21 августа 2006
3320

Юрий Жданов: Туризм должен кормить страну

Гость: Юрий Жданов - Руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами


Особые экономические зоны - это понятие, которое вроде бы уже входит в нашу жизнь, но тем не менее пока еще не стало привычным для подавляющего большинства населения Российской Федерации. На сегодняшний день принято решение о создании нескольких технико-внедренческих, нескольких промышленно-производственных зон и объявлен конкурс на - совершенно экзотическое понятие - туристско-рекреационные зоны. Где они расположатся, как будут действовать и что мы с вами от них получим, попробуем разобраться в нашей программе. У нас в гостях руководитель Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Николаевич Жданов.

- Вы - своего рода министр по особым экономическим зонам.

ЖДАНОВ: Хотелось бы в это верить.

- От вашей веры на самом деле зависит очень много. Конкурс на туристско-рекреационные зоны объявлен. Я прочитал, что вы ожидаете порядка 50 заявок. Это те 50 курортов, которые уже есть на территории России, а теперь хотят получить новый правовой статус, скажем так, новую систему налогообложения? Или принципиально новые, которых нет, но они позарез нужны стране?

ЖДАНОВ: Я думаю, и то и другое. У регионов совершенно разный подход. Есть традиционные места отдыха наших граждан - это побережья морей: и Черного, и Балтийского. Есть места, где мы любили отдыхать, в средней полосе России. Наверное, всем известны Кавказские Минеральные Воды, озеро Байкал. Но есть и те проекты, которые недавно стали появляться на свет, это проекты Алтая, Сибири, ряда горнолыжных курортов, которые находятся в стадии своего становления, где появляются первые отели, где прорубаются первые трассы. И здесь мы ожидаем получить предложения разного уровня. Например, в Ивановской области есть такое место Плёс, где активно новый губернатор господин Мень развивает туристическую инфраструктуру, строятся под старину небольшие отели. Это живописное побережье реки Волги. И, на мой взгляд, это и водный туризм, и...

- То есть вы сейчас говорите Ивановской области, что вопрос с Плесом почти решен?

ЖДАНОВ: Думаю, что у них будет очень жесткая конкуренция с Калужской областью. Губернатор представляет проект Тарусы, очень известного места в историко-культурном наследии нашей страны. Там и истоки Цветаевой, там и великолепное побережье Оки, там шикарные леса. И, на мой взгляд, в средней полосе будет 5-7 таких серьезных предложений. Может быть так, что какое-то из них и будет иметь шанс на успех при понимании того, что победителей будет очень мало. Все особые экономические зоны сейчас реализуются в порядке эксперимента. И создавать их по всей стране никто не будет. Мы учимся работать, отрабатываем механизмы, применяем совершенно новые подходы к администрированию. И все это требует ежедневного, ежечасного внимания и агентства, и акционерного общества, которое мы создали, "Особые экономические зоны", и Министерства экономического развития и торговли, и Ростуризма, если говорить об этом виде зон. Поэтому их будет очень мало.

- Юрий Николаевич, я как обыватель понимаю, что в технико-внедренческих зонах нужны особые условия и поддержка государства. Потому что это задел на будущее, вкладываем деньги, они не сразу принесут отдачу. Но по поводу туристско-рекреационных зон я не очень понимаю. Действительно, есть Плес, это дивная природа, душа радуется и замирает дыхание, когда на это смотришь. Зачем там нужна поддержка государства, если достаточно пустить туда людей предприимчивых, они сами там все сделают. Зачем нужны вот эти особые экономические условия? Есть побережье Кавказа. Там, в конце концов, те, кто сдает комнаты или строит отели, и так неплохо живут. Их зачем еще поддерживать?

ЖДАНОВ: Я думаю, что это несколько ошибочное мнение, что и так у нас все хорошо и быстро появится. Во-первых, появится очень не сразу и не скоро, потому что самый главный вопрос - это вопрос вложения государства и субъектов Федерации в инфраструктуру. Например, возьмем озеро Байкал. Если посмотреть на ту часть, которую природа наделила преимущественным положением, а именно на Бурятию с великолепными склонами, шикарным песчаным низким берегом, с чудесными возможностями для летнего и зимнего туризма, то, к сожалению, ни одного приличного объекта нет, дорога - это не дорога, а направление для движения от Улан-Удэ до Иркутска. И энергетика, и канализация - все вызывает массу вопросов. Куча нерешенных проблем в миллиарды рублей. И все это без участия государства может тихо загнивать, может плохо развиваться, мы можем никогда не получить тот эффект, который встречаем за рубежом, когда все эти проблемы решаются на должном уровне на основе частно-государственного партнерства. Никакой бизнес не будет строить шикарные отели на берегу Байкала, если нет дороги, если нет энергетики и если нет канализации. И всю нагрузку положить на бизнес просто невозможно. Это мы с вами будем в час по чайной ложке собирать тот эффект, который мы можем получить достаточно быстро. Поэтому государство решило обратить внимание на развитие такой отрасли экономики, как туризм.

Туризм кормит многие страны мира как основная отрасль экономики. Мы учимся и у турок, мы учимся развитию горнолыжного туризма и у французов, и у швейцарцев, и у австрийцев, и у немцев, и у американцев, и у канадцев. И крупные туристические компании, которые уже вышли за просто сферу услуг, а вкладывают средства и в отели, и в горнолыжные спуски, предлагают свои условия, наш бизнес разного рода, и средний и крупный, готов участвовать в этих проектах. Поэтому мне кажется, что в порядке эксперимента государство может вырастить несколько точек развития туристической индустрии и на их примере обкатать все проблемы, начиная от высококлассной инфраструктуры, заканчивая подготовкой кадров в области туристического бизнеса.

- А вот скептики, например, говорят, что в 2007 году эти новые зоны, о которых мы говорим, могут рассчитывать лишь на один с небольшим миллиард рублей бюджетных инвестиций. А на эти деньги в лучшем случае документацию можно подготовить. И смысл тогда?

ЖДАНОВ: Здесь есть только доля правды, потому что 1,1 млрд. - это пока заложено в проекте федерального бюджета - то, что готова дать Федерация. Примерно столько же предлагают регионы. Это значит, 2,2 уже получается, потому что все проекты мы осуществляем на основе соинвестирования. Вообще денег на особые экономические зоны выделено более 11 миллиардов на следующий год, на этот - 8 миллиардов. И куда какие средства идут, на какие виды зон, что быстрее осваивается, решается в моем агентстве и в Министерстве экономического развития и торговли. Поэтому, если у нас будет возможность поддержать изнутри, мы найдем этот ресурс. Если нам нужно будет дополнительное финансирование, то нужно для начала провести конкурс и определить, сколько субъектов Российской Федерации будут получать эту поддержку. Если их окажется больше, чем мы сейчас ожидаем, значит, мы будем объяснять Министерству финансов, что нам нужно увеличить финансирование. Пока мы все вопросы решали в Министерстве финансов так, как этого требует жизнь, и никогда не наталкивались на полное непонимание.

- А вот когда вы говорите, что победителей может оказаться больше, чем вы сейчас предполагаете, это значит, что нет четкой границы? Два, три, четыре, пять победителей - все может быть?

ЖДАНОВ: Пока мы рассчитываем, что если будет подано 50 заявок, то максимум может победить 10 процентов. Реально может оказаться, что это будет меньше, может оказаться чуть-чуть больше. Но все это в районе пяти проектов. На большее мы просто сами не готовы и не пойдем по многим причинам.

- Не только денежным?

ЖДАНОВ: Не только денежным. Это и необходимость специального администрирования этого проекта, работы с администрациями регионов, создания дополнительных рабочих мест по линии строительства, особенно на первом этапе. И все это будет анализироваться в совокупности, вообще возможности государства участвовать в широком смысле в строительстве особых экономических зон. Сейчас, вы знаете, их шесть: четыре технико-внедренческие и две промышленно-производственные. Развитие там идет полным ходом. Тем не менее сильно расширять этот список никто не собирается. Мы не подменяем экономику страны, мы на сегодняшний день оттачиваем все процедуры для того, чтобы могла реализоваться такая добрая мечта, что по режиму особых экономических зон в том или ином виде, может быть, без каких-то таможенных привилегий, без дополнительных налоговых, но с совершенно другим участием государства, которое реально будет помогать бизнесу, будет развиваться в дальнейшем целая страна.

- Если мы говорим о разных видах зон, процентное соотношение участия в их формировании федерального бюджета, регионального бюджета и частного, оно примерно одинаково? Или все зависит от специфики этих зон?

ЖДАНОВ: Специфика есть, конечно, в каждой зоне. Самый сложный на сегодняшний день вид зоны - это промышленно-производственный. Там законом определен "входной билет" - 10 миллионов условных единиц, и без этой суммы проекты вообще не рассматриваются. Из них миллион нужно вложить в первый год инвестирования в проект. Это то, что касается роли резидента или инвестора в этой работе. На практике мы видим, что эта цифра явно занижена. Нам предлагают проекты с сотнями миллионов. Крупные заводы за 10 миллионов, конечно, не построишь. Тем не менее здесь ведущую роль играет крупный бизнес. Если мы возьмем участие государства в строительстве инфраструктуры промышленно-производственных зон, то, как правило, и государственные инвестиции достаточно велики, это миллиарды рублей. И со стороны Федерации, и со стороны субъектов Федерации мы всего лишь две такие зоны имеем. Это Елабуга и Грязненский район Липецкой области. На мой взгляд, и там, и там работа идет полным ходом, везде есть первые резиденты, которые зарегистрированы. Компания "Северсталь-Авто" совместно с "Фиатом" в Елабуге будет строить на совершенно новом уровне совместное производство микроавтобусов и ряда других направлений автомобильной техники. Локализация производства будет более 50 процентов. Мы впервые начнем делать двигатель, мы откроем литейный цех, и это уже отверточной сборкой никак не назовешь. Фактически это будет почти российский автомобиль. И в этом плане мы очень надеемся на то, что через 9 месяцев, может быть, с момента нашего с вами разговора мы откроем это производство и запустим это предприятие на совершенно новом уровне.

18.08.2006 "Панорама"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован