По мнению экспертов `НГ`, судей лишают остатков независимости в преддверии нелегитимных шагов - например, отмены выборов президента
Спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов предложил на прошлой неделе назначать высшую квалификационную коллегию судей и руководителей судебного департамента президентом - через Совфед. Сегодня уже существует неформальная зависимость судов от Кремля - зачем понадобилась еще и жесткая формальная зависимость третьей ветви власти от первой? С этим вопросом `НГ` обратилась к известным российским политикам.
Любовь Слиска, первый заместитель председателя Госдумы
Соответствующих законопроектов я пока не видела. Но я все-таки за то, чтобы судебная система была независимой. Я думаю, нам нельзя еще одну систему власти приводить сейчас в смятение. И без того многие судьи сегодня решили срочно подать в отставку - они боятся изменений в законодательстве. Поэтому менять порядок в этой области надо деликатно и осторожно. Нельзя всех подряд обвинять в коррупции, мошенничестве и взятках. Я, например, лично знаю многих судей, которые работают в Москве и области и живут на зарплату в 15 тысяч рублей.
Вот, наверное, о чем надо подумать прежде всего и вспомнить свои обещания в период подготовки судебной реформы о повышении судьям зарплаты вдвое. Пока она не повышена, да и материальная обеспеченность судов оставляет желать лучшего. Так что назначение начальника судебного департамента указом президента, может быть, и стоит делать, чтобы спрашивать с него за неисполнение им обязанностей. А вот к вопросу независимости судей надо подходить осторожнее.
Валентина Петренко, председатель комитета Совета Федерации по социальной политике
Сегодня в судебной сфере у нас происходит очень много серьезных нарушений. При нынешней системе судьи начинают себя чувствовать едва ли не посланниками Божьими на земле. И поэтому у некоторых из них не срабатывает чувство ответственности. По этой причине сейчас нужно усилить контроль по подбору кадров в этой области. Система назначений поможет избежать коррупции и других нарушений. Которые пока, к сожалению, еще случаются. Новый порядок, предложенный Мироновым, - это позитивный шаг.
Ирина Хакамада, сопредседатель Комитета-2008
Для меня это решение удивительно, потому что косвенная зависимость судов сейчас и так существует. И я не доверяю основному публичному объяснению, что это делается для того, чтобы создать независимую судебную систему и бороться с коррупцией в судебных инстанциях. Всех министров и начальников президент тоже назначает, и при этом сам признает, что уровень коррупции в силовых ведомствах и министерствах достиг неимоверных масштабов. Это значит, что принцип назначения не имеет отношения к борьбе с коррупцией. Если соединить все: жесточайшую парламентскую систему, антиконституционный пакет по уничтожению не только избрания губернаторов, но и фактической ликвидации институтов региональных парламентов, а теперь - судебную систему, то, мне кажется, совершается бархатный ползучий переворот. Идет формирование очень жесткой политической системы. Возникает вопрос, для чего? Я думаю, чтобы поставить окончательную точку, ликвидировав, может быть частично, выборы президента. Готовится нечто такое, для чего нужно все гайки закрутить так, чтобы невозможно было сопротивляться. То ли Путин хочет стать премьер-министром, с ликвидацией президентства, то ли готовит такого наследника, что система может быть взорвана, и надо закрутить гайки. Концептуальная база действий власти: Россия к демократии не готова, зато страна готова к автократии, к демократической монархии, госкапитализму китайского типа, и нужно провести реформу так, чтобы никто ее не заметил. Чтобы гражданское общество не задохнулось в отсутствие кислорода, чтобы оно не предприняло ни одного активного действия, надо его очень медленно запирать.
Олег Куликов, секретарь ЦК КПРФ по идеологической работе
Это опасный закон, который ликвидирует независимость судебной системы и ставит ее в зависимость от исполнительной власти. Такое построение дополнительной вертикали - опасное явление. У нас исполнительная власть и так сегодня полностью контролирует все общественные процессы - исполнительную, законодательную власть, а теперь будет контролировать и судебную: тут мы впереди планеты всей. Это не борьба с коррупцией, а создание ее нового очага. Потому что президент не будет знать, кого он назначает, а это значит - какой-то орган будет рекомендовать судей. То есть заниматься этим будут чиновники, а где чиновники, там и взятки. Вместо демократического органа - Всероссийского съезда судей, который избирал на ответственные посты своих наиболее авторитетных коллег, - возникнет орган, неизвестно кем уполномоченный и неизвестно по каким стандартам избирающий судей. Что является угрозой и для самой судебной системы, и для общества.
Опрос подготовили: Ия Ферапонтова, Кира Латухина, Иван Родин, Анатолий Костюков.
материалы: Независимая Газ
http://nvolgatrade.ru/