На 26 октября запланирован запуск европейской автоматической межпланетной стан-ции "Венера-Экспресс". Для выведения космического аппарата на траекторию полета к Ве-нере используются российская ракета-носитель "Союз-ФГ" и разгонный блок "Фрегат". С помощью аналогичной ракеты ранее была успешно реализована первая европейская планет-ная миссия "Марс-Экспресс". Новый проект реализуется в рамках долгосрочной программы совместных научных исследований в космосе Европейского космического агентства (ЕКА) и Федерального космического агентства (ФКА) России.
Сотрудничество Европы и России и в области космоса началось еще в советский пе-риод. В то время оно ограничивалось исключительно научными программами, среди кото-рых наиболее известными стали исследования кометы Галлея с помощью российской стан-ции ВЕГА и европейской "Джотто" По тем временам это был значительный шаг вперед в деле сотрудничества.
С 1993 г. ЕКА совместно с Россией осуществляет деятельность по подготовке и про-ведению полетов европейцев в космос: первоначально на российскую орбитальную станцию "Мир", а затем - на Международную космическую станцию (МКС).
Возможности для сотрудничества значительно расширились после того, как Россия объявила себя суверенным государством и в гораздо большей степени открылась для коопе-рации. Новым этапом сотрудничества стало строительство МКС. Это важное, но не единст-венное направление совместной деятельности, которая сегодня охватывает практически все области космических исследований. Особенно отрадно отметить нарастающую положитель-ную динамику в укреплении долговременного взаимовыгодного партнерства в сфере пуско-вых услуг.
В частности, для реализации своих научных проектов ЕКА использует возможности российских ракет-носителей среднего класса "Союз" и тяжелого класса "Протон". В октябре 2002 г. с космодрома Байконур "Протоном" была выведена на орбиту европейская астрофи-зическая обсерватория "Интеграл". Использование "Протона" обеспечило обсерватории лучшие орбитальные возможности для наблюдений, чем могла бы дать любая другая ракета-носитель, включая европейскую Ariane. В свою очередь, российские ученые получили право на первоочередное использование информации, добываемой в течение 27% от общего вре-мени наблюдения приборами "Интеграла".
Запуск российским носителем "Союз-ФГ" межпланетной автоматической станции "Марс-Экспресс" стал примером сотрудничества не только в выведении космического аппа-рата на орбиту, но и в совместной разработке бортовой научно-исследовательской аппарату-ры. В состав научного оборудования "Марс-Экспресса", который и сегодня продолжает ра-ботать на околомарсианской орбите, входят и приборы, разработанные с участием россий-ских ученых, привнесших свои опыт и знания в этот европейский проект.
"Марс-Экспресс" расценивается как одна из эффективных, недорогих и быстрых экс-педиций ЕКА. Даже свое название "Экспресс" она получила благодаря быстрым темпам и четкой организации работ по ее созданию и надежному своевременному запуску. В таких же исключительно жестких технических и временных ограничениях велась подготовка к запуску межпланетной станции на Венеру. Российскими предприятиями проведен полный комплекс работ по адаптации ракеты-носителя к космическому аппарату, в том числе их электромагнитной совместимости, отделению станции от носителя с минимальными пере-грузками и т.д. Кроме того, в данной миссии используется модифицированный "Фрегат" - более легкий и более мощный, чем при запуске "Марса-Экспресс".
Схема выведения выглядит так: ракета-носитель доставляет разгонный блок с уста-новленным на нем космическим аппаратом на так называемую "орбиту ожидания". Затем разгонный блок двумя включениями двигательной установки формирует отлетную траекто-рию, после чего межпланетная станция отделяется от "Фрегата" и направляется к Венере. Спустя пять месяцев полета, в апреле 2006 г., уже в сфере притяжения планеты, включается двигательная установка космического аппарата и он переходит на околовенерианскую орби-ту. Маневрируя по ней в течение примерно пяти дней, в конечном итоге аппарат выйдет на рабочую орбиту над полюсами планеты с минимальным удалением 250 км и максимальным - 6600 км от ее поверхности.
Основные цели миссии - глобальные исследования атмосферы Венеры, ее строения, состава, теплового баланса, динамики строения и химии облаков, некоторых аспектов геоло-гии и свойств поверхности. Будет также изучаться окружающая планету космическая плазма.
Первые прямые измерения в атмосфере Венеры были выполнены советской станцией "Венера-4" еще в 1967 г. Исследования продолжились на станциях "Венера-5 и -6", а "Ве-нера-7" совершила первую мягкую посадку на поверхность планеты. Затем были выполнены посадки спускаемых аппаратов станций "Венера-9 - 14". Станции "Венера-15 и -16" с ок-тября 1983 г. исследовали планету с орбиты венерианских искусственных спутников, в том числе впервые выполнили радиолокационную съемку с высоким разрешением всей поверх-ности Венеры. В целом все сегодняшние знания ученых об этой планете связаны с результа-тами исследований с помощью советских автоматических станций серии "Венера". Поэтому Венеру по праву называют Русской планетой.
Полет межпланетной станции "Венера-Экспресс" ставит целью закрыть те белые пят-на, которые все еще остаются в понимании природы планеты. В частности, в верхнем облач-ном слое имеется какая-то неизвестная составляющая, поглощающая до половины солнечной ультрафиолетовой радиации, поступающей на планету. Нет однозначного ответа и на вопрос о вулканической активности. Два прибора станции создавались с непосредственным участи-ем российских ученых.
Сотрудничество Европы и России в космосе имеет славную историю и хорошие пер-спективы. Несомненно, контакты Европейского космического агентства с российским Феде-ральным космическим агентством и его предприятиями и дальше будут развиваться по ши-рокому спектру направлений, таких как космические носители и ракетные двигательные ус-тановки, пилотируемые полеты, МКС, исследования космического пространства, системы спутниковой навигации. Практически по всем этим направлениям России есть, что предло-жить Европе.
В частности, ситуация с основным европейским носителем "Ариан-5" пока далека от идеальной, а новому легкому носителю "Вега", в котором есть и доля российского участия, предстоит еще доказать свою состоятельность. Отсюда приоритетность такого совместного проекта, как "Союз" на Куру".
Несомненно, ЕКА видит в ФКА серьезного партнера, способного на взаимовыгодной основе усилить европейские конкурентные позиции в мире, а также стать своего рода про-водником на перспективном российском рынке высоких технологий.
14-10-2005
http://pda.rian.ru/analytics/20051014/41776205.html