05 февраля 2002
1913

Законопроект N 42061-3. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации `Об авторском праве и смежных правах` (в части приведения закона Российской Федерации `Об авторском праве и смежных правах` в соответствие с Конституцией Российской

<!-- /* Style Definitions */p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; font-size:12.0pt;"Times New Roman"; mso-fareast-"Times New Roman";}a:link, span.MsoHyperlink {color:blue; text-decoration:none; text-underline:none; text-decoration:none; text-line-through:none;}a:visited, span.MsoHyperlinkFollowed {color:purple; text-decoration:underline; text-underline:single;}span.namem1 { color:black; font-weight:bold; text-decoration:none; text-underline:none; text-decoration:none; text-line-through:none;}span.comment1 { color:black; text-decoration:none; text-underline:none; text-decoration:none; text-line-through:none;}span.data1 { color:black; text-decoration:none; text-underline:none; text-decoration:none; text-line-through:none;}span.sobytie2 { color:black; font-weight:bold; text-decoration:underline; text-underline:single;}span.podsobytie1 { color:navy; font-weight:bold; text-decoration:none; text-underline:none; text-decoration:none; text-line-through:none;}@page Section1 {size:595.3pt 841.9pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;}div.Section1 {page:Section1;}-->

N п/п
Наименование законопроекта, закона
Дата внесения
Субъект права законодательной инициативы
Последнее событие
Дата последнего события
1
N 42061-3 О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (в части приведения закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" в соответствие с Конституцией Российской Федерации)
25.12.2000
Депутат Государственной Думы В.Я.Комиссаров2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение) снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы


Электронная регистрационная карта на законопроект N 42061-3
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"
(в части приведения закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" в соответствие с Конституцией Российской Федерации)

по событиям
находится в архиве прошлых созывов
Паспортные данные
 
 
 
Субъект права законодательной инициативы
Депутат Государственной Думы В.Я.Комиссаров
Форма законопроекта
Федеральный закон
Ответственный комитетКомитет Государственной Думы по культуре и туризму
Комитеты-соисполнители
Комитет Государственной Думы по образованию и науке
Отрасль законодательства
Образование. Наука. Культура
Тематический блок законопроектов
Социальная политика
Заключение Правительства РФ на законопроект
не требуется
 
Регистрация писем
 
Регистрация писем и документов об изменении текста и паспортных данных законопроекта
 
 
 
 
 
отзыв законопроекта
22.01.2002
 
 
Внесение законопроекта в Государственную Думу
 
Регистрация законопроекта и материалов к нему в Управлении документационного и информационного обеспечения
 
 
 
 
 
зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы
25.12.2000
 
Прохождение законопроекта у Председателя Государственой Думы
 
 
 
 
 
направлен в Комитет Государственной Думы по культуре и туризму, Комитет Государственной Думы по информационной политике
27.12.2000
 
 
Предварительное рассмотрение законопроекта, внесенного в Государственную Думу
 
Принятие профильным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы
 
 
 
 
 
представить законопроект на рассмотрение Совета Государственной Думы
19.04.2001
N40, п.2
 
предложить снять законопроект с рассмотрения
31.01.2002
N66, п.2
 
- - - - - - - Дата события не определена - - - - - - -
 
Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, внесенного в Государственную Думу
 
 
 
 
 
назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по культуре и туризму); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой
24.04.2001
 
снять законопроект с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы
05.02.2002
 
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
 
Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы
Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом
 
 
 
 
 
назначить комитет-соисполнитель (Комитет Государственной Думы по образованию и науке)
22.05.2001
 
 
 
Заключение
по проекту федерального закона N 42061-3
`О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации `Об авторском праве и смежных правах`
 
В соответствии с поручением Совета Государственной Думы (протокол от 24.04.2001 г. N 73, пункт 111) Правовое управление Аппарата Государственной Думы рассмотрело вышеназванный законопроект, внесенный депутатом Государственной Думы В.Я.Комиссаровым, и сообщает следующее.
 

Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральным законам

 
Правовой анализ положений законопроекта свидетельствует о том, что предлагаемые изменения и дополнения в Закон Российской Федерации `Об авторском праве и смежных правах` (далее – Закон об авторском праве и смежных правах), принятый 9 мая 1993 года, обусловлены необходимостью приведения отдельных его положений в соответствие с позднее принятой Конституцией Российской Федерации, положениями международных договоров Российской Федерации (Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений и др.). Ряд изменений и дополнений предлагается в связи с предстоящим вступлением России в ВТО и присоединением к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - Соглашению ТРИПС, обязательным условием которого является приведение законодательства в области интеллектуальной собственности в соответствие с требованиями названного Соглашения. В тексте проекта содержатся также уточнения отдельных положений Закона об авторском праве и смежных правах на основе накопившейся практики его применения.

В целом необходимо отметить, что вопросы совершенствования законодательства в сфере интеллектуальной собственности давно требуют своего решения. Однако сама концепция реализации подходов (первоочередности рассмотрения законопроектов), как представляется, в данном случае не менее важна. Так, с юридической точки зрения вполне очевидно, что в условиях одновременной разработки и внесения в Государственную Думу проекта раздела части III Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), посвященного регулированию вопросов интеллектуальной собственности и содержащего кодификацию норм в этой области деятельности, рассмотрение представленного и других аналогичных проектов законов, как полагаем, не может иметь место прежде, чем будет решена судьба названного законодательного акта, либо это рассмотрение должно идти одновременно (в одном пакете с проектом ГК РФ). Проект ГК РФ унифицирует многие институты (исключительные права, право авторства и др.), которые должны быть общими для всего пакета законов в сфере интеллектуальной собственности, как внесенных, так и предполагаемых в ближайшее время к внесению в Государственную Думу.

 
Отдельные постатейные замечания
 

Одним из недостатков законопроекта является то, что, ориентируясь на терминологию международных соглашений (в их переводе), ряд предлагаемых изменений и дополнений недостаточно четко трансформируется в национальное законодательство. В этой связи текст проекта нуждается в дополнительном правовом анализе. Так, например, определяя круг субъектов регулируемых отношений, проект упоминает `представителей публики` (пункт 3 статьи 1 проекта), `авторов – имеющих место жительства в Российской Федерации` (пункт 4 статьи 1 проекта) и др. Данные положения нуждаются в согласовании с ГК РФ (статьи 1, 2 и др.), другими законами Российской Федерации.

Не учтено (пункт 2 статьи 1 проекта), что нормы, касающиеся рассматриваемого института регулирования, содержатся, прежде всего, в Конституции Российской Федерации (статьи 44, 71), ГК РФ, а, следовательно, отсылка к данным актам должна быть приведена в тексте статьи.

С правовой точки зрения нет достаточной четкости в содержании положений проекта, касающихся момента перехода произведений в общественное достояние (см. пункт 4 статьи 1 проекта и статью 3 проекта). Неясно, каким образом будут реализованы данные положения, если в разных странах будут предусмотрены разные по продолжительности сроки охраны произведения.

Концептуальные положения, касающиеся `исключительных прав` (пункты 9, 23, 24, 26, 27 и другие статьи 1 проекта) (их содержание, определение прав, являющихся объектом гражданского оборота), требуют взаимоувязки с определением сути этих прав в ГК РФ (статья 138) (в проекте раздела ГК РФ, посвященного регулированию интеллектуальной собственности).

В проекте делается попытка (см. пункт 16 проекта) урегулировать вопросы, касающиеся порядка выплаты вознаграждения авторам, исполнителям, производителям фонограмм за воспроизведение аудиовизуального произведения или фонограммы иными лицами в личных целях. Однако механизма его реализации в проекте не содержится. Не совсем понятно, почему такие вопросы, как ставки вознаграждения и порядок выплаты должны регулироваться не на уровне закона, а в подзаконном акте (пункт 2 статьи 26 Закона). Кроме того, если следовать данным положениям проекта, то положения изложенного далее пункта 3 статьи 26 Закона (пункт 16 проекта) о сборе вознаграждения вступают в противоречие с пунктом 2 этой статьи.

Законопроект предлагает увеличить сроки действия авторского права с 50 до 70 лет. Однако с правовой точки зрения недостаточно четко изложен механизм реализации предлагаемой пролонгации прав (см. дополняемые пункты 7, 8 статьи 27 Закона – пункт 17 проекта и статью 2 проекта), т.е. не ясно, продлевается ли срок охраны автоматически (пункт 7 статьи 27 в новой редакции) или же данная норма будет применяться только к отношениям, возникающим после вступления в силу Закона (статья 2 проекта).

Предусматривая изменения статьи 40 Закона об авторском праве и смежных правах, регулирующей права организаций эфирного вещания, проект предлагает считать объектом исключительных прав не `передачи`, а `программы`, что вряд ли обоснованно. Предлагаемые изменения требуют согласования с положениями Закона Российской Федерации `О средствах массовой информации`, международными конвенциями в этой сфере (см., например, Международную конвенцию об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций).

Требует уточнения с учетом положений ГК РФ, Федерального закона `Об общественных объединениях`, других федеральных законов статус организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе (пункт 30 статьи 1 проекта). Не ясна организационно-правовая форма указанных организаций как юридических лиц. Спорным является и вопрос о действии таких организаций на лицензионной основе, поскольку это не согласуется с принципами, определяющими виды деятельности, требующие лицензирования (см. пункт 1 статьи 49 ГК РФ и Федеральный закон `О лицензировании отдельных видов деятельности`), хотя в целом вопрос об упорядочении деятельности указанных организаций, на наш взгляд, заслуживает внимания. Представляется также, что положения проекта (пункт 32 статьи 1) в большей степени являются предметом уставов данных организаций.

По проекту имеются и иные замечания правового характера, которые могут быть высказаны после решения вопросов о процедуре рассмотрения законопроекта.

Поскольку на правовую экспертизу представлены одновременно два законопроекта, предлагающие изменения и дополнения в Закон об авторском праве и смежных правах, полагаем, что указанные законопроекты нуждаются в объединении, что позволит наиболее полно и согласованно урегулировать весь аспект проблем в области авторского права и смежных прав.

 
Начальник Управления В.Б.Исаков
 
 Госдума

05.02.2002

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован