Законопроект о декриминализации ряда уголовных преступлений внес в Госдуму Верховный суд, передает корреспондент ИА REGNUM 14 декабря. ВС отмечает, что в 2014 году из 719 305 лиц — общего числа осужденных — 330 898 лиц были признаны виновными и осуждены за преступления небольшой тяжести, между тем нередко деяния, квалифицируемые сегодня как преступления небольшой тяжести, либо лица, их совершившие, не обладают достаточной степенью общественной опасности.
«Негативные последствия от судимости в таких случаях (причем не только для самого осужденного, но и для его близких родственников) не вполне адекватны характеру этих деяний или личности осужденного. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать декриминализация некоторых деяний, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, а также либерализация уголовного закона такими способами, как увеличение суммы хищения чужого имущества, с которой наступает уголовная ответственность, и расширение оснований освобождения от уголовной ответственности», — отмечается в постановлении Верховного суда.
С учетом состояния преступности в Российской Федерации, а также ее современных тенденций предлагается декриминализировать следующие деяния, относящиеся в настоящее время к преступлениям небольшой тяжести: побои или иные насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ (часть первая статьи 116 УК РФ), если такое деяние совершено однократно; угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (часть первая статьи 119 УК РФ), если такое деяние совершено однократно; злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (части первая и вторая статьи 157 УК РФ), а также использование заведомо подложного документа (часть третья статьи 327 УК РФ), за исключением заведомо подложного официального документа.
Декриминализация это, конечно, хорошо, но, по нашему мнению, предложение декриминализировать ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 119 и ч. 1 и 2 ст. 157 УК РФ не выглядит достаточно продуманным. Кто, например, выступает зачастую фигурантом дела по ч. 1 ст. 116 УК РФ? Мужья, избивающие жен. То-то для них начнется вольница! Между прочим, обычно, несчастные жены даже не обращаются в полицию и лишь когда “мочи нет терпеть” пишут заявления. А мы о негативных последствиях от судимости мужа-садиста печемся?!
Что касается ч. 1 ст. 119 УК РФ, то и сейчас возбудить уголовное дело за угрозу убийством крайне сложно. Не секрет, что правоохранители, как правило, от заявлений потерпевших стараются отмахнуться, утверждая, что “слова к делу не пришьешь”. Потом угроза убийством перерастает в убийство…
Кстати, только что на LIFENEWS прошло сообщение, что экс-депутату Дьяконову в Ростовской области предъявлено обвинение по ст. 119 УК РФ. По версии следователей, Дьяконов угрожал работнику администрации убийством за отказ провести ремонт в квартире многодетной матери, которая является его сестрой. Теперь подобные действия будут называться административным правонарушением?!
И совсем уж странным выглядит предложение о декриминализации ст. 157 УК РФ! Женщины и сейчас годами не получают алименты от мужа на содержание несовершеннолетних детей! И это при наличии ст. 157 УК РФ! Что будет, когда злостное уклонение от уплаты алиментов будет декриминализировано? Очевидно ведь, что вообще алименты платить не будут! А зачем?
На наш взгляд, можно поддержать лишь предложение о декриминализации ч. 3 ст. 327 УК РФ, но только потому, что использование подложного документа почти всегда выступает в качестве способа совершения более тяжкого преступления.
Посмотрим, как события будут развиваться в Госдуме…
А. Арутюнов, адвокат, доктор юридических наук, профессор МГПУ (специально для Виперсон.ру)