Ю.П. Трутнев: Я пока буду говорить только о своей позиции, потому что правительство такое решение не принимало, и оно пока не обсуждалось на правительстве. Но, прежде всего, абсолютно убежден в том, что правительство и государство должно предпринимать меры, направленные на демонополизацию отрасли. Резкой демонополизации не произойдет, не произойдет, потому что нефтеперерабатывающие заводы, инфраструктура, та самая, о которой мы говорили, сегодня находится в значительной степени в собственности тех же самых компаний. Понятно, что сегодня маленькая компания, работающая на большом месторождении, не построит свой нефтеперерабатывающий завод, не построит свою систему трубопроводного транспорта. То есть все равно это не так просто будет происходить. Но, в целом, если говорить о направлении развития, то мы абсолютно точно должны добиться изменения ситуации, когда крупные компании сегодня имеют до 70 лет обеспеченности по запасам, что, кстати говоря, в 2,5 раза превышает средний мировой рынок, в то же время особо-то никого не пускают на рынок. Способы стимулирования здесь могут быть экономические, я уже говорил в прессе, что мы рассматриваем возможность установления платы за запасы, могут быть административные, когда мы просто, действительно, жестче будем отзывать лицензию на неосваиваемые месторождения. Вот эта наша позиция вызвала массу ответной критики нефтяными компаниями. Не нравится, но я совершенно точно могу сказать, в не зависимости от объема критики мы будем рассматривать эти возможности, будем принимать решения, исходя из интересов государства, исходя из целесообразности, но точно, не исходя из того, кому это нравится, кому это не нравится.
- А. Оганесян: Спасибо. И последний вопрос.
- Здравствуйте, господин Трутнев. Меня зовут Фернандо Химено Перес. Я испанский художник, живущий в Москве, и постоянный слушатель "Голоса России". Господин Трутнев, я читал, что вы не сторонник создания совместных иностранных предприятий по разделу продукции. Какова сейчас ситуация в этой области? Что здесь нужно поправлять, если в этом есть необходимость?
- Ю.П. Трутнев. Спасибо, господин Перес. Очень простой ответ на ваш вопрос. Дело в том, что соглашение о разделе продукции - это упрощенный и, собственно говоря, льготный режим налогообложения, применяемый в тех случаях, когда по каким-то причинам, скажем, на стандартном режиме налогообложения мы не можем найти инвесторов для осуществления того или другого проекта. Честно говоря, мне представляется, что отрасли, связанные с полезными ископаемыми, нефтяная отрасль очень редко попадают в такие исключения, что в подавляющем большинстве случаев мы вполне в состоянии осуществлять работу в стандартном режиме налогообложения, не придумывая специально упрощенный порядок и, таким образом, не снижая поступлений в бюджет Российской Федерации. Поэтому сегодня мы будем совершенно точно настаивать на одном простом механизме. Сначала - аукцион, и только в том случае, если на аукционе не появилось инвестора, если нет компании, которая желает вкладывать деньги на стандартных принципах, тогда можно рассматривать, и на уровне решений правительства принимать, скажем, решения где-то в наиболее рискованной, с точки зрения инвестиций, величины вложений.
- А. Оганесян: Вот когда вы приехали в Москву, какое вы для себя выдвинули кредо? Скажем так, я, Юрий Петрович Трутнев хочу за время своего министерства сделать или добиться...... Вот, чтобы вы сюда вписали, если бы перед вами была такая как будто анкета?
- Ю.П. Трутнев: Собственно говоря, самое интересное, что я с этого и начал, мне было важно определить, зачем я приехал. Хочу ответить сразу, что мне очень хотелось бы улучшить правоотношения недропользования, то есть создать такой закон, который позволит эффективнее работать по разработке месторождений полезных ископаемых и для страны в целом, и для инвестора. Далее, я считаю, что есть возможность запустить в эксплуатацию значительное количество новых месторождений и создать механизм для освоения тех месторождений, которые простаивают сейчас. Мы должны разобраться со стратегическими видами полезных ископаемых, по которым сегодня Россия не обеспечена собственными запасами и, возможно, вложить дополнительные средства для того, чтобы мы были по этим позициям обеспечены. Немало надо сделать для того, чтобы установился баланс между людьми и природой, в которой мы все-таки живем. Надо продолжать работу исправлять, я думаю, что первого раза достаточно.
- А. Оганесян: И при том сохранить чистые леса и реки и в Перми, и в России.
- Ю.П.Трутнев: Есть такая программа, это действительно программа-минимум, ее обязательно надо сделать. Я считаю, что я начал работу во многом, прежде всего, для этого.
- А. Оганесян: Программа ваша минимум звучит именно очень внушительно. Я думаю, что очень обнадеживающе для многих россиян. Остается вам пожелать успехов. Министр природных ресурсов Трутнев Юрий Петрович. Спасибо еще раз. Вел передачу Армен Оганесян. Всего доброго.
03.06.2004 г.
http://www.mnr.gov.ru