Комментарий председателя МКА «Тер-Акопов и партнеры», адвоката по уголовным делам Тер-Акопова Георгия Рубеновича:
«Даже посетив сайт Федерального Агентства Специального Строительства России и пролистав его страницы, трудно подсчитать, сколько стратегически важных объектов находится на стадии строительства. Не говоря об уже построенных и сданных в эксплуатацию. Это военные городки, центры подготовки, арсеналы, дороги и аэродромы, военные объекты сухопутных и военно-морских сил, радиолокационные станции, атомные объекты, военные заводы, объекты РВСН и космодромы, и многое другое. Становится понятно, что эта организация и ее деятельность стратегически и жизненно важна для интересов России, ее обороноспособности и безопасности. Понятно и то, что для строительства всех этих важнейших объектов государство выделяет огромные средства. Простая истина, что рано или поздно, государство будет следить за расходованием этих средств. К сожалению, не назвать истиной нельзя и наличие такого человеческого фактора, как желание получить личную выгоду в обход кассы предприятия, выдающей заработную плату. Что непосильно и малоэффективно для одного, становится возможным группе людей с таким же желанием, здесь и рождается коррупция. При этом, анализируя коррупционные преступления, выявляется, что совершая их, расхитители не надеются на то, что хищение будет незамеченным, что они смогут откупиться. Все чаще и чаще их совершают почти в открытую (до момента получения возможности распоряжения денежными средствами), и покидают пределы Родины, делая ставку на исчезновение в других государствах, или получение статуса политического беженца или гражданства в государствах, отношения с Россией у которых оставляет желать лучшего.
Исходя из сообщений СМИ, думается, что вскрытые многомиллиардные хищения при строительстве космодрома «Восточный» послужили основным толчком к проверке деятельности не отдельных руководителей проектов, а всех управлений и всего «Спецстроя» в целом.
Как сообщают СМИ, за последние дни задержаны двое заместителей этого ведомства, Александр Буряков и Александр Мордовец. Эти задержания говорят о том, что в результате проводимых правоохранительными органами проверок обнаружены признаки состава преступления, дающие основания для возбуждения уголовного дела. Учитывая, что Александр Мордовец занимает эту должность недавно, есть вероятность, что занимавший ее ранее Александр Загорулько тоже будет предметом интересов следствия, в особенности причины и мотивы его добровольной отставки. Логично предположить, что и к Александру Мордовец будут вопросы о качестве «курирования» строительства космодрома «Восточный», которое он осуществлял. Возможно наличие и иного источника активности правоохранителей. На сегодняшний день в отношении руководства скандально известного «РусАльянсСтрой» уже расследуется уголовное дело по факту хищений при строительстве военных объектов на острове Шмидт. Тогда субподрядчиком было заявлено, о масштабной коррупции и откатах в «Спецстрое России», в результате чего с должности был снят руководитель ФГУП ГУИР № 2 при «Спецстрое России» Олег Сиразетдинов.
В любом случае, есть достаточно оснований полагать, что в рамках расследования этого уголовного дела будут проверяться не только лица, руководители «Спецстроя», но и все руководители и топменеджмент входящих в его состав ФГУПов. Можно предположить, что проверка не обойдет стороной и различного рода подрядчиков и субподрядчиков, а число привлекаемых к уголовной ответственности увеличится.
Понятно и то, что большое количество руководителей разного уровня самого «Спецстроя», входящих в его структуру подразделений, и связанных с ними субподрядчиков будут вовлечены на различных стадиях уголовного дела к его расследованию. От их показаний, и от данных в отношении их показаний, зависит тот статус участников процесса расследования, в котором они будут находиться к его концу. Несмотря на то, что Уголовный закон гласит, что лицо (обвиняемый, подозреваемый) не обязано доказывать свою невиновность, а обязанность доказывания вины и опровержение доводов защиты (адвоката) лежит на стороне обвинения (следствия), надо понимать, что позаботиться о декларации своей невиновности или непричастности к преступлению лучше позаботиться самому, чем довериться мнению и убеждениям стороны обвинения. Однозначно, что многие доказательства (документы, показания и др.) можно рассматривать под разным углом восприятия, а многие поступки и решения, мотивы, по которым они принимались, можно интерпретировать как в пользу обвинения, так и в пользу защиты.»