Новый глава областной избирательной комиссии ставит на место зарвавшихся партийцев
Видимо, новое выборное законодательство заставит журналистов более тщательно выбирать героев своих материалов. Есть вероятность того, что они окажутся потенциальными кандидатами в депутаты Государственной Думы РФ. В таком случае любая информация об этих людях, вызывающая симпатию или антипатию у читателей, слушателей или зрителей, может быть расценена как агитация или контрагитация со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако сегодняшний гость "Челябинского рабочего", несмотря на то, что имеет к выборам самое непосредственное отношение, от этого полностью застрахован. Речь о главе областной избирательной комиссии Ирине Старостиной. Единодушие, с которым коллеги выдвинули ее на этот пост, стало понятным после первого же серьезного испытания, выпавшего на долю нового председателя облизбиркома. При формировании окружных избирательных комиссий на областную комиссию и лично на Старостину оказывалось серьезное давление со стороны политических партий. Она его с честью выдержала и в обиду коллег не дала. С этого эпизода мы и начали наш разговор.
Адреса, пароли, явки:
- Ирина Аркадьевна, что произошло при формировании окружкомов?
- На членов нашей комиссии, а точнее, на членов рабочей группы, которые занимались формированием окружных комиссий, оказывалось давление. Причем не со стороны исполнительной и законодательной властей, как предсказывала пресса, а со стороны политических партий. Тех самых партий, которые недавно подписали соглашение о честных и чистых выборах. Нарушая прежде всего эту договоренность, их представители обзванивали членов рабочей группы, приезжали к ним домой и на работу. Пытались повлиять и на меня. С помощью уговоров и давления визитеры добивались назначения своих людей на ключевые посты в окружных комиссиях. При этом предлагали заведомо неприемлемые кандидатуры. В частности, людей, имевших нелады с законом. Фамилии некоторых из них хорошо известны члену рабочей группы, представителю "Яблока" Маргарите Кузнецовой, которая в прошлом была прокурором. На мой взгляд, некорректно было выдвигать и кандидатов со средним образованием, а также тех, кто не имел опыта юридической работы. В начале недавнего заседания облизбиркома я сделала публичное заявление о недопустимости подобного давления. Как выяснилось позже, такие случаи были не единичны. На семинаре для председателей территориальных избирательных комиссий узнала о том, что некоторые партийные деятели просили у моих коллег списки всех членов территориальных избиркомов с указанием их домашних адресов и телефонов и интересовались также составом будущих участковых комиссий.
- На какой стадии сейчас этот конфликт?
- Надеюсь, он уже исчерпан. После моего заявления деятельность партий вошла в нормальное русло. Возможно, на них повлияло и то, что этим заинтересовались правоохранительные органы. Ведь при всем желании я не могу публично назвать нарушителей - иначе сама попаду в их разряд. Это будет расценено как агитация против партий. Но если давление будет продолжаться, обязательно назову всех партийных нарушителей. За вмешательство в работу избирательных комиссий предусмотрено наказание, в том числе и по статье 141 УК РФ.
Больше всего в этой ситуации мне понравились действия членов облизбиркома. Я убедилась, что каждый из них - личность. Когда моя коллега, член рабочей группы, сказала, что, если ей предложат выбирать между партией и законом, она без колебаний предпочтет второе, я почувствовала спокойствие и уверенность.
Не так страшен закон?..
- Ирина Аркадьевна, сейчас много говорится о взаимоотношениях между избирательными комиссиями и прессой. Новые избирательные законы устанавливают весьма тонкую грань между агитацией и информацией и повышают степень ответственности журналистов. Не уготована ли акулам пера роль стрелочников, которых могут легко подставить некоторые нечистоплотные кандидаты и которых затаскают по судам избирательные комиссии?
- Нет. Все как раз наоборот. Я уверена, что изменения в законодательстве обезопасили СМИ. В частности, теперь четко определены границы информационного и агитационного периодов, что, на мой взгляд, должно помочь журналистам. Определены и главные критерии информации - объективность, беспристрастность и равное освещение деятельности кандидатов. Последнее правило касается и агитации. Что это значит? До 4 октября все СМИ, участвующие в освещении избирательной кампании, должны опубликовать свои рекламные расценки. Равные условия - это прежде всего одинаковая цена на политическую рекламу. В государственных электронных СМИ под созданием равных условий подразумевается предоставление кандидатам одинакового объема бесплатного эфирного времени. Кроме того, в новом законе более четко прописаны обязанности руководителей СМИ. Если раньше главный редактор де-юре не нес ответственности за предвыборные публикации, которые не оплачивались из избирательного фонда кандидатов, однако де-факто суд его мог за это наказать, то теперь закон недвусмысленно обязывает руководителя СМИ контролировать этот процесс.
- Значит, если журналист пишет объективные и беспристрастные материалы о кандидатах, он не может быть наказан?
- Да, если при этом соблюдается и третий принцип - создаются равные условия для всех участников выборов. Если же журналист подает информацию однобоко, например, пишет только об одной партии и не замечает других, к нему и к его изданию могут быть применены санкции. Но мы тысячу раз подумаем, прежде чем использовать самую крайнюю меру. Речь идет о приостановлении выхода СМИ.
- Представьте, что журналист написал за один день большой материал о трех встречах одного кандидата, а о пяти встречах другого - ни строчки, он просто об этом не знал. Какая кара его ждет?
- Никакой. Если, конечно, он действительно не имел представления о мероприятиях другого кандидата. Это легко доказать. Поймите, по мелочам никто к СМИ придираться не станет. Журналистам, которые привыкли информировать свою аудиторию, бояться абсолютно нечего. Мы не собираемся никому выкручивать руки.
- Кто будет оценивать агитационную деятельность СМИ?
- Рабочая группа при облизбиркоме, которую возглавляет юрист Сергей Сушков. Аналогичные группы созданы в окружных и территориальных комиссиях. А вообще в "судьях" недостатка не будет. Наиболее активными из них станут члены конкурирующих предвыборных штабов. Мы надеемся и на помощь региональной коллегии большого жюри, которую сформировало областное правление Союза журналистов РФ.
Участковые против "черного пиара"
- Ирина Аркадьевна, судя по всему, боевое крещение нового облизбиркома состоялось. Каковы ближайшие планы комиссии?
- Ждем выдвижения новых кандидатов. Сейчас особых проблем нет. Были неувязки, связанные с установкой на местах системы ГАС "Выборы", но они в прошлом. В основном проблемы касались выделения муниципалитетами помещений и работы охранных сигнализаций. Последнее имеет очень важное значение. Ни у кого не должно возникнуть даже малейшего подозрения относительно итогов избирательного процесса. Для этого доступ к системе ГАС "Выборы" должен быть максимально жестким. Кстати, благодаря этой технологии предварительные итоги голосования будут известны через три-четыре часа после его окончания. Любая задержка будет расцениваться нами как возможная фальсификация выборов.
- Готовитесь к появлению новых технологий "черного пиара"?
- Естественно. За агитацией такого рода будут следить рабочие группы избиркомов, о которых я уже говорила, контрольно-ревизионная служба нашей комиссии. Участковые тоже в курсе. Так называемый "черный пиар" сразу будет передаваться в "органы".
- Ирина Аркадьевна, у меня складывается впечатление, что на рабочем месте вы достаточно жесткий человек. А за его пределами?
- Я не жесткий человек ни на работе, ни дома. Просто во всех ситуациях, возникающих на рабочем месте, особенно в тех, когда на карту поставлено очень многое, всегда строго следую букве закона. Со стороны кому-то это может показаться жестким. В юриспруденцию я влюблена с детства - с пятого класса школы. И в своей профессии нисколько не разочаровалась. А дома я обычная женщина: жена и мама. Там для меня действуют другие законы - житейские.
Анекдот в тему
Пришла бабушка на избирательный участок, а очки дома забыла. Возле урны стоит "наблюдатель". Бабушка просит его:
- Сынок, помоги галочку в бюллетене поставить.
"Сынок" черкнул галочку и опустил бюллетень в урну.
- А за кого я хоть проголосовала?
- Бабка, ты в курсе, что по Конституции голосование у нас тайное?
- Да.
- Ну вот и иди домой, бабуля...
Сергей Крапивин
www.chelrabochy.ru