Уже этой осенью Россия планирует запустить шесть спутников, которые дополнят ГЛОНАСС. Эта новая навигационная система в центре внимания МАКСа-2007. На вопросы российского информационного телеканала "Вести" ответил генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич.
- Юрий Матэвич, здравствуйте. Как проходит презентация российской системы ГЛОНАСС в Жуковском и какими разработками и комплексами представлена навигационная система?
- Наша система ГЛОНАСС является одной из двух существующих в мире глобальных навигационных спутниковых систем. Она представлена в первую очередь тем, что интересно потребителю - и массовому, и корпоративному. Это системы, которые нужны геодезистам, картографам. Это системы, которые нужны для объективной диспетчерской информации транспортных средств, причем как автомобильных, так и других транспортных средств для железных дорог, пароходств, и многих других систем, включая такие системы транспорта как авиация. На стендах "Роскосмоса", космических войск представлен полный перечень аппаратуры, которая производится отечественными разработчиками, в том числе и в содружестве с зарубежными странами.
- Вы говорите про коммерческое использование, а когда оно будет запущено в дело и что для этого нужно?
- К счастью система ГЛОНАСС работает, и работает она достаточно давно. Другое дело, что не всегда мы ее использовали для массового применения. Для интересов Министерства обороны с 90-х годов она не прекращала свою работу. Сейчас мы стремимся к массовому развертыванию системы, в том числе для потребителей гражданских. И это можно продемонстрировать на наших стендах, которые разместил институт ВГУПР НИИКП на МАКСе. Есть стенд, который показывает применение и взаимодействие системы ГЛОНАСС с другими системами.
- Когда обычный гражданин сможет пользоваться этой системой? Те же автомобилисты, например?
- Автомобилисты уже сейчас могут пользоваться этой системой. С этого года выпускаются навигационные приемники для автомобилей. В массовой продаже они уже появляются, и к концу года будут широко представлены в наших магазинах. А системы транспорта, которые связаны с диспетчерскими пунктами, используются массово. Например, "Норильский никель" заказал такую систему у нас, мы выиграли конкурс несколько месяцев назад. Более 2000 транспортных средств уже оснащено нашей системой, а в следующем году будет оснащено еще несколько тысяч транспортных средств, включая пароходство и железнодорожные составы для "Норильского никеля".
- Осенью "Роскосмос" запустит 6 аппаратов, которые будут обеспечивать работу ГЛОНАСС. А сколько всего будет спутников?
- На сегодня работающих спутников порядка 11. С вводом запущенных спутников их будет порядка 17, они обеспечат непрерывное покрытие всей территории РФ.
- Как вы считаете, насколько дорогим проектом является ГЛОНАСС и как быстро на ваш взгляд, он сможет себя окупить?
- Система ГЛОНАСС развивалась так же, как система GPS или другие подобные системы, предназначенные в первую очередь для Министерств обороны соответствующих стран. Поэтому изначально подразумевается окупаемость коммерческой составляющей системы ГЛОНАСС. И здесь, конечно, развивается частное государственное партнерство и все структуры, которые развивают потребительский сегмент, сами заботятся об окупаемости своих систем. Тот же "Норильский никель", развивая эту систему, конечно же получит существенные выгоды. Скажем, Ярославская область - один из пионеров в использовании спутниковых навигационных технологий - имеет уже ощутимую выгоду от 20 до 30% в разных отраслях их деятельности, от кадастровых геодезических работ до транспортных систем и транспортировки грузов.
- А в чем уникальность ГЛОНАСС, ведь существует и американский аналог?
- Уникальность системы ГЛОНАСС в большей помехозащищенности. Но для потребителей уникальность создающихся нами российских систем заключается в том, что мы используем сразу 2 системы - ГЛОНАСС и GPS, что дает выигрыш в качестве практически в 2 раза. Потому что обе эти системы создавались фактически для Министерства обороны, для открытых площадей, а сейчас работа в основном идет для гражданских потребителей в условиях плотной городской застройки, в условиях, когда не вся орбитальная группировка видна. И за счет того, что используются сразу 2 орбитальных группировки, будет лучше качество приема, целостность и точность полей. В том числе это дает огромный выигрыш для коммерческого использования системы ГЛОНАСС в таких областях как транспорт, не говоря уже о таких важнейших областях, как безопасность, мониторинг критически важных объектов и особо опасных грузов.
- Что вы ожидаете от этого авиасалона МАКС-2007?
- На этом авиасалоне мы впервые представляем не только наш институт, но и всю корпорацию, которая создается по указу президента, и в которой наш институт является головным. Судя по количеству запросов, количеству презентаций, которые нас просят сделать, этот МАКС будет намного успешней, чем предыдущий.
22.08.2007
http://www.vesti.ru/doc.html?id=135444&cid=7