08 июня 2005
3537

Закон `О Федеральном Собрании РФ` ляжет на полку или станет началом политической реформы?

7 июня в Госдуму внесен проект Федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации". Законопроект внесли пять независимых депутатов-одномандатников: Борис Виноградов, Михаил Задорнов, Николай Зубов, Святослав Насташевский, Владимир Рыжков.

Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве в тот же день Владимир Рыжков. Цель законопроекта - юридически определить статус Федерального Собрания РФ, его компетенцию, вопросы ведения, структуру, организационные формы и условия его деятельности. В настоящее время все это регулируется целым рядом законодательных актов.

По словам Владимира Рыжкова, законопроект неслучайно появился в год столетия издания манифеста императора Николая II "Об усовершенствовании государственного порядка", провозгласивший гражданские свободы и создание Государственной думы, поскольку между развитым парламентаризмом и демократией имеется непосредственная связь. "Как сто лет назад, так и сейчас российский парламентаризм представляет из себя недоразвитого уродца, - заявил депутат. - Лишь могучий парламентаризм может дать России демократию".

Основные идеи законопроекта Владимир Рыжков определил как "10 демократических заповедей":

1. Аналогию предлагаемому закону представляют Федеральные конституционные законы "О Правительстве Российской Федерации", "О Конституционном суде Российской Федерации", "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах Российской Федерации", "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и др. В этот ряд должен вписаться закон о Федеральном Собрании.

2. Закон закрепляет права оппозиции, тогда как регламенты обеих палат, ввиду легкости их изменения, представляют собой "поле для произвола парламентского большинства".

3. Законопроект содержит гарантии для парламентской оппозиции, в том числе отмененный ныне "пакетный принцип" (право оппозиции на занятие должностей руководителей ряда комитетов, пропорциональное распределение мест в комитетах и комиссиях), а также гарантию доступа для оппозиции к государственным электронным СМИ.

4. Законопроект закрепляет гарантии политических прав депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, а также их помощников, которые в настоящее время определяются разными законодательными актами и далеко не всегда соблюдаются.

5. Законопроект содержит гарантии прав фракций и депутатских групп, а также независимых депутатов.

6. Законопроект резко расширяет и закрепляет контрольные функции парламента, в том числе функцию контроля над исполнением законов и распоряжением собственностью, вводит институт парламентских расследований и определяет виды и порядок подачи депутатских запросов, а также вводит помимо существующего "Правительственного часа" с заранее известной программой ежемесячные "Правительственные дни", в ходе которых Правительство в полном составе прибывает в Федеральное Собрание и в течение 3 часов общается с депутатами, отвечая на все их вопросы без предварительной подготовки.

7. Закон исправляет наметившийся в последние годы перекос, который выражается в переходе к исполнительной власти ряда принадлежащих законодательной власти полномочий по назначению тех или иных государственных лиц.

8. Закон предусматривает утверждение парламентом кандидатуры Председателя Правительства на основании предъявленной им подробной программы социально-экономического развития страны.

9. Законопроект устанавливает полную материально-техническую и финансовую независимость Федерального Собрания от исполнительной власти. Напомним, что в настоящее время материально-техническое и финансовое обеспечение парламента равно как и высших судов РФ возложено на Управление деламии Президента РФ.

10. Закон определяет информационную открытость Федерального Собрания. В частности, предполагается обязательная публикация в сети Интернет полных текстов законопроектов, поправок, результатов голосований и др.

"Это своего рода Habeas Corpus Act образца 2005 года, - заявил Владимир Рыжков. - Это выдающийся законодательный акт, который вряд ли станет законом при нынешнем политическом режиме. Но он обращен в будущее. Вопрос о демократии открыт, история России не завершена". По его словам, авторы данного законопроекта намерены продолжать работу над пакетом законодательных предложений, образующих костяк политической реформы. На очереди проекты законов о Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента РФ и другие.

Уникальность данного законопроекта в истории российской государственности подчеркнули также другие участники пресс-конференции - директор Независимого института выборов Александр Иванченко и секретарь Федерального Политсовета СПС Иван Стариков.

Как ожидается, первое чтение по данному проекту Федерального конституционного закона состоится в Государственной Думе осенью текущего года.

regnum
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован