В последнее десятилетие в Карелии реализован целый ряд фундаментальных реформ, в центре которых - система управления общественными финансами. Это стало важнейшим фактором устойчивого развития республики. О позитивных переменах в области бюджетно-налоговой политики, происшедших за последние десять лет, мы беседуем с вице-премьером правительства, министром финансов РК Александром Колесовым.
От "управления расходами" к "управлению результатами"
- В начале 2000 годов, - говорит он, - сформирована нормативная база республики по бюджету. Приняты системообразующие республиканские законы о бюджетном процессе, о налогах, о минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах. Еще раньше, в декабре 1999 года Законодательное собрание приняло закон "О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия" - главный документ для налогоплательщиков, инвесторов и бизнес сообщества.
- Александр Семенович, Карелия по многим вопросам была в числе передовых регионов, которые не бояться проявлять инициативу. Вероятно, реформирование бюджетной системы не стало исключением?
- В июле 2001 года в Карелии - в одном из первых регионов Российской Федерации - принят закон о бюджетном процессе, регламентирующий процессы становления, утверждения исполнения и контроля за исполнением республиканского бюджета, формирования межбюджетных отношений между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления.
В целях объективного подушевого выравнивания социального развития муниципальных образований на этапе реформирования межбюджетных отношений в 2000 году принят закон о минимальных стандартах, социальных и финансовых нормативах.
В 2002 году Карелия вошла в число регионов-участников проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне, осуществляемого за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития.
- Реформа коснулась и финансового планирования. В чем она заключалась?
- С 2001 года в республике началось внедрение среднесрочного финансового планирования, поэтапный переход от "управления расходами" к " управлению результатами". Определены подходы к новым механизмам программно-целевого бюджетирования, предполагающего тесную увязку государственных расходов со стратегией комплексного социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу. Сформирована необходимая региональная нормативная база по данному направлению.
В бюджетную практику республики в последние годы внедрен подход к формированию и реализации бюджетных целевых программ с учетом целевых показателей результатов их реализации.
В прошлом году впервые среднесрочный финансовый план республики составлен в разрезе главных распорядителей средств бюджета, действующих и принимаемых обязательств.
Открытый и прозрачный бюджет
- Правительство стремится к обеспечению открытости и прозрачности бюджета. Что можно сказать об этом?
- Идет процесс формирования оперативных и доступных информационных ресурсов о проекте бюджета на очередной финансовый год, законе о бюджете, годовом отчете об исполнении бюджета республики для всех уровней государственной власти, общественности, ученых и граждан. Обеспечивается систематическое опубликование в средствах массовой информации сведений о ежеквартальном исполнении бюджета.
Кроме того, расширено применение системы государственного заказа и конкурсных процедур при его размещении. И, что особенно важно, повысилась открытость деятельности исполнительных органов власти республики в финансовой сфере для основных потребителей ее результатов.
- Еще одна тема, которую никак нельзя обойти, межбюджетные отношения. Как они регулируются?
- В последние годы шла напряженная работа по практическому внедрению направлений, заложенных как в новом федеральном законодательстве и Бюджетном кодексе Российской Федерации, так и в Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ.
Еще до реформы местного самоуправления на федеральном уровне, в республике создана "карельская модель". Она базировалась на единых для бюджетов республики нормативах распределения налогов, социальных и финансовых нормативах и формализованном распределении финансовой помощи местным бюджетам.
В целях регулирования взаимоотношений между органами государственной власти республики и органами местного самоуправления муниципальных образований по вопросам межбюджетных отношений в 2005 году в Карелии принят закон о межбюджетных отношениях, нормы которого заложили правовую основу новой системы межбюджетных отношений.
Выросли доходы и расходы
- Карелия - дотационная республика. Каково соотношение между собственными средствами и федеральными, выделяемыми республике на выравнивание бюджетной обеспеченности?
- За десять лет сложилась положительная динамика поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации с территории республики, которое увеличилось в 12 раз (!) и составило за прошлый год 25 миллиардов 350 миллионов рублей. основными доходными источниками бюджетов всех уровней в нашем регионе являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на имущество предприятий, доходы от использования государственного имущества.
Основой развития республики является собственная налоговая база. Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики за 10 лет увеличилось в 7,9 раза и составило в 2007 году 13 миллиардов 860 миллионов рублей. Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета увеличилась со 146 миллионов рублей в 1998 году до 1 миллиарда 269 миллионов рублей в 2007 году.
В связи с изменением федерального законодательства, обусловленным разграничением полномочий между разными уровнями власти, делегированием с 2005 года полномочий Российской Федерации на исполнение органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления, увеличивается объем бюджетных поступлений из федерального бюджета на эти цели.
- А что касается расходов?
- Объем расходов консолидированного бюджета за последние десять лет вырос в 10,7 раза (!) При этом объем расходов бюджета республики на выполнение делегированных федеральных полномочий увеличился с 256 миллионов рублей в 2005 году до 1 миллиарда 267 миллионов в 2007 году.
Бюджетные ассигнования на образование, социальную политику, культуру и здравоохранение за последние десять лет возросли почти в 16 раз (!) и составили в минувшем году 15 миллиардов 697 миллионов рублей, что позволило существенно улучшить положение дел в социальной сфере. На здравоохранение и спорт бюджетные ассигнования возросли в 22,5 раза, на социальную политику - в 20,7 раза, на культуру - в 15,5, на образование - в 11,1 раза.
Расходы бюджета республики на реализацию Адресной инвестиционной программы Карелии увеличились в 6 раз.
- Александр Семенович, какие средства из республиканского бюджета направляются на выравнивание социально-экономического развития муниципальных образований?
- Объем финансовой помощи местным бюджетам из бюджета республики с 1998 по 2007 год увеличился в 35 раз (!) - со 151 миллиона рублей до 5 миллиардов 353 миллионов рублей. С 2001 года в составе финансовой помощи местным бюджетам из бюджета Карелии передавались целевые средства на выполнение государственных полномочий.
С середины 1998 года Карелия не имеет просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, детских пособий и других государственных гарантий и выплат. И это способствовало нормализации расчетов в экономике республики в целом.
Нам доверяют на фондовом рынке
- Говоря о переменах в области бюджетно-налоговой политики, хотелось бы узнать и о том, как обстоят дела в управлении государственным долгом республики?
- За прошедшие десять лет накоплен опыт и в этом отношении. Прежде всего, проделана большая работа по инвентаризации этого долга, так как до этого даже не велась долговая книга. Были учтены все долги республиканских и местных органов власти. Управление государственным долгом предусматривает обеспечение экономически обоснованного объема и структуры долга, сочетание всех заемных инструментов при безусловном приоритете долгосрочных заимствований в форме государственных ценных бумаг. Согласно оценке международного рейтингового агентства в Карелии используются современные методы управления долгом, которые включают контроль условных обязательств и ограничение общего долга региона.
- Какими показателями исчисляется государственный долг республики?
- На 1 января 2008 года он составил 3 миллиарда 175 миллионов рублей и вырос по сравнению с 1998 годом на 2 миллиарда 515 миллионов рублей. В настоящее время в структуре долга 54 процента или 1 миллиард 724 миллиона рублей занимают облигационные займы. Это свидетельствует об инвестиционной направленности заемной политики республики. 44 процента или 1 миллиард 400 миллионов рублей составляет задолженность республики перед коммерческими банками.
С 2001 года Карелия работает в качестве заемщика на фондовом рынке России, и зарекомендовала себя как надежный партнер. Размещение облигационных займов осуществляется на торговых площадках ЗАО "Санкт-Петербургская валютная биржа" и ЗАО "Фондовая биржа ММВБ". За это время зарегистрировано десять условий эмиссии и обращения государственных облигаций РК на общую сумму 2 миллиарда 250 миллионов рублей.
Таким образом, за последние десять лет в системе управления общественными финансами республики произошли крупные структурные реформы. Теперь важно совершенствовать достигнутое и идти дальше.
Беседу вел Наиль Шабиев
gov.karelia.ru
13.05.2008